Главная  /  Россия  /  Соловецкие острова  /  Соловецкий монастырь  /  Экскурсия по Соловецкому монастырю

Экскурсия по Соловецкому монастырю


Сквозь арку Никольских ворот войдём в обитель и начнём знакомство с монастырём с его северного двора. Этот двор был хозяйственным, и в прежние времена посторонние сюда почти не заглядывали. Но мы всё же пройдёмся по нему. Хотя бы для того, чтобы лишний раз напомнить себе, что в соловецкой истории духовное «делание» и телесный труд были тесно связаны.

экскурсия по соловецкому монастырю

Оглядимся вокруг. Слева от нас, от стены до стены, тянется ряд келейных корпусов и палат, возникших ещё в конце XVI и XVII в. В них жила братия, размещались различные монастырские «службы». В двухэтажном домике в центре двора, построенном в 1619 г., иноки обрабатывали и хранили кожу. Из-за многочисленных переделок эти здания дошли до нас в обезличенном виде, в их архитектуре уже трудно уловить затейливый стиль XVII в. Какими они были раньше, можно представить, глядя на стоящую справа Чоботную (Портную) палату 1642 г. В ней некогда шили одежду и обувь. Первоначальный облик палате вернули реставраторы. В глубине двора прячется ещё одно крупное здание XVII в., также сильно искажённое позднейшими перестройками. Это Иконописная палата, возведённая в 1615 г. Спустя три столетия, в 1906 г., на её верхнем этаже была освящена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали».

маршрут экскурсии по соловецкому монастырю

В XIX в. между Иконописной и Чоботной палатами построили Столярный корпус, а в начале XX в., незадолго до закрытия обители, между Чоботной палатой и Никольскими вратами появилась Никольская гостиница. Лишь несколько лет послужила она монастырю и его гостям. Но когда в 1990 г. обитель возродилась, братии было передано это здание одним из первых. На его втором этаже вскоре возникла небольшая церковь, в которой и проходили вначале все монастырские службы. Ныне она посвящена Собору Соловецких святых и является домовым храмом наместника обители, покои которого расположены на третьем этаже здания.

План Соловецкого монастыря

Долго задерживаться в северном дворе мы не станем. Через арку Спасских ворот, что напротив Никольской гостиницы, пройдём в центральный двор монастыря. И вновь остановимся на несколько минут, чтобы рассмотреть окружающие нас постройки.

пешеходная экскурсия по соловецкому монастырю

Слева возвышается трёхэтажный корпус. Он существует с середины XVI в. и за долгую свою историю неоднократно перестраивался. Раньше в нём помещались монастырская кухня и квасоварня, где готовили знаменитый соловецкий квас. В начале XVII в. монастырь ежедневно (и притом бесплатно) кормил «всяких християн человек до тысящи, а коли съедутся много — и до двою тысящь бывает». Не меньше было работы у соловецких кашеваров и в последующее время. Уже в XVI в. под зданием имелся подземный канал. Из Святого озера в море по нему бежала пресная вода. Этот средневековый водопровод обеспечивал потребности монастырских поваров не одно столетие.

маршрут пешеходной экскурсии по соловецкому монастырю

Справа от нас внизу расположено здание Казначейского корпуса. На него стоит обратить внимание. Свою историю оно ведёт с начала XVII в., когда в нём была устроена монастырская больница для иноков и мирян — одна из первых в России. Позднее к больнице примкнула церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, в которой больные могли помолиться, исповедоваться и причаститься. В конце XVIII в. больницу и храм перевели в другое место, церковное здание разобрали, а в древнем каменном корпусе разместили монастырскую казну, о чём и напоминает его нынешнее название. Место алтаря разобранного храма в прежние времена отмечала небольшая часовенка.

соловецкий	монастырь самостоятельная экскурсия

Прямо перед нами — трёхглавая Успенская церковь, окружённая просторными палатами на высоких подклетах-погребах. Именно с неё в середине XVI в. по большому счёту и началось каменное строительство на Соловках. Благодаря многолетним реставрационным работам здание выглядит сегодня таким, каким оно было в древности. Аскетичное, основательное и одновременно стремящееся вверх, оно во многом определило неповторимый стиль соловецкого монастырского зодчества.

Зайдём через дверь, которая расположена у правого угла здания (если эта дверь будет ненароком закрыта, попасть внутрь можно с противоположной стороны по широкому каменному всходу). За дверью начинается лестница, ведущая на второй этаж. Поднявшись, повернём налево и войдём в просторную Трапезную палату. По своей площади (483 м2) она почти не уступает Грановитой палате Московского Кремля (на протяжении нескольких столетий являвшейся главным церемониальным залом России). Обойдём могучий столп, и перед нами возникнут два арочных прохода: слева — в Келарскую палату, справа — в Успенскую церковь.

Завершив осмотр здания, вернёмся к лестнице, но не будем спускаться вниз, а двинемся в противоположном направлении, пройдём через дверь и окажемся на валунной галерее (1602 г.). Галерея связывает Успенскую церковь с другими центральными храмами монастыря, а также с колокольней — самым высоким зданием на архипелаге, построенным в 1776–1777 гг. на месте древней трёхшатровой звонницы. Монастырь был знаменит своими колоколами, их чистым красивым звоном.

С галереи открывается вид на центральный монастырский двор, окружённый строем каменных келейных корпусов. Они постепенно вырастали тут с XVII в. В самом начале каменные кельи были одноэтажными и каждую из них венчала островерхая кровля с кирпичной трубой. Однако братии становилось всё больше, и над первыми этажами появились вторые, а где-то и третьи. Прежние кельи слились в длинные здания и во время переделок XIX в. утратили свой старинный декор из фигурного кирпича. В тот «просвещённый век» уже не слишком ценили красоту древнерусского каменного «узорочья».

Пройдём по галерее вперёд. Слева от нас окажется просторное помещение под колокольней (в нём сейчас находится музейная экспозиция). За ним — проход к Никольской церкви. А ещё дальше — дверь в бывшую монастырскую ризницу.

Дверь в ризницу, скорее всего, будет закрыта. Но, задержавшись возле неё, вспомним, что в былые времена Соловецкий монастырь обладал богатейшей коллекцией реликвий и древностей, а ризница представляла собой настоящий музей. Рядом с драгоценными крестами и расшитыми золотом облачениями в ней можно было увидеть и нечто ещё более ценное: деревянный потир преподобного Зосимы и его простую фелонь из белого полотна.

Замечательна была и монастырская библиотека. Среди русских средневековых собраний книг она являлась одной из крупнейших. Некоторые памятники древнерусской литературы дошли до нашего времени только благодаря тому, что их однажды приобрели или переписали, а затем бережно сохранили трудолюбивые соловецкие иноки. В допетровскую эпоху монастырь славился и своими «книжниками», внёсшими заметный вклад в развитие древней русской литературы. Любитель этой литературы без труда припомнит имена таких известных соловецких писателей-иноков XVII в., как Авраамий (Палицын), Сергий (Шелонин), св. Елеазар Анзерский или Герасим (Фирсов).

Пройдя галерею до конца, мы окажемся на обширной паперти главного храма обители — Спасо-Преображенского собора. По своей древности он уступает только Успенской церкви. В глубине паперти (слева) есть вход и во второй монастырский собор — Троицко-Зосимо-Савватиевский.

Осмотрев соборы изнутри, вернёмся на паперть, спустимся по широкой лестнице вниз и выйдем во двор. Прямо перед нами — каменная дорожка, ведущая к Святым воротам и надвратному храму. По ней мы и отправимся дальше. Некогда по обе стороны этой дорожки гнездились приручённые иноками чайки — птицы, обычно не поддающиеся приручению. Они высиживали здесь своих детёнышей-чабаров, требовали у богомольцев угощения и пронзительно кричали день и ночь. Тишина приходила в стены обители, лишь когда чайки улетали в тёплые края. Но каждую весну они возвращались и вновь устраивали на прежнем месте птичий базар. Дружба монахов с птицами неизменно удивляла паломников. Многие почитали это за чудо.

Справа у дорожки стоит небольшой покрытый патиной колокол. Раньше он висел в располагавшейся на этом месте Царской колокольне. Слева — напротив неё — возвышалась Знаменская часовня.

Около Святых ворот — вход в надвратную Благовещенскую церковь. Прежде чем подняться туда по скрипучей деревянной лестнице, взглянем ещё раз на храмы, в которых мы только что побывали. Над Трапезной палатой возвышается лёгкое трёхглавие Успенской церкви, рядом с колокольней — стройное пятиглавие Никольской, а прямо перед нами — парит над монастырём, как видение преподобного Зосимы, величественный и прекрасный Спасо-Преображенский собор. Одноглавый Троицкий собор прячется за ним.

Выйдя из Благовещенской церкви, нужно снова пересечь центральный двор и войти в широкую арку валунной галереи, расположенную левее угла Спасо-Преображенского собора. Мы оказываемся во дворике с маленькой Германовской церковью. Справа от неё находится неприметная дверь в подклеты соборов. Если она открыта, войдём туда. Сразу же возьмём правее, и перед нами в прохладном полумраке откроется вход в часовню-усыпальницу преподобного Иринарха Соловецкого.

Рядом, в соседней усыпальнице, до 1646 г. покоились мощи святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, бывшего соловецкого игумена (ум. 1569). Там же похоронен и наставник Филиппа, соловецкий старец Иона (Шамин). Учитель и ученик завещали, чтобы после смерти их тела были положены рядом. Тут же находятся мощи двух местночтимых соловецких святых — игуменов Иакова (ум. после 1606), ученика св. Филиппа, и Антония (ум. 1613). В усыпальнице можно увидеть древние белокаменные надгробия всех четырёх подвижников, заказанные братией далеко на материке — в подмосковных мячковских каменоломнях (на Соловках белый камень не встречается). Ещё глубже в подклетах Спасо-Преображенского собора сохраняется место первоначального упокоения преподобного Зосимы.

Покинув подклеты, вернёмся в центральный двор, повернём налево, ещё раз пройдём мимо высокого крыльца Спасо-Преображенского собора и приблизимся к церкви с круглыми окошками и необычным плоским куполом. Это Филипповская церковь. Напротив входа в неё, у стены собора, сохранилась могила знаменитого соловецкого постриженника — иеромонаха Авраамия (Палицына) (ум. 1626), келаря Троице-Сергиева монастыря и писателя.

Обойдём Филипповскую церковь и заглянем в южный двор обители. Как и северный, он был хозяйственным. Слева от нас — келейные корпуса XVIII–XIX вв., а прямо перед нами — нарядное здание монастырской мельницы. Мельница имела несколько приводов, молола зерно, толкла, «сеела ситом и подсевала решетом», да ещё в хитроумном устройстве (портомойне) стирала бельё. Затейливая аркада, украшающая фасад, относится к XVII в. Здесь мы и завершим нашу экскурсию.

Смотрите также:

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free