Главная  /  Украина  /  Киев  /  Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра


На днепровских склонах, на площади 30 гектаров, находится главная православная святыня Украины — Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Сегодня территория святыни разделена на две части. Одна из них (Верхняя лавра) представляет собой музейный комплекс — «Киево-Печерский национальный заповедник», его некоторые сооружения периодически используются священнослужителями. Вторая (Нижняя лавра) является монастырём Украинской православной церкви (Московский патриархат). На территорию Верхней лавры вход платный, но плата не взимается во время проведения богослужений.

Национальный Киево-Печерский заповедник

История одной из самых известных святынь православного мира началась в середине XI века, когда монах Антоний, уроженец города Любеч, поселился в пещере на одном из приднепровских холмов. Вскоре здесь стали селиться и другие иноки. Гора принимала новых «жителей», а когда количество их достигло ста и в пещерах стало тесновато, князь Изяслав подарил монахам холм, на котором в настоящее время находится Верхняя лавра. Вскоре на вершине появилась первая деревянная церковь, затем возле неё возвели здания келий, куда и заселилась пещерная братия. Так монастырь подземный стал наземным, а пещеры начали использовать в основном как усыпальницы для монахов.

Князья и знать были благосклонны к монастырю и щедро его одаривали. Количество иноков росло, территория монастыря расширялась. Правда, мерное течение жизни обители иногда нарушалось: монастырь пострадал от нападений половцев (1096 год), войск хана Батыя (1240 год), крымских татар (1482 год), казаков во время Освободительной войны (1648-1654 годы). Однако благодаря самоотверженной работе монахов и щедрым пожертвованиям знати обитель возрождалась.

В конце XVII века монастырь пытались подчинить униаты, но получили от его обитателей достойный отпор. Здешние монахи были одними из немногих, кто в те времена отстоял свою веру.

Основной этап строительства каменных сооружений Киево-Печерской лавры был осуществлён в конце XVII – первой половине XVIII века. Тогда были восстановлены из руин разрушенные постройки и возведено много новых. Это время считается расцветом монастыря. На рубеже XVII-XVIII веков обитель контролировала ряд монастырей по всей империи и имела колоссальное феодально-крепостное хозяйство: три крупных города, семь городков, 120 хуторов и сел с более чем 50 тысячами крепостных!

О монастырском музее, где экспонировались бы бесценные лаврские святыни, настоятели обители мечтали давно. В 1918 году архимандрит Климент решил основать подобный музей и учредить специальную комиссию, которую должен был возглавить выдающийся церковный историк — протоиерей Ф. И. Титов. Но музей так и не открылся.

С приходом в город советской власти начались гонения на религию, а всё церковное добро вдруг стало достоянием народа. Но, к счастью, в 1922 году было принято постановление «Об организации Музея культур и быта», основой которого стали тысячи старинных предметов, хранившихся в обители. К середине 20-х годов XX века лаврский музей стал одним из самых известным и посещаемых в Украине. И в то время, когда по всей стране гибли храмы, здания лавры не трогали. В 1926 году территория монастыря была провозглашена историко-культурным государственным заповедником.

Через четыре года сам монастырь закрыли, а с его насельниками поступили так, как в те времена часто поступали с монахами и церковнослужителями «воинствующие атеисты» — часть расстреляли, часть выслали.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, с разрешения немецких властей на территории Нижней лавры вновь стали селиться монахи. В 1961 году монастырь снова ликвидировали.

Во время празднования 1000-летия крещения Руси (1988 год) район Дальних пещер был возвращён православным, и здесь стал возрождаться мужской монастырь. Ныне он действует и на Ближних пещерах, а отдельные богослужения проходят и в храмах Верхней лавры.

В 1990 году комплекс лаврских сооружений включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Верхняя лавра

Верхняя лавра — это огромный музейный комплекс, где насчитывается 144 сооружения, из которых всего 22 не являются историческими или культурными памятниками.

Парадный вход в Киево-Печерскую лавру, оборудованный на рубеже XVII-XVIII веков, украшает Троицкая надвратная церковь. Известна она тем, что «родившись» ещё во времена Киевской Руси, дожила до наших дней, мало изменившись внешне, хоть ремонтировалась и восстанавливалась неоднократно.

Миновав тоннель Троицкой надвратной церкви, сверните налево, и, пройдя сквозь невысокую арку, вы окажетесь на территории бывшего Никольского больничного монастыря. Здесь в 1631 году Пётр Могила основал лаврскую школу. В том же веке в стиле барокко построена Никольская больничная церковь с куполом над алтарной частью. В XIX веке к храму было достроено расположенное параллельно лаврским стенам здание монастырских больничных покоев, где сегодня работает экспозиция Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

В соседнем с храмом здании находилась монастырская аптека (архитектор Е. Ермаков, 1902 год), а ныне здесь размещаются фонды основанной в 1939 году Исторической библиотеки Украины (корпус 24).

Далее вернитесь к главному входу и сверните налево на широкую аллею, ведущую к главной лаврской площади. Справа и слева — вытянутые одноэтажные корпуса (№ 3 и 4) келий, построенные в начале XVIII века. В них некогда жили наиболее почитаемые лаврские старцы, а ныне оборудованы выставочные залы и сувенирные лавки.

В центре главной лаврской площади находится Свято-Успенский собор. Построен он был в 1078 году, и ещё более десятилетия его украшали мозаиками и фресками. Барокковые черты храм приобрёл при восстановлении после пожара 1718 года.

Во время Великой Отечественной войны, в начале фашистской оккупации Киева в ноябре 1941 года, Успенский собор был взорван. Мощнейший взрыв пощадил лишь боковой придел Иоанна Богослова. В конце XX века собор на радость верующим и туристам был восстановлен в прежних формах, а о трагической странице в его истории напоминает блок сохранившейся со времён Киевской Руси кладки, установленный посреди лаврской площади на гранитном пьедестале и укрытый металлической ротондой, увенчанной крестом.

За сквериком высится самое приметное сооружение православной святыни — Большая колокольня. До пожара 1718 года на этом месте соседствовали две деревянные звонницы, а после него была построена новая, поныне приковывающая взгляды колокольня (архитектор И.Г. Шедель, 1744 год).

Слева от колокольни находится дом наместника лавры (архитектор И.Г. Шедель, 1745 год). Ныне здесь расположен выставочный центр заповедника. Рядом — библиотека Флавиана. В здании первоначально недолго сохранялась внушительная (более 20 тысяч томов) библиотека митрополита киевского и галицкого Флавиана (Николая Городецкого) (1840-1915), вскоре переданная Национальной академии наук Украины. В настоящее время в здании размещается постоянно действующая выставка «Микроминиатюры Николая Сядристого».

Далее, почти перпендикулярно библиотеке, территорию площади замыкает объёмное двухэтажное здание Митрополичьих покоев, построенное после пожара в 1727 году и затем неоднократно перестраивавшееся. Со стороны Днепра к нему стараниями митрополита Флавиана была пристроена митрополитская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (архитектор Е. Ермаков, 1905 год). В настоящее время здесь работает Государственный музей украинского народного декоративного искусства (корпус 2).

Напротив бокового фасада Успенского собора расположены здания Трапезной палаты и церкви Святых Антония и Феодосия.

Напротив заднего фасада Успенского собора находится здание бывшей типографии (архитектор Ш. де Шардон, 1773 год). Основана она в 1615 году архимандритом Елисеем Плетенецким (1554-1624 годы) и просуществовала более трёх столетий. Среди первых изданий, дошедших до наших дней, был обучающий грамоте «Часослов» (1616 год) и ежегодник праздничных служб «Анфологион» (1619 год).

В настоящее время здание бывшей типографии занимает Государственный музей книги и книгопечатания, основанный в 1972 году, в отмечавшийся по решению ЮНЕСКО Международный год книги. Его экспозиция освещает историю книги и книжного дела на украинских землях за последнее тысячелетие.

Периметр главной лаврской площади замыкает Ковнировский корпус, в своих недрах объединяющий здание бывшей пекарни (XVII век), келий и книжного магазина (1727 год). В настоящее время здание занимает Музей исторических ценностей Украины, созданный в 1968 году. Основу его фондов составляют экспонаты из почти трёх десятков украинских музеев — изделия из драгоценных металлов и ценного камня. Экспозиция музея представляют собой своеобразную летопись истории украинских земель в золоте и серебре от бронзового века до наших дней.

Рядом вытянулся стометровый Экономический корпус. Далее осмотрим северо-восточную часть Верхней лавры. Здесь находятся построенные на средства Ивана Мазепы Малярная (1698 год) и Онуфриевская сторожевые башни (1689 год). В первой (через 140 лет перестроенной инженером 11. Дзичканцом), восьмигранной, двухъярусной, высотой 8 метров, башне некогда была школа живописи. Вторая, крестообразная, трехэтажная башня (называвшаяся также Палатной и Мазепинской) изначально возводилась как Онуфриевская башня-церковь, а затем была переделана в палаты, которые некоторое время занимал гетман-меценат.

Далее вернитесь на главную лаврскую площадь, а затем, спустившись немного вниз по днепровскому склону, покиньте Верхнюю лавру через Южные ворота (архитектор III. де Шардон, 1795 год) — монументальное сооружение с колоннами в стиле раннего классицизма. На этом светская часы экскурсии заканчивается, и вы вступаете на территорию главного в стране мужского монастыря Украинской православной церкви.

Нижняя лавра

Через прямоугольный павильон (1816 год) с тосканским портиком вы попадаете в спускающуюся по склону стометровую галерею, ведущую к Ближним пещерам. По замыслу создателей, галерея служила прелюдией к посещению паломниками пещерных лабиринтов и выражала своеобразную заботу обители о них в случае непогоды. Галерея ведёт во двор Ближних пещер. Небольшое вытянутое подворье образовано на неширокой террасе днепровского склона, северную часть которого формируют здания двух церквей и входа в Ближние пещеры.

Далее на пути — цель, к которой стремились миллионы паломников на протяжении столетий, посетившие Киево-Печерскую лавру в Киеве, — Ближние пещеры. Своё название они получили из-за относительной близости к Свято-Успенскому собору. Считается, что разветвлённая система туннелей и помещений выкопана в податливых лёссовых породах (которые к тому же устойчивы к обрушению) Антонием Печерским в 1050-1060-х годах. Своеобразный микроклимат расположенных выше водоносного горизонта лабиринтов способствует хорошей сохранности (природной мумификации) тел усопших праведников.

В Ближних пещерах сохранились три подземные церкви — Введенская (самая объёмная), Антониевская (самая древняя, основанная в XI веке) и Варлаамовская (1641 год).

С подворья Ближних пещер войдите в небольшой павильон, являющийся ротондой-входом в галерею Дальних пещер (архитектор А. Яновский, 1790-е годы). Галерея заканчивается павильоном в псевдорусском стиле (1890-е годы) в северной части подворья Дальних пещер.

Слева от выхода из галереи расположена Аннозачатиевская церковь (1679 год). В 1760-е годы из неё был прорыт вход в Дальние пещеры. Принято считать, что Дальние пещеры основаны как отдельный подземный комплекс, а древнейшей их частью обычно называют Варяжскую пещеру.

В настоящее время общая протяжённость лабиринтов Дальних пещер составляет 293 метра. В их недрах хранятся мощи почти полусотни канонизированных святых и расположены три подземные церкви — Феодосиевская (наиболее обширная), Благовещенская и Рождественская.

Напротив Аннозачатиевской церкви стоит небольшое кирпичное, одноэтажное здание — вход в Дальние пещеры (архитектор В. Николаев, 1893 год), подобающе местоположению украшенное шатровым куполом с крестом. Ещё на подворье Дальних пещер можно осмотреть киворий — открытый павильон над питьевым фонтанчиком, некрополь церковной, военной и светской знати (XVIII-XX века) и сорокаметровую каменную колокольню (архитектор П. Неелов, 1761 год), построенную лаврским мастером С. Ковниром.

На обратном пути не пропустите одноэтажный дом блюстителя Дальних пещер (архитектор А. Якушин, он же иеромонах Арсений; 1813 год) с эффектной открытой галереей, подчёркнутой тосканскими колоннами со стороны Днепра, Ещё вам встретятся двухэтажные здания весьма прибыльного в своё время свечного завода (1820-е годы, перестроен в 1874 году) по левую руку и братских келий на Ближних пещерах (архитектор А. Середа, 1891 год) на противоположной стороне монастырской аллеи.

Дойдя до оборонительной стены Верхней лавры, сверните влево и, поднимаясь вверх по пологой улице по левой стороне, осмотрите постройки Гостиного двора Нижней лавры. Среди них двухэтажные здания бывших конторы (архитектор И. Кедрин, 1830 год) и больницы для бедных и богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год) с обустроенным в 1869 году храмом в честь иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость.

В конце улицы, разделяющей Верхнюю и Нижнюю лавры, находится дом для именитых богомольцев (архитектор П. Спарро, 1851 год), ставший композиционным центром монастырского гостиничного комплекса. Юго-западную оконечность Верхней лавры венчает Часовая башня (1701 год), построенная стараниями гетмана Ивана Мазепы, на улицу имени которого вы и вышли.

Затем сверните налево и осмотрите церковь Воскресения Христова (1705 год), построенную на пожертвования казацкого полковника К. Мокиевского. Считается, что во времена Киевской Руси в этом месте находился Дмитриевский монастырь, основанный князем Изяславом Ярославичем в XI веке, а в 1120-х годах был построен деревянный Воскресенский храм.

Во дворе находится двухэтажный, с классическим, украшенным четырьмя колоннами фасадом и треугольным фронтоном, жёлто-кирпичный дом № 29 (архитектор С. Карин, 1759 год). В начале XIX века в этом здании, задний фасад которого нависает над склоном холма, обращённого к Нижней лавре, жили киевские военные губернаторы, а в настоящее время расположена экспозиция музея Ивана Гончара.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free