Кировское «заречье» называется Дымковская слобода — её хорошо видно со смотровой площадки с набережной Грина. Административно она входит в центральный Первомайский район, расположена на низменном берегу реки Вятки и была основана выходцами из Великого Устюга в 1439 году. Дымково представляет собой массив деревянных частных домов, многие из которых во время весеннего паводка подтапливаются. Виден также дебаркадер бывшего речного вокзала, который в связи с обмелением Вятки и окончанием навигации в 90-х годах отбуксировали на тот берег и устроили в нём развлекательный центр. В Дымково можно попасть по т.н. старому мосту (1962) через Вятку, который потом переходит в Слободской тракт (автобус № 21 от ул. Ленина). Чуть дальше расположено пригородное село Порошино, где стоит Троицкая церковь в Макарье (1768—1775, вятское барокко), а в окрестностях — великолепные сосновые боры с лыжными трассами зимой и белыми грибами летом.
Северная часть Кирова, прилегающая к заворачивающей на запад Вятке, официально называется Октябрьским районом, а в просторечье — Филейкой. Там издавна была рабочая слобода, а сейчас сосредоточены крупнейшие кировские заводы, возникшие в основном в 1930-е годы. В Филейку от вокзала через центр по разным улицам идут троллейбусы № 1 и 3. Поехав на «единичке», вы можете выйти на остановке «ул. МОПРа» и пройти два квартала налево ради дома-музея писателя Александра Грина (ул. Володарского, 44). Настоящая фамилия его — Гриневский, родился он в городке Слободской и в Вятке жил в детстве в 1888—1894 годах. Грин город не любил и при первой же возможности уехал отсюда в Одессу, чтобы поступить матросом на одну из портовых шхун. Характер у Грина был не сахар, он постоянно скандалил с капитанами, связался с эсерами и несколько раз попадал в тюрьму за революционную деятельность, а основную часть жизни прожил в Ленинграде и Крыму.
Проехав дальше на троллейбусе в Филейку, вы увидите стоящий на постаменте танк — памятник героям ВОВ на Октябрьском проспекте, а потом приедёте на площадь Лепсе. Там на фоне православной церкви и проходной завода Лепсе (1931), стоит памятник Кирову (1957, скульптор Томский). Далее — завод по обработке цветных металлов (ОЦМ), машзавод 1 Мая, жилые сталинки, Дома культуры и, наконец, на конечной — завод «Авитек» по производству авиационных запчастей. Не доезжая «Авитека», уйдя направо от троллейбусной линии, вы попадёте в зону спорта и отдыха. Там на холме над Вяткой расположены 90-метровый лыжный трамплин (1951), слаломный спуск и лыжно-роллерная трасса. По склону оврага можно пройти на Северную набережную Вятки. Древняя легенда гласит о том, что тут жил богатырь, любивший перекидываться двухпудовой палицей с богатырём-соседом на другом берегу реки. Ещё дальше, уже за городской чертой и новым мостом через реку (2000), переходящим в трассу Р24 на север, над Вяткой возвышается яр под названием Большая Гора, где можно побродить среди развалин Александро-Невского монастыря, построенного в конце XIX века знакомым вам архитектором Чарушиным и уничтоженного в 30-е годы. Там же находится и маленький речной порт.
Ленинский район Кирова занимает западную часть города и является основным его «спальником». Туда ведёт улица Воровского (троллейбусы № 5, 7, 8, 14, автобусы № 2, 4, 6, 10, 12). По большому счёту туристу он малоинтересен, кроме того, что там находится крупнейший в городе Коневский рынок, памятник маршалу Коневу (1994, скульптор Антон Хайдецкий) и торговые центры. Административно в район входит посёлок Лянгасово (13 км к юго-западу от города), возникший в 1932 году у огромной товарной ж/д станции. Там есть музей-депо (макеты подвижного состава и всякого рода железнодорожные агрегаты). К Лянгасову примыкает село Пасегово, где сохранился интересный образец вятского барокко — заброшенная Знаменская церковь (1720), проезд автобусом № 115 от автовокзала. Сюда же относится и находящийся на реконструкции аэропорт Победилово (22 км к юго-западу от города, автобус № 53 от вокзала).
Нововятский район (бывший город Нововятск) — это южная удалённая часть Кирова, бывший город Нововятск, расположенный на Казанском тракте, который идёт параллельно Вятке. До революции по обе стороны тракта были хутора. В 1913 году здесь появилась первая лесопилка, сейчас работают лыжный комбинат и механический завод, выпускающий кухонную бытовую технику. По пути вы проезжаете село Красное, где находится дендропарк с прудом, заложенный в 1962—1967 годах. Проезд автобусом № 45 от вокзала.
Смотрите также: