Главная  /  Россия  /  Псков  /  Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь


Это, пожалуй, второй монастырь после Троице-Сергиевой лавры по значимости в русском православии. Псково-Печерский монастырь был основан в 1473 году с первой выкопанной в песке в овраге Успенской церкви. В XVI веке он был обнесён крепостной стеной, и во времена Ивана Грозного стал русским форпостом на западе, выдержал осаду Стефана Батория. Пребывая на эстонской территории, монастырь избежал закрытия, а после войны ситуация с православием в стране изменилась — хотя Советы и обвинили игумена Павла (Горшкова) в пособничестве германским властям, арестовали и сгноили в ленинградских Крестах, монастырь не закрыли.

Монастырь похож на великолепный городок в табакерке, причём очарования ему добавляет тот факт, что располагается он в овраге. Его начищенность и ухоженность резко контрастируют с убогостью того, что за воротами. Отличительная черта Псково-Печерской лавры — очень яркие, почти лубочно-пасхальные цвета куполов, крыш и стен монастырских строений.

Многие туристы едут сюда из-за знаменитых пещер, аналогов Киево-Печерской лавры, где в нишах захоронены мощи монахов. Однако пещеры посетить весьма непросто, предполагается только групповой режим (кроме пн. и пт.) при получении благословения от наместника, которое даётся по большим праздникам. Комплекс пещер состоит из трёх некрополей, разделённых на семь «улиц» длиной в 200 метров. Отдельно похоронены знатные миряне-дворяне и монахи (многие их мощи нетленны). В стены вставлены керамические плиты с рельефами, самые старые датируются XVI веком. Кстати, несмотря на свободный вход, многие территории монастыря закрыты для посещения, о чём свидетельствуют расставленные там и тут таблички.

Псково-Печерская лавра: немного истории

Комплекс монастыря сложился в XVI—XVIII веках, с некоторыми позднейшими добавлениями. Центральный вход — Петровская башня. Рядом, чуть справа — Никольская башня и пристроенная к ней надвратная церковь Николы Ратного (1565—1581) со звонницей. Здесь у ворот, по преданию, в 1570 году Иван Грозный лично убил игумена Корнилия по подозрению в измене и переговорах с князем Курбским. Отсюда к центру монастыря под горку ведёт «кровавый путь», по которому тотчас после убийства раскаявшийся царь отнёс тело игумена в Успенскую церковь. Корнилий, собственно, может считаться создателем Псково-Печерского монастыря, он построил большинство зданий XVI века, организовал братию. На «кровавом пути» вы можете увидеть в стеклянном павильоне карету, на которой в монастырь приезжала императрица Анна Иоанновна. Слева остаются больничные палаты с жёлтой Лазаревской церковью (1792) со стеклянной верандой, чуть дальше — красная Благовещенская (1541) и Сретенская (1870) церкви, как бы составляющие одно целое, и перед ними колодец. Прямо по курсу — Успенская церковь, построенная как раз на пещерах (1478), с надстроенной Покровской церковью и барочными главками 1759 года. Там в серебряной раке покоятся мощи Корнилия. От Никольской башни есть и другая дорога, которая приводит к Михайловскому собору (1816—1827, архитектор Луиджи Руска), построенному в честь героев войны 1812 года, и дому настоятеля (1883) — это как раз закрытая территория, где живут монахи и руководство монастыря. Впечатляют также башни стен монастыря, особо интересна большая башня Верхних Решёток (высота 25 метров), под которой протекает ручей. Кстати, в монастыре два колодца, в том числе артезианский, над которым поставлена часовня (1911)— это обстоятельство облегчало жизнь монахам при осаде.

Сам город Печоры (эстонское название Петсери, 12 тысяч жителей), где находится монастырь, расположен в 3 км от ж/д станции Печоры Псковские. Несмотря на то, что сразу же за Печорами начинается Эстония, из погранзоны город в угоду туризму исключён. Хотя документы могут проверить. Название его собственно означает пещеру (по-древнерусски печора). Из Пскова удобно ехать с утра на электричке (8.50) или автобусе (5 рейсов в день) в Печоры, а на обратном пути заехать в Изборск. От ж/д вокзала до монастыря придётся идти через весь город, от автостанции ближе. В городе имеется несколько дореволюционных домов, нетипичные для России эстонские дома в стиле функционализма 20—30-х годов, лютеранская кирха Св. Петра (1926—1929, архитекторы Подчекаев и Зубченков) с органом, краеведческий музей (ул. Международная, 3) — от него удобно осматривать монастырь со смотровой площадки. Перед монастырем стоит церковь Св. Варвары (XVIII век) — деревянный дом с двумя барочными главками. Она особая, предназначена для православных эстонцев-сету. Сету сохранили множество языческих пережитков, за что русские называли их «полуверцами». Рядом с ней ещё одна церковь, Сорока Севастийских Мучеников (XIX век, стандартный классицизм).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free