Ретро-поезд, доставляющий посетителей в горный парк «Рускеала» со станции Сортавала, как только появился, сразу стал не меньшей достопримечательностью, чем сам парк. Паровозы на территории Советского Союза окончательно вывели из эксплуатации в 1970-80 гг., поэтому сегодня возможность прокатиться на поезде с паровой машиной в качестве локомотива, конечно, вызывает большой интерес. На сегодняшний день «Рускеальский экспресс» является единственным в России поездом на паровой тяге, совершающим ежедневные рейсы. Интересно, что колея для него проложена по маршруту дороги, по которой когда-то перевозили на подводах мрамор из рускеальского карьера до Ладожского озера.
Паровоз «Рускеальского экспресса» был изготовлен в Венгрии в 1949 г. Средняя скорость, которую может развивать состав из 7 вагонов — от 40 до 60 км/ч. Несколько таких же паровых машин марки Эр766-41, как у ретро-поезда Сортавала – Рускеала, можно увидеть и на других исторических маршрутах РЖД, а также в парке «Патриот», где паровоз превратили в бронепоезд.
Вагоны карельского ретро-поезда выкрашены в фирменный синий цвет, их вместе со всем внутренним убранством изготовили на воронежском вагоноремонтном заводе. Встречают и обслуживают пассажиров очаровательные проводницы в длинных до пола юбках и строгих шляпках. В исторические костюмы одеты также официанты, тапёрша в ресторане и бармен.
В конце пути для пассажиров на станции в Рускеала устраивают своеобразное шоу. Несколько минут паровоз стоит под парами, чтобы все желающие успели сделать эффектные фотоснимки в клубах пара, а затем собравшимся демонстрируют разворот поезда на специальной круговой платформе, чтобы состав мог следовать в обратную сторону. После этого впечатляющего зрелища туристы могут посетить рабочее место машиниста и узнать интересные подробности его работы.
Ретро-поезд курсирует из Сортавалы в Рускеалу и обратно круглый год, время в пути — 1 час. График движения Рускеальского экспресса сочетается с расписанием скоростного электропоезда «Ласточка», на котором путешественники могут добраться из Санкт-Петербурга до Сортавалы. Время на ожидание исторического поезда в Сортавале небольшое, но и спешить при пересадке не придётся.
Обычный состав постоянно курсирующего «Рускеальского экспресса» под номерами № 921, 922, 923, 924 — паровоз, пять вагонов, царский и старорусские вагоны-рестораны. Летом и в праздничные дни, когда маршрут пользуется повышенным спросом, дополнительно запускается ещё один состав ретро-поезда № 925 и 926. Он состоит из паровоза, двух ретро-вагонов с ретро-купе, финским вагоном-рестораном постройки 1970-х гг.
Отправление поезда:
Уточнить расписание на конкретные даты можно на сайте http://rzd.ru в разделе ретро-поезда Рускеальский экспресс.
Стоимость проезда в общем вагоне колеблется в районе 900-1000 руб. Планируя купить билет на «Рускеальский экспресс», можно воспользоваться акциями, снижающими стоимость. Скидки на проезд в ретро-поезде предоставляются:
Стоимость билета складывается с учётом дополнительных услуг, а также зависит от даты приобретения билета и наличия свободных мест в поезде: чем больше спрос на поездку в ретро-поезде и чем ближе дата заказа билета к самой поездке, тем дороже обойдётся путешествие. Обычно ажиотаж наблюдается в пик летнего туристического сезона, в период зимних каникул и майских праздников.
Внутреннее убранство вагонов «Рускеальского экспресса» повторяет оформление поездов конца XIX – начала XX вв. Основной состав состоит из 7 вагонов:
VIP-купе, расположенное в 4 вагоне карельского ретро-поезда, оформлено по образцу купе, в котором император Николай II совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Хельсинки. О современных технологиях здесь напоминают лишь кондиционер и монитор, транслирующий в реальном времени работу паровозной бригады. Для пассажиров XXI века это наиболее комфортный вариант проезда. По будням цена за него составляет 6000 руб., по выходным и праздничным дням — 7000 руб.
В стоимость проезда в VIP-купе включены:
Вагоны с местами эконом-класса также оформлены в стиле Николаевского экспресса, по уровню комфорта они соответствуют первому классу конца XIX – начала XX в. К благородной старине добавлены современные кондиционеры, медиа-центры, к которым можно подключиться для просмотра фильмов или развлекательных программ с мобильного телефона. Проводники разносят чай, детям предлагают для чтения журналы и настольные игры. Стоимость проезда здесь колеблется от 299 до 499 руб.
Основной ресторан Рускеальского экспресса выглядит точь-в-точь как на старинных фото рубежа XIX и XX вв.: мягкие кресла с жаккардовой обивкой, длинные скатерти, ковры, зеркала, светильники и тапёр за фортепиано. Перекусить в ресторане может любой из пассажиров поезда. Подают здесь всевозможные закуски, горячие и горячительные напитки, изюминкой меню являются блюда карельской кухни. Стоит учесть, что вагон-ресторан работает и после прибытия в горный парк Рускеала: с 12:30 до 16:30 в нём может комфортно пообедать любой желающий.
Второй вагон-ресторан оформлен в старорусском стиле, модном в начале XX в. Находясь в нём, словно попадаешь в иллюстрации русских былин и сказок Ивана Библибина. Провести всё путешествие в таком вагоне — большое удовольствие. Помимо уникального интерьера здесь превосходная кухня, что не случайно, ведь билет в этот вагон приобретается с учётом меню. По утрам посетителям предлагают калитку с картофелем и форелью, взвары с малиной или с облепихой, которыми хорошо запивать витушки с брусникой. На вечернем рейсе к кулинарным изыскам добавляются алкогольные напитки и живая музыка.
Это место для фотосессий в историческом интерьере с использованием винтажных предметов. В купе, которое находится во втором вагоне ретро-поезда, установлена специальная система для моментального фото. Сеанс фотосессии длится 5 мин., а его стоимость составляет 250 руб. Один готовый снимок выдаётся пассажирам в ретро-рамке. Оплачивается услуга через терминалы, установленные в каждом вагоне ретро-поезда Сортавала – Рускеала.