Главная  /  Россия  /  Тверь  /  Пешеходная экскурсия по Твери. Маршрут №2

Пешеходная прогулка по центру Твери


От мечети на Советской улице проходим через сквер, где летним днём слух услаждают струи фонтана, а ухоженный газон и цветы радуют глаз. Здесь можно отдохнуть, расположившись на скамейке, вечером сквер ярко освещён. В сквере установлен памятник героям-чернобыльцам. А напротив сквера, отделённом от улицы увенчанной золочёными шишечками оградой, — створ улицы Крылова. Движение здесь очень интенсивное, поэтому воспользуйтесь пешеходными переходами на пересечении Смоленского переулка и улицы Вагжанова и в створе Смоленского переулка.

Пройдём мимо современного здания из красного кирпича, ныне занимаемого газовым концерном и, свернув налево, окажемся на улице Крылова. Старое название улицы — Секретарская. Называлась она так потому, что в каменных и деревянных домах жили преимущественно тверские чиновники. Позже улица носила название Вольной, а в честь великого баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) была переименована в связи со 100-летием со дня его смерти. В Твери И.А. Крылов провёл детские годы.

Слева невозможно не заметить высотное здание гостиницы «Тверская» (пер. Смоленский, 29). Оно заметно из многих точек города. Еще бы: 77 метров в высоту, 22 этажа! С крыши здания и из окон верхних этажей, как говорят знающие люди, вся Тверь видна как на ладони. А в народе здание гостиницы окрестили «Рюмкой» за внешнее сходство с разновидностью этой посуды для употребления алкогольных напитков. Но, если трезво рассудить, это самый известный долгострой Твери. По первоначальному замыслу гостиница, строительство которой было начато в 1977 г., должна была быть возведена к Олимпиаде-1980 в Москве. Но строительство затянулось и было завершено много позже. В 2013 г. состоялось открытие отремонтированной «Рюмки», получившей название «Бизнес-центр «Тверь». В нём располагаются офисы, ресторан и концертный зал. С 1990-х гг. здесь размещается телестанция «Тверской проспект». За долгие годы «Рюмка» превратилась в один из неофициальных символов города.

Двигаясь по правой стороне улицы, обратите внимание на строгую, без архитектурных излишеств городскую усадьбу (ул. Крылова, 25-25а). Главный дом был выстроен в конце XVIII в., затем, в начале следующего века, над ним сооружён мезонин, завершённый крупным треугольным фронтоном. Дом перестраивался, а недавно здание реставрировали. До 1990-х гг. сохранялись детали интерьера XIX в., в частности, печь с белым кафелем и деревянная лестница, которая вела на мезонин.

По соседству находится кирпичный дом с белокаменным цоколем (ул. Крылова, 23). Это образец городской застройки в стиле классицизма, обновлённой в период эклектики. Дом возведён в первой половине XIX в., а во второй половине столетия к нему пристроили арочные ворота с калиткой. Известно, что в 1889 г. здание принадлежало мещанину Н.Ф. Филаретову, по заказу которого были сделаны сени и задняя пристройка.

А вот перед нами здание из другой эпохи — советской. Дом по ул. Крылова, 21 стал одним из первых жилых домов, возведённых в Твери после Октябрьской революции. Здание построено по проекту архитектора В.Н. Голубова в 1927 г., в память 10-летия революционных событий 1917 г. Соответствующая надпись помещена по центру фасада в верхней части здания, в облике которого соединились традиции неоклассицизма и черты конструктивизма.

Посмотрим на другую сторону улицы. Здесь расположен построенный в простых формах классицизма двухэтажный дом (ул. Крылова, 26), принадлежавший посаднику Е. Сапунову, а затем, полвека спустя, перестроенный для брандмейстера Т.С. Самохвалова. Рядом стоит одноэтажный дом, построенный в 1879 г. для А.Н. Островской и обращённый к улице фасадом в семь окон (ул. Крылова, 28). Классицистическая композиция дома усложнена элементами эклектики. Так, на противоположном фасаде карниз прерывается мезонином. В этом здании располагается общество Красного Креста.

Напротив дома «10 лет Октября» расположен жилой дом первой половины XIX в. (ул. Крылова, 22/32-24). Это двухэтажное кирпичное здание стоит на углу квартала и составляет одно целое с соседним зданием. Западным торцом дом выходит на улицу Салтыкова-Щедрина. Строгое, со сдержанным декором здание контрастирует с расположенной напротив (стоит лишь перейти через дорогу) Аваевской богадельней, одной из архитектурных жемчужин Твери (ул. Крылова, 20/29). Однажды увидев это здание на пересечении улиц Крылова и Салтыкова-Щедрина, трудно забыть его облик. Уж очень необычен этот «дом с башенками», как порой называют его тверитяне, хотя и весьма напоминает знаменитое «Ласточкино гнездо» в Ялте. Здание было построено в начале 1880-х гг., а спустя несколько лет его приобрёл для обустройства богадельни известный своей благотворительной деятельностью купец В.П. Аваев, по имени которого затем богадельню и назвали. Сейчас здесь располагаются жилые помещения, но само здание находится в плохом состоянии.

Теперь ненадолго свернём на ул. Салтыкова-Щедрина, где нашим взорам откроется выразительное двухэтажное здание Романовской школы (ул. Салтыкова-Щедрина, 27) выстроенное в стиле модерн. Здание построено на средства горожан в 1912-1913 гг. по проекту инженеров П.Ф. Богомолова и Н.Н. Покровского к 300-летию дома Романовых (отсюда и название). В наши дни здесь разместились классы Тверской детской школы искусств №1 им. М.П. Мусоргского.

Вернитесь на улицу Крылова. По соседству с Аваевской богадельней находится здание, также отличающееся архитектурной самобытностью (ул. Крылова, 18). Это Карповское училище, построенное в стиле модерн по проекту архитектора А.П. Фёдорова (1903 г.) на средства городской думы и городского головы А.Ф. Карпова. Он остался в памяти земляков неутомимым тружеником и искренним патриотом Твери. Достойным памятником ему стало здание училища на Секретарской (Крылова) улице.

О статусе и назначении здания прежде свидетельствовала рельефная надпись в арочной нише: «Городское училище имени А.Ф. Карпова». В последующие годы здесь также пытались учить и воспитывать юное поколение. В Карповском училище размещалось педагогическое училище, спортивная школа. Если верить народной молве, в здании намеревались устроить то Дом приёмов, то молодёжный клуб. Сегодня здание не используется.

На нечётной стороне улицы Крылова обратите внимание на нарядный фасад дома №5. Трёхэтажное здание выстроено в эклектичных формах начала XX в., включает двухэтажный дом и одноэтажный флигель с надстроенным вторым этажом. Под флигелем находится проезд во двор, над которым установлен балкон с мелкими спиралями в строгой решётке. Третий этаж был возведён в 1960-е гг.

О соседнем доме (ул. Крылова, 7) известно, что в начале XIX в. он принадлежал помещице Долгово-Скирневской. Здание отличается сдержанностью и лаконичностью архитектурного облика. В этом оно схоже с жилыми домами №№11-15, относящимися ко второй четверти XIX в.

Улица Крылова пересекается с улицей Володарского, ранее называвшейся Скорбященской (в честь построенного здесь храма Всех Скорбящих Радость). Улица Скорбященская отделяла западную часть города с её трёхлучевой планировкой от восточной части, получившей прямоугольную планировку и застроенной главным образом деревянными домами.

На нечётной стороне улицы обратите внимание на дом №33 по улице Володарского, построенный в XIX в. Это одноэтажное здание с полуподвалом и мезонином имеет богатую строительную историю и часто меняло владельцев. Известно, что в середине 1890-х гг. эта усадьба принадлежала мещанину Н.Ф. Филаретову, при котором дом и флигель были объединены встройкой с мезонином.

Пройдя налево от перекрёстка, увидим старинную городскую усадьбу (ул. Володарского, 27-29), известную как дом Унковского. Двухэтажный каменный дом и флигель соединены стеной с широкими воротами. Алексей Михайлович Унковский, видный общественный деятель, предводитель тверского дворянства, друг М.Е. Салтыкова-Щедрина, жил здесь в 1840-1860-е гг. Позднее дом не раз менял хозяев и подвергался переделкам.

Изящна архитектура дома с флигелем №23/51 по улице Володарского, расположенного при пересечении с бульваром Радищева. Здание примечательно шестиколонным тосканским портиком под крупным фронтоном. Дом с пышным фасадом близок к усадебной архитектуре зрелого классицизма.

Здесь вы можете перейти на другую сторону улицы и полюбоваться одним из самых запоминающихся зданий Твери, построенных в стиле классицизма. Это гостиница Гальяни (ул. Володарского, 34). Она была построена в начале XIX в. на месте деревянного дома, незадолго до того приобретённого Павлом Дмитриевичем Гальяни. Оба этажа сдавались внаём, затем П.Д. Гальяни устроил здесь гостиницу и ресторан.

Гостиница Гальяни считалась одной из лучших в Твери. В ней по пути из Петербурга в Москву и обратно часто останавливался А.С. Пушкин. Жители Твери могли видеть Пушкина «сидящим у Гальяни на окне» и «глотающим персики».

В 1859 г. в этом здании несколько месяцев прожил Ф.М. Достоевский. Писатель работал здесь над рукописями «Дядюшкиного сна», «Села Степанчикова» и «Записок из мёртвого дома». В конце XIX - начале XX вв. в здании гостиницы размещался филиал «Санкт-Петербургского Поземельного банка», частная женская гимназия А.А. Римской-Корсаковой, а в советское время — педучилище и жилые квартиры. В начале 1990-х здание отреставрировано, уже много лет в бывшей гостинице Гальяни «квартирует» один из банков. Особый шарм зданию придаёт четырёхколонный портик на уровне второго этажа.

От места, где останавливался А.С. Пушкин, до улицы Пушкинской рукой подать. Минуя здание гостиницы Гальяни, сворачиваем с улицы Володарского налево, и вот она, Пушкинская. Двухэтажное кирпичное здание по ул. Пушкинская, 2, в котором мы распознаём черты позднего классицизма, известно как дом братьев Клементьевых, державших лавку скобяных товаров. Западным фасадом здание выходит на ул. Володарского. Во время войны здание сильно пострадало и было восстановлено со значительными переделками.

По соседству видим городскую усадьбу (ул. Пушкинская, 4-4а), состоящую из главного дома и флигеля. Одноэтажный, с полуподвалом, кирпичный дом возведён в переходных формах от барокко к классицизму. В первой половине XIX в. выстроены примыкающие к дому флигель, деревянные сени и мансарда.

Если что-то напоминает на улице Пушкинской о присутствии муз, то это бывший дом губернского секретаря Колтыпина (ул. Пушкинская, 6). В середине 1990-х гг. в изящно декорированном в духе эклектики здании с арочными окнами второго этажа открылась галерея современного искусства «Аврора», а сейчас здесь размещаются мастерские художников. В наше время здание было расширено с южной стороны, а с западной пристроены сени с лестницей на второй этаж и парадным входом с улицы.

Проходя по этой же стороне улицы, нельзя не заметить двухэтажное кирпичное здание синагоги (ул. Пушкинская, 22). Она построена в 1913 г. по проекту архитектора В.И. Кузьмина. Это одна из немногих сохранившихся в городах России синагог, сооружённая в формах эклектики, близких к кирпичному стилю. Внутренняя планировка не раз менялась. В первые послереволюционные годы еврейский молитвенный дом сохранял своё изначальное предназначение. Молельню закрыли, по-видимому, тогда же, когда и подавляющее большинство других храмов — в 1930-е гг. Известно, что в 1970-90-е гг. здесь располагался ВНИИ ГИК, а затем отделение милиции. В августе 2001 г. здание синагоги было передано Тверской еврейской общине.

Вернувшись на улицу Володарского, пройдём к Дому поэзии знаменитого российского поэта, почётного гражданина Твери и Тверской области Андрея Дементьева (ул. Володарского, 18/20). Здесь собраны редчайшие экземпляры книг, где посетители могут пообщаться с единомышленниками и обсудить свои любимые произведения. Дом поэзии собирает концерты, на которых с радостью выступают артисты эстрады, проводит литературные и музыкальные вечера и презентует книги молодых авторов. Пройдя дальше по улице Володарского, через два перекрёстка, вы сможете полюбоваться церковью иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (ул. Володарского, 4). Это единственный в Твери храм с ротондальной основой. Церковь возводилась в течение десяти лет (1782-1792 гг.). В 1750 г. здесь построили деревянную церковь во имя Живоносного источника. В 1760 г. (по другим данным в 1762-м) она сгорела. Новая, также деревянная церковь была построена при устроенном кладбище с «убогими домами», в которые свозили неопознанные тела и покойников, которых было некому хоронить. Этот храм освятили в 1766 или 1767 г., а вскоре прихожане взялись за возведение каменной церкви.

В середине XIX в. по проекту архитектора И.Ф. Львова расширили трапезную и устроили в ней придел во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», по которому и стали называть церковь. Реставрация храма проведена в 1970-х гг., долгие годы здесь располагалось книгохранилище. Напротив церкви, за оградой возвышается памятник «Самолёт МиГ-23 МЛД». Он установлен в 2009 г. перед зданием НИИ информационных технологий и посвящён сотрудникам института, защищавшим воздушные рубежи родины.

Если вы ещё не устали, и погода располагает к пешим прогулкам, можно немного удлинить наш маршрут и прогуляться по парку Победы. Дойдите до конца улицы Володарского и по узкой асфальтированной дорожке попадёте прямо в парк — излюбленное место для прогулок и даже пробежек жителей прилегающего района. Территория парка достаточно ухожена и благоустроена. Здесь можно отдохнуть в кафе, покормить вместе с детьми водоплавающих птиц, покататься на лодке или катамаране.

Пройдя до конца улицы Володарского, повернём налево, на улицу Жигарева, названную в честь известного военачальника, главного маршала авиации П.Ф. Жигарева, уроженца Тверского края. Здесь расположена Академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова (дома №№48-50) 0 Впечатляет своей монументальностью и парадностью главное пятиэтажное здание Академии ВКО, выстроенное в 1939 г. в духе неоклассицизма. Задолго до появления Академии здесь находился комплекс зданий другого военно-учебного заведения — Юнкерского кавалерийского училища. Он занимает обширную территорию, ограниченную с севера улицей Жигарева и с юга — набережной реки Лазури. С западной стороны к училищу примыкала ныне не существующая Дровяная площадь, а на востоке от него располагалось техническое училище (сегодня это здание индустриально-экономического колледжа имени А.Н. Коняева).

Юнкерское училище обосновалось здесь в 1866 г. В советское время (с 1918 г. здесь разместилась кавалерийская школа) архитектурный комплекс военно-учебного заведения подвергся заметным переделкам. Академия ВКО разместилась в этих стенах более полувека назад. Памятник маршалу Жукову, установленный 6 мая 1995 г., видим на обширной площади перед главным корпусом академии. В 1919-1920-х гг. красноармеец Жуков служил в Твери. Будущий маршал проходил службу в запасном батальоне с «последующим направлением на курсы красных командиров».

От здания академии ВКО и памятника Жукову переходим на площадь Славы. В былые времена здесь часто проходили политические митинги, но площадь интересна не столько этим, сколько расположенными здесь учреждениями культуры: детской школой искусств №1 и музейно-выставочным центром имени Лизы Чайкиной. Последний (ул. Салтыкова-Щедрина, 16) действует в составе Тверского областного государственного Дома народного творчества, который проводит выставки любительского художественного творчества. В музее можно увидеть экспозиции, посвящённые народным ремёслам, полюбоваться на работы фотографов-любителей, услышать выступления самодеятельных коллективов.

С площади Славы свернём налево на ул. Желябова. Это старинная улица, появившаяся в результате планировки города в XVIII в. Ранее именовалась Козьмодемьяновской по названию ныне не существующей церкви. Переименована в память о деятеле революционного народничества, члене исполкома «Народной воли» А.И. Желябове (1850-1881).

Среди зданий, расположенных на улице Желябова, обратим внимание на двухэтажный кирпичный дом, принадлежавший мещанам Садовниковым (ул. Желябова, 53). Он построен в первой половине XIX в. в стиле позднего классицизма. Прямоугольный объём завершён деревянным фронтоном, окна второго этажа обрамлены наличниками.

Идём дальше, переходим ул. Желябова в месте её пересечения с уже знакомой нам улицей Володарского. И вот перед нами трёхэтажное здание по улице Желябова, 33 — это главный корпус Тверского государственного университета. Ранее здесь размещалась школа П.П. Максимовича, где готовили народных (сельских) учительниц. В школе имелась библиотека, насчитывавшая 20 тыс. томов, а также амбулатория и даже метеорологическая станция. Школа П.П. Максимовича просуществовала почти полвека (с 1870 г. до 1918 г.) и за это время выпустила около 1200 учительниц. Школа имени Максимовича представляла собой комплекс учебных зданий, в которых сегодня размещается Тверской государственный университет. С 1889 г. она обосновалась в бывшем доме купца Боброва на углу нынешней улицы Желябова и Трёхсвятской. В конце XIX - начале XX вв. рядом возвели учебный корпус (ул. Трёхсвятская, 16), а в 1909 г. появился новый корпус с оградой и двумя воротами, где и располагается главный корпус ТвГУ. Это один из немногих в Твери образцов неоклассицизма. Главный фасад здания имеет строгую симметричную композицию, вход украшен дорическими колоннами, а над ними — большое полукруглое окно. На кованой решётке кирпичной ограды видим литые композиции в виде трёх сплетённых венков с развевающимися лентами.

Аккурат напротив университета — дом, имеющий большое мемориальное значение. Это усадьба поэта и декабриста Ф.Н. Глинки (ул. Желябова, 30-32). Двухэтажный дом — одна из немногих сохранившихся в Твери дворянских усадеб, построенная в стиле позднего классицизма. Главный дом возвели между 1856 и 1861 гг. по заказу самого хозяина усадьбы, известного поэта и декабриста Фёдора Николаевича Глинки. Рядом с домом стоял построенный ранее флигель. В конце XIX в. усадьба принадлежала врачу П.А. Орфанову, при котором в переделанном флигеле устроили водолечебницу. Примерно в те же годы был обновлен фасад главного дома. А уже в советское время флигель «прирос» вторым этажом и был расширен со стороны двора, в котором сохранился небольшой сад.

Следующий после усадьбы Глинки дом — ТОЦ «Универ» (ул. Желябова, 28), в котором разместился самый большой книжный магазин в Твери с кофейней «Абракнигабра».

Дом по ул. Желябова, 23, возводившийся и перестраивавшийся в течение XIX в., выходит главным фасадом на красную линию улицы. В двухэтажном, относительно крупном здании соединились черты позднего классицизма и эклектики. Протяжённый фасад в восемь осей примечателен своим декором.

Здание на углу квартала при пересечении ул. Желябова с ул. Трёхсвятской (ул. Желябова, 29а/25) называют одним из лучших образцов застройки переходного периода от барокко к классицизму в бывшей Мещанской слободе Твери. Оно построено в конце XVIII в. купцом Наумовым и до начала XX в. принадлежало его потомкам. Богатое архитектурное убранство отличает фасады, выходящие на обе улицы.

Улица Желябова пересекается с Трёхсвятской — одной из центральных улиц Твери, популярное место отдыха жителей города. Всегда оживлённую, теперь предназначенную для пешеходов Трёхсвятскую называют «тверским Арбатом». Сходство со знаменитой столичной улицей придавали фонари, когда-то стоявшие прямо по центру улицы. Впрочем, фонари здесь установлены новые. Об Арбате напоминают и художники, выставляющие на улице Трёхсвятской свои картины, и уличные музыканты (главным образом подрабатывающие игрой на инструментах студенты).

Трёхсвятская — одна из улиц, спроектированных архитекторской командой под руководством П. Никитина в 1770-х гг. после пожара 1763 г. Своё название улица получила потому, что она выводила к Трёхсвятскому монастырю, располагавшемуся на месте современного Дворца детей и молодёжи. В 1919 г. улица была переименована в честь большевика М.С. Урицкого (1873-1919), убитого эсерами. Историческое название улице вернули в 1991 г.

До 1976 г. по улице ходили трамваи, долгое время об этом напоминали остававшиеся в асфальте фрагменты рельсов. В середине 2000-х гг. Трёхсвятская стала пешеходной.

На пересечении улиц Желябова и Трёхсвятской повернём налево. Здесь обращает на себя внимание городская усадьба купца Ф.Е. Нечаева (улица Трёхсвятская, 15-17) — один из лучших образцов представительной усадьбы в Твери в стиле эклектики. Здания построены купцом Ф.Е. Нечаевым в 1870-х гг. Главный дом (№15), соединённый с флигелем (№17) кирпичными арочными воротами, выстроен под влиянием архитектуры барочных дворцов Петербурга.

Вдоволь нагулявшись и посидев на скамейке или летней веранде кафе, можете приобрести сувениры на память о Твери в магазине «Тверия» (ул. Трёхсвятская, 19). Здесь также продаётся краеведческая литература, путеводители, аудио- и видеоматериалы о Тверском крае.

Сразу за местом пересечения Трехсвятской и Желябова видим двухэтажный дом (ул. Желябова 296/25) из красного кирпича — яркий образец жилой застройки второй половины XIX в. Интересная деталь архитектуры этого здания — мезонин с тремя арочными окнами, завершённый треугольным фронтоном. Сегодня здесь размещается бар «Калинин» с изображением «всесоюзного старосты» при входе. По соседству с этим домом — памятник великому тенору Сергею Лемешеву, уроженцу Тверского края, установленный в конце 2007 г.

Дом №18 по ул. Трёхсвятской старшему поколению тверитян известен как Дом моды. Трёхэтажное здание, расположенное в ряду сплошной фасадной застройки, является редким примером торгово-производственного сооружения предвоенных лет (построено в 1937 г.). В архитектуре ателье мод фабрики им. Володарского (изначально здание именовалось так) присутствуют мотивы эклектики и ар-деко. Два нижних этажа объединены шестью парами колонн большого ордера, помещённых в межоконных простенках.

Проходя далее по нечётной стороне улицы, обратите внимание на четыре дома (ул. Трёхсвятская, 25-27, 29-31). Ими застроены два квартала в южной части Трёхсвятской, по сторонам от улицы Симеоновской. Дома возведены в 1950-е гг. из кирпича и считаются одним из лучших градостроительных комплексов послевоенных лет в центре Твери. Трёхэтажные здания благодаря своей относительно небольшой высоте органично сочетаются с исторической застройкой центра города. Дома отличаются сравнительно сдержанными, но не лишёнными изящества композициями фасадов. Важными элементами комплекса стали высокие проездные арки в стенах, соединяющих корпуса. Это жилые дома, однако первые этажи заняты многочисленными магазинами.

Дом №27 отстроен недавно на месте здания бывшей гостиницы «Заря». Последняя в свою очередь была возведена в 1950 г. на месте старинной гостиницы «Лондон».

Здесь повернём налево на ул. Симеоновсую и полюбуемся композицией из двух расположенных друг против друга репрезентативных зданий. Отделение связи (ул. Симеоновская, 28) выстроено с отступом от красной линии улицы в формах неоклассицистической архитектуры середины XX в. Торжественность облику этого здания придаёт двухрядный портик — за четырьмя колоннами «прячутся» пристенные полуколонны. В этом доме размещается также Музей связи Тверской области.

К этому дому обращено стилистически близкое ему здание прокуратуры (ул. Симеоновская, 27). Оно также трёхэтажное, украшено шестиколонным портиком, увенчанным треугольным фронтоном. А карнизы фронтона оформлены крупными модульонами (детали, поддерживающие выносную плиту карниза). В середине здания расположен парадный вестибюль, ведущий к трёхмаршевой лестнице.

От бывшей гостиницы «Заря» перейдём на противоположную сторону улицы и, миновав место пересечения ул. Симеоновской с ул. Трёхсвятской, продолжим прогулку по улице Симеоновской. Тут же на нашем пути появится одно из самых запоминающихся зданий центра Твери — дом Е. Лебедевского (ул. Симеоновская, 35). Выкрашенное в яркий синий цвет здание обращает на себя внимание симметричной композицией, мезонином с двойным окном в центре. Оно сохраняет черты позднего классицизма и эклектики. Одноэтажный каменный дом построен в конце XVIII в. В начале XIX в. принадлежал Е. Лебедевскому. В 1854 г. при коллежской секретарше Е.М. Бутягиной был надстроен деревянный мезонин, сооружены сени, ворота и хозяйственные постройки во дворе. Известно, что квартиру в доме Бутягиной снимал декабрист М.И. Муравьев-Апостол, который жил в Твери с 1857 по 1863 г. Затем дом поочерёдно принадлежал купцам Леопольду и Жукову. В 1982 г. дом по ул. Симеоновской, 35 пострадал от пожара и был отреставрирован. При этом мезонин восстановили в кирпиче.

Проходя по Трёхсвятской, свернём у дома №28 на бульвар Радищева, где сохранилось немало памятников старины.

Посреди бульвара — протяжённая, летом утопающая в тени деревьев аллея с многочисленными скамейками. Пройдём по левой стороне улицы и на пересечении бульвара Радищева со Студенческим переулком задержимся у городской усадьбы XIX в. (ул. Радищева, 41/30). Это одна из самых известных архитектурных достопримечательностей Твери. Усадьба построена в 1810-1820-х гг. по проекту К.И. Росси. Известно, что во второй половине XIX в. она принадлежала помещикам Корвин-Литвицким, а в начале XX в. была продана Трёхгорному обществу пивоваренных заводов. Для главного фасада дома использован один из образцовых проектов знаменитого архитектора, созданных в 1816 г. для Павловска. Главный дом усадьбы расположен на углу квартала, южным фасадом выходит на бульвар Радищева. Одноэтажное с полуподвалом и мезонином бело-голубое здание украшено портиком с четырьмя ионическими колоннами и треугольным фронтоном. Вдоль бульвара дом соединяется с флигелем и воротами. Второй флигель, располагавшийся по Студенческому переулку и также соединявшийся с домом воротами, был разобран в 1970-х гг. В эти же годы усадьбу реставрировали по проекту А.И. Кустова.

Перейдём на противоположную сторону бульвара Радищева. Двухэтажный дом №38/26 по бульвару Радищева — сохранивший свои первоначальные черты образец жилой застройки в стиле раннего классицизма. Расположенная на углу квартала западная часть здания возведена на рубеже XVIII-XIX вв., во второй четверти XIX в. была построена восточная часть дома, а во второй половине столетия — парадные сени с улицы Трёхсвятской и дворовые сени. Среди элементов декоров уцелели лепные гирлянды.

Перейдём бульвар Радищева в месте его пересечения с улицей Трёхсвятской и остановимся у трёхэтажного дома с двухскатной крышей периода эклектики (б-р Радищева, 30). Нельзя не полюбоваться выразительным декоративным убранством главного фасада. Интересно, что на каждом этаже окна имеют разную форму, на первом — арочные, на втором — с лучковыми перемычками, а на третьем — прямоугольные.

Пройдясь далее по аллее, вы встретите бронзового шансонье, сидящего на скамейке и опирающегося на гитару. Это памятник Михаилу Кругу (1962-2002) — исполнителю русского шансона.

Теперь вернёмся на ул. Трёхсвятскую и обратим внимание на дом №35а — редкий для Твери пример постройки в стиле модерн с элементами нео-классицизма. Прямоугольный двухэтажный объём со двора имеет срезанный угол, а главный фасад разделён на две самостоятельные симметричные композиции. Объединяют их витрины по сторонам от входов и расположенные попарно окна второго этажа. Единым мотивом декора для всего фасада служат небольшие ниши над окнами. По соседству с ним — дом Шиканова (ул. Трёхсвятская, 35), характерный для центральной части Твери жилой дом периода эклектики (конец XIX в.). В советские годы на первом этаже размещался известный во всем городе хлебный магазин, и сейчас здесь «Дом хлеба».

Впереди нас — пересечение улиц Трёхсвятской и Новоторжской. Повернём направо, и второй дом на нашем пути — одна из построек уникальной для центра Твери обширной усадьбы (ул. Новоторжская, 16; бульвар Радищева, 29), сохранившей планировочную структуру XVIII-XIX вв. Известно, что в 1870-1880-хх гг. она принадлежала купцу Э.Г. Шиндлеру. Неординарный архитектурный комплекс занимает узкий и протяжённый участок между улицей Новоторжской и бульваром Радищева. Главный дом, построенный в конце XVIII в., расположен по красной линии улицы Новоторжской. Позднее двухэтажное здание было увенчано мезонином, который в советское время заменили третьим этажом. Обратите внимание на широкий балкон с ажурными кронштейнами и ограждениями — это одно из эффектных украшений, сохранившихся на фасадах тверских домов.

Пройдите несколько шагов, чтобы оказаться у двухэтажного дома №20 по улице Новоторжской. В 1870-е гг. его владельцем был генерал-майор Швальвич. Это образец архитектуры раннего классицизма с оригинальным декором фасада. Больше вы нигде в Твери не увидите такие лепные розетки, помещённые в нишах над окнами второго этажа, а сами ниши украшены лепниной в виде венков и пальмовых листьев.

На другой стороне улицы видим двухэтажное кирпичное здание (ул. Новоторжская, 31), замечательное четырьмя ионическими колоннами и треугольным фронтоном. Возведено оно по проекту К.И. Росси в 1810-1820-х гг. При оформлении главного фасада за основу взят проект 1811 г., составленный для тверского купца Ф. Лебедевского. В 1870-х гг. дом принадлежал полковнику А.П. Львову, затем некоему Чаплину, а в начале прошлого столетия — И.Ф. Галузину. С западной стороны к дому примыкают арочные ворота, сделанные во второй половине XIX в.

Вернёмся на перекрёсток Трёхсвятской и Новоторжской и полюбуемся на эффектный трёхэтажный дом фабрики «Калининшелк» (ул. Новоторжская, 23), построенный в 1949 г. по проекту архитектора И.П. Изотова. Фасад здания отличается нарядным, пышным декором. Другого, столь же помпезного убранства, пожалуй, и не встретишь в Твери. Четыре двухэтажных эркера (выступа), двухколонные ионические портики в двух верхних этажах, окружённые колоннами павильоны на крыше, увенчанные декоративными шпилями в виде высоких снопов. В советское время на первом этаже размещалась пельменная, а сейчас — турфирма и магазин ювелирных украшений. Прямо у главного фасада здания останавливаются троллейбусы.

Усадьбу на углу улиц Новоторжской и Трёхсвятской (ул. Новоторжская, 126/37) построили в конце XVIII - начале XIX вв. Главный дом играет заметную градостроительную роль как один из доминирующих объёмов в центральной части Твери. Облик этого крупного доходного домовладения окончательно сформировался в период эклектики. Поначалу двухэтажный, дом за более чем полвека сменил нескольких хозяев. В 1850-х гг. владельцем усадьбы стал тверской губернский архитектор И.Ф. Львов. Затем дом принадлежал купцу Ф.А. Смирнову, при котором к 1894 г. здание, включая флигель, значительно удлинилось вдоль улицы Трёхсвятской и «выросло» до трёх этажей. На удивление затейлив декор этого здания. Присмотритесь — поверх окон третьего этажа можно увидеть даже лепные бородатые маски! В начале XX в. здесь размещалась гостиница «Центральная», затем гостиница «Волга». Примечательно, что гостиницы с такими названиями есть в городе и теперь. Они расположены также в центре Твери.

Кажется, на Новоторжской что ни дом — то памятник архитектуры. В полной мере это относится к зданию по Новторжской, 21 — «дому с атлантами». Не нужно долго приглядываться, чтобы увидеть на главном фасаде здания скульптурные изображения четырёх сурового вида бородатых мужчин. Это и есть атланты. Вот уже не одно столетие они поддерживают единственный украшающий здание балкон. Когда-то в этом здании располагалась усадьба Вагановых, принадлежавшая этому тверскому семейству на протяжении тридцати лет — с 1890 по 1920 г. Усадьба, выстроенная в конце XVIII в. и переделанная спустя столетие, часто меняла хозяев, в советское время здание занимали различные организации. Со временем были утрачены несколько элементов, украшавших фасад: парапет и ворота с вазонами, чугунное кольцо парадного входа. И всё же пышный лепной декор здания сохранился. Остались невредимы и терпеливые атланты, как будто привыкшие к городскому шуму и суете, к смене эпох и поколений. Безусловно, благодаря своей архитектуре этот дом запоминается гостям города.

На противоположной стороне улицы видим бело-голубое двухэтажное с подвалом здание, известное как дом купцов Подсыпаниных (ул. Новоторжская, 10). Богата его строительная история. Построенный в конце XVIII в. одноэтажный дом в XIX в. надстроили сначала деревянным вторым этажом, а затем и каменным, с востока возвели флигель в три окна. Сегодня это выразительный пример архитектуры периода эклектики, сохраняющий частично элементы более ранней постройки. Здание увенчано фигурными фронтонами, а на первом этаже сохранились свойственные ампиру формы и декор (в частности, арочные окна).

Здания городской усадьбы XVIII в. разделены пересечением улицы Новоторжской и оживлённого Тверского проспекта (ул. Новоторжская, 17-19/11). Усадьба состоит из двухэтажных главного дома и хозяйственного корпуса, а также одноэтажного флигеля, занимает важное положение в центре города. В наше время дома реставрировали, восстановили декор, воссоздали две арки ворот между домом №17 и флигелем.

Важным звеном регулярной застройки в 1760-х гг. послужила городская усадьба, расположенная по адресу ул. Новоторжская, 15-15а. Это один из первых домов, возведённых на боковых улицах тверского трёхлучья в формах переходного периода от барокко к классицизму. Ранее дом и флигель соединяла галерея, разобранная в советское время. Во время реконструкции здания в 1950-е гг. был надстроен третий этаж, со двора сделаны пристройки, а декор сильно изменён. В 1990-х гг. дом реставрировали, при этом первоначальный декор на боковом фасаде частично восстановили, а с восточной стороны сделали въездные ворота. Недавно в этом здании, принадлежавшем тверским купцам, разместился отель «Губернатор».

На другой стороне улицы — двухэтажное кирпичное здание (ул. Новоторжская, 6). Ранее это был дом причта церкви Жён Мироносиц, сооружённый в 1909 г. при названной церкви (была построена в 1802-1811 гг. на месте нынешнего двора дома №9/50 по Тверскому проспекту).

Дом №13 по улице Новоторжской, когда-то принадлежавший купцам Подсыпаниным, сооружён в середине 1760-х гг. по образцовому проекту и характерен для ранней регулярной застройки Твери. Известно, что в начале XX в. дом принадлежал торговцу рыбой Е. Ермолаеву, в 1980-х гг. памятник архитектуры был отреставрирован.

Соседний дом (ул. Новоторжская, 11) строился в первой половине XIX в. и переделывался во второй половине столетия. Это двухэтажное с подвалом кирпичное оштукатуренное здание — редкий для Твери тип дома с двумя проездными арками. Над ними расположены трёхчастные окна с арочным проёмом, остальные окна имеют прямоугольную форму.

Напротив (ул. Новоторжская, 4) находится дом Шлыгиных, архитектура которого также выразительна и характерна для периода эклектики. Нынешний свой облик здание приобрело в 1875 г., возможно, включив в свой объём одноэтажные палаты с лавкой (конец XVIII в.) купца Н. Шуваева. В конце XIX - начале XX вв. дом принадлежал купцам Шлыгиным. В восточной части фасада устроен вход с металлическим навесом, что придаёт композиции некоторую ассиметричность. Декор средней части фасада достаточно прост, а вот боковые части эффектно завершены аттиками (декоративная стенка над карнизом) и вазонами. К сожалению, это неординарное архитектурное творение находится в весьма неухоженном виде.

Дом №9 на углу улицы Новоторжской и Свободного переулка относится к наиболее ранним жилым постройкам Твери, возводившихся по регулярному плану и ставившихся на углах кварталов в качестве образцов для других домов. Сооружённый в 1760-х гг., впоследствии дом принадлежал купцам Куровым (вторая половина XIX в.), при которых был надстроен третий этаж и обновлен декор фасада. Тогда же со двора была пристроена галерея с лестницей и переходом, соединившим дом с возведённым в 1874 г. надворным флигелем. Загляните за ограду во двор. Здесь внимание привлекает галерея с открытой площадкой на уровне второго этажа, которая опирается на аркаду.

Теперь обратите внимание на дом, который стоит на пересечении Новоторжской и Свободного переулка, но с противоположной стороны (ул. Новоторжская, 2). Раньше здесь размещался «милицейский» магазин, собственно, и сейчас на первом этаже находится супермаркет, а второй украшен балкончиком с кружевной решёткой.

Теперь свернём направо с Новоторжской в Свободный переулок, чтобы ненадолго задержаться у так называемого «обкомовского» дома (Свободный переулок, 20). В советское время здесь обитали работники партийной номенклатуры. Средняя часть дома в пять этажей возвышается над четырёхэтажными крыльями и отмечена эффектным двухколонным портиком на уровне второго — четвёртого этажей. А между колоннами помещено вытянутое арочное окно лестничной клетки.

Вернёмся на Новоторжскую и рассмотрим крупное П-образное пятиэтажное здание (ул. Новоторжская, 7). Это жилой дом (исключая первый этаж, отданный под магазины), возведённый в 1953 г. в характерных для архитектуры послевоенных лет неоклассицистических формах. Средняя часть дома, обращённая на Новоторжскую, отмечена крупными эркерами, на первом этаже расположены крупные арочные проёмы витрин магазинов. Если приглядеться, вверху, над окнами пятого этажа, можно увидеть лепные гирлянды и венки с советской символикой — звёздами, серпом и молотом. Восточное крыло дома выходит на Свободный переулок и примыкает к зданию драматического театра, а западное — к зданию филармонии и обращено к скверу в Театральном проезде. Кстати, западное крыло прорезано арочным проездом во двор, здесь же видим интересную деталь — портик с ионическими колоннами. Сохранились первоначальные металлические ворота с изящными ажурными решётками.

Пересечём проезжую часть и продолжим двигаться по Свободному переулку. По левую руку от нас будет отель и ресторан «Гайд-парк». И вот перед нами Тверская площадь, расположенная в самой древней части города. Когда-то здесь, на берегу реки Тьмаки, стояла башня, замыкая дорогу со стороны Литвы, а вдоль одной из сторон современной площади проходила стена Тверского кремля.

Выстроенное полукругом здание старого автовокзала (пер. Свободный, 5) первоначально было двухэтажным, затем приросло третьим этажом. Старый автовокзал открыли в 1958 г. на месте когда-то стоявшей здесь Симеоновской церкви, а через 15 лет автовокзал перенесли на ул. Коминтерна. Сейчас в здании по Свободному переулку, 5, располагается областное министерство транспорта, банк, другие организации. Также это место давно (и до сих пор) известно как троллейбусное кольцо. Правда, сейчас в связи с изменившимися схемами маршрутов троллейбусы сюда заворачивают редко.

На углу площади и Свободного переулка находится дом Тетяева (пл. Тверская, 1), входивший в комплекс застройки «сплошной фасадой». По всей вероятности, дом построен в конце 1770-х - начале 1780-х гг. для купца А.Н. Тетяева и является одним из немногих сохранившихся купеческих домов Твери в стиле раннего классицизма. Двухэтажный дом имеет неправильную конфигурацию (что обусловлено тупым углом при соединении площади и переулка), но, пожалуй, этим и интересен. Изящными штрихами служат завершающие архитектурную композицию кровли по типу шатровых, увенчанные шпилями. Добавим, что в конце 1840-х гг. дом купили священник Симеоновской церкви И.А. Рубцов и его супруга О.И. Рубцова, по заказу которой дом перестроили. Здание подвергалось переделкам и в советское время, но не утратило своей оригинальности. Далее, перейдя мост через Тьмаку, мы окажемся у церкви Покрова Божией Матери. Покровский храм расположен на полуострове, который образует излучина Тьмаки. Именно здесь издавна возводили много храмов. В 1626 г. на этом месте стояли две деревянные церкви Афанасьевского женского монастыря, основанного в XV в. во имя святителя Афанасия Александрийского. Монастырь прекратил своё существование в 1764 г., монахинь перевели в соседнюю Христорождественскую обитель. На месте монастыря заложили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство её велось на средства тверского купца Григория Жижина и прихожан. Покровский храм был освящён в 1774 г.

Покровская церковь — оригинальный памятник культовой архитектуры Твери, с характерным для эпохи барокко нарядным декором фасадов и интерьера. Гармоничным дополнением к храму служит ограда с четырьмя псевдоготическими башнями на углах, Святыми воротами и сторожкой. На стенах сохранилась лепная отделка и украшения.

Напротив Покровской церкви установлена мемориальная гранитная колонна, увековечивающая память градоначальника А.Ф. Головинского. В 1865-66 гг. по инициативе и на средства городского головы для защиты затьмацкой части города от наводнений был сооружён вал (защитная дамба).

Вернёмся на Тверскую площадь и задержимся ненадолго у дома №3, выходящего на красную линию площади восточным фасадом. Специалисты называют это здание одним из лучших памятников жилой архитектуры в Твери в стиле ампир. Двухэтажный кирпичный дом с крупным фронтоном, построенный во второй четверти XIX в., отличается богатым декоративным убранством. Примечательная деталь — трёхчастное окно на втором этаже, помещённое в неглубокую нишу, где изначально располагалась балконная дверь. Сам балкон, украшавший главный фасад, утрачен. По художественным приёмам, применённым при строительстве здания, дом близок к творчеству губернского архитектора И.Ф. Львова.

Двигаясь дальше мы выйдем к Тверскому цирку, который считается одним из лучших в стране. Именно здесь проходили формирование и просмотры программ перед зарубежными гастролями отечественных цирковых артистов. Нынешнее здание цирка было построено в 1971 г. Здесь разместился зал-амфитеатр из 15 рядов, высота купола составила 18 метров. За годы существования цирка было подготовлено много оригинальных программ. В Тверском цирке выступало множество знаменитых артистов. В калининском цирке-шапито начинал свой творческий путь народный артист СССР Юрий Никулин. Здесь же он завершил свою карьеру 21 декабря 1981 г. В 2014 г. рядом с цирком был торжественно открыт знак в память о выдающемся артисте. В последующем на этом месте предполагается установить памятник Юрию Никулину. К слову, одновременно с памятным знаком неподалёку от цирка рядом с ювелирным магазином «Александрит» был открыт Свадебный сквер. На церемонии открытия присутствовали не только молодожёны, но и супружеские пары, отметившие «бриллиантовую свадьбу». Все эти годы цирк оставался одним из любимейших мест отдыха тверитян. И сегодня здесь регулярно проходят яркие представления, а также концерты звёзд шоу-бизнеса.

Сквер на Тверской площади остаётся популярным местом семейного отдыха, в погожий денёк здесь часто можно увидеть мам и малышей, прогуливающихся или кормящих голубей. Ещё бы, когда рядом такой фонтан. Брызги фонтана в жаркий день — настоящая отрада для детворы! Из прямоугольной чаши, наполненной водой, вздымаются водяные струи. В начале века фонтан дважды реконструировали. Тут же, рядом с фонтаном, детям можно прокатиться на лошадке или пони.

В нескольких десятках метров от фонтана на Тверской площади находится памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину. Это первый в России памятник выдающемуся писателю-сатирику, сооружённый к 150-летию со дня его рождения (открыт 26 января 1976 г.).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free