Главная  /  Россия  /  Балтийск  /  Балтийская коса

Балтийская коса


На карте Калининградской области бросаются в глаза две узкие полоски суши, отделяющие от Балтийского моря Куршский и Калининградский заливы. Юго-западная полоска — это Балтийская коса.

Изначально немецкая, после Второй мировой войны Балтийская коса оказалась поделена между Россией и Польшей. В Польше косу называют Вислинской и польская её часть давно развивается как морской курорт. Северная же часть косы весь ХХ век была закрытым военным объектом, сначала — немецким, после Великой Отечественной войны — советским, а затем российским. Лишь в 2010 году ограничения на посещение косы были сняты и туда стали свободно ездить туристы.

По версии учёных, Балтийская коса появилась примерно 6 000 лет назад, когда северо-запад среднерусской равнины освободился от Валдайского ледника и образовался Калининградский залив. Морские волны и течения выносят песок на берег, а ветры формируют дюны. Высота дюн не больше 40 метров, а выросшая на песке растительность задерживает его перемещение.

Воды Балтийского моря всегда стремились прорваться в залив, размывая косу то в одном, то в другом месте. В 1510 году разыгрался особенно сильный шторм, который углубил один из проливов. С тех пор именно здесь проходит северная граница Балтийской косы — пролив отделяет косу от города Балтийск. Связь между косой и материком обеспечивают катера и автомобильный паром.

Длина косы — 65 км, 35 из которых — российская территория. Ширина — от 300 до 1800 метров. Закрытая погранзона с российской стороны начинается за 7 км до границы, погранперехода нет.

Западная оконечность российской части Балтийской косы с координатой 19° 38' восточной долготы является самой западной точкой России.

В 1869 году немецкие инженеры, перестраивая старую крепость города Пиллау, дополнили её двумя фортами. Один из них, «Западный», был расположен за проливом, на северной оконечности Балтийской косы. Он прикрывал город со стороны Балтики. Форт имел мощные кирпичные стены-галереи, дополнительно защищённые земляными валами, и двухэтажную казарму. Три капонира (длинных выступа-галереи, предназначенных для ведения огня сразу в две противоположные стороны) позволяли держать под перекрёстным огнём практически всю окрестную акваторию, побережье и пролив. Кроме того, после изобретения фугасных бомб, некоторые строения форта были дополнительно укреплены новым тогда материалом — бетоном.

В 1934 году рядом с фортом «Западный» на берегу полукруглой бухты Калининградского залива немцы начали строительство военного аэродрома Neutief (Нойтиф). Работы закончились в конце 1939 года. Аэродром мог принимать не только обычные, но и гидросамолёты, причём практически в любую погоду. Были построены три бетонных авиационных ангара 100 на 30 метров и два металлических гаража для другой техники.

26 апреля 1945 года на косу высадился советский десант, бои продолжались до 9 мая. После окончания войны аэродром стали использовать советские войска, в том числе для размещения гидросамолётов и самолётов-амфибий, а в Балтийске разместилась база Балтийского флота.

Вскоре после развала СССР войска покинули аэродром на косе, и он стал быстро разрушаться. Ещё более печальная судьба досталась форту «Западный». При его строительстве немцы использовали самые современные материалы, но не учли одного — изменчивости береговой линии. За сотню лет море успешно перемололо широкую укреплённую сваями береговую полосу и защищавшие её волнорезы, подступив к самым стенам форта. Южный капонир практически полностью ушёл под воду, земляные валы смыты прибоем, который плещется в кирпичных арках галерей. Северный и южный капониры были частично разрушены во время войны, частично разобраны на кирпич местными жителями. Однако и в таком виде мощные перекрытия форта, поросшие травой, производят сильное впечатление.

Главное богатство Балтийской косы сегодня — её многокилометровые песчаные пляжи тридцатиметровой ширины, практически не тронутые цивилизацией. Туристическая инфраструктура косы ограничивается небольшим кемпингом и кафе.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free