Осмотреть практически все достопримечательности во Владимире можно быстро — они сконцентрированы очень компактно, вдоль главной улицы — Большой Московской. Вопрос только в том, в каком порядке всё осматривать. Можно на троллейбусе № 5 проехать от вокзала восемь остановок до Студёной горы и двигаться оттуда обратно к вокзалу. Можно пойти на экскурсию от вокзала, а обратно от Студёной горы вернуться на том же троллейбусе. Пожалуй, выберем второй вариант.
Вы прибываете на вокзал и смотрите по ходу поезда влево и вверх. Рождественский монастырь возвышается прямо перед вами и отлично виден от привокзальной площади. Вы видите также холм (кремль), на котором стоят все основные древности Владимира. Вы поднимаетесь по лестнице по Коммунальному спуску и выходите на Большую Московскую. Справа — жёлтое здание гостиницы «Владимир» с башенкой (1956), слева — Рождественский мужской монастырь (Б. Московская, 68). Он состоит из нескольких зданий, впрочем, большинство из них новодельных (1995—2006) — это Рождественский собор, сработанный под «белокаменную древность», церковь Александра Невского и Христорождественская церковь (1866). Зато стены монастыря основательные, XVI в., а сама эта достопримечательность Владимира древнейшая, монастырь был до XVI в. первым по рангу на Руси, в нём был захоронен Александр Невский, пока в 1723 г. Пётр I не распорядился доставить его останки в Санкт-Петербург. Сейчас в монастыре — резиденция владимиро-суздальского епископа. Вход в монастырь бесплатный, фотосъёмка запрещена.
Пройдя монастырь, на левой стороне вы увидите исторический музей (№ 64). Там типично краеведческая экспозиция, наиболее интересны разделы археологии и домонгольской истории города. Рядом — сквер с памятником Александру Невскому (1963) и бело-жёлтая Николо-Кремлёвская церковь (№ 66а, 1761—1764), в которой, впрочем, находится планетарий. Из сквера отличный вид на Клязьму и железную дорогу внизу. Вправо от Большой Московской уходит Музейная улица, на ней можно видеть одноглавую с зелёной крышей Троицкую церковь (1740). Но это всё частности, а главное открывается слева — и это кремлёвский комплекс Владимира, находящийся на холме над Клязьмой и состоящий из двух древнерусских соборов, длинного здания между ними весьма петербургского вида и двух небольших парков-скверов.
Успенский собор — наглядная архитектурная свадьба шпилевой питерской колокольни (1810, архитектор Вершинский) и протомосковского собора (1186—1189), из которого выросли все храмы московского Кремля. Собор был главным храмом Владимирской Руси, первоначально построен в виде одноглавого, но после пожара его пришлось перестраивать и укрупнять уже при князе Всеволоде. Внутри фрагментарно сохранились самые старые росписи 1161 г. — это фигуры пророков со свитками и павлины в северной галерее, есть фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного (1408) на центральных сводах, но основной массив — это XIX в. Рублёвские фрески можно узнать по подсветке. Имеется роскошный иконостас. Собор сейчас одновременно и храм и музей, поэтому днём он функционирует платно, а утром и вечером на службах — бесплатно. И лучше его осматривать соответственно во время службы. Перед собором вы можете видеть также памятник Андрею Рублёву (1995, скульптор Олег Комов).
Дмитриевский собор (1194—1197) — это одноглавый придворный храм князя Всеволода Большое Гнездо, он был посвящён Дмитрию Солунскому по случаю рождения сына. Так наверняка выглядел Успенский собор самого первого образца времён Андрея Боголюбского. Знаменит храм своими резными рельефами на стенах — их около 600 с изображениями святых и всяких мифических и реальных животных. Поскольку это всё домонгольское творчество, то это крайне ценно — аналогом может выступить только Георгиевский собор в Юрьев-Польском. К тому же потом скульптура в церковном искусстве попала под негласный запрет. Внутри собора есть фрески, однако открыт храм нечасто — он недействующий, а постоянных часов работы у него нет. От Дмитриевского собора пройдите по парку Пушкина к смотровой площадке. Оттуда виден противоположный берег Клязьмы с мещерскими лесами и вокзал внизу. На площадке стоит конный памятник князю Владимиру Красное Солнышко (2007, скульптор Сергей Исаков), который находится в компании со святителем земли Владимирской Фёдором.
Между соборами стоит длинное здание присутственных мест, или Палаты (1785—1790, № 58), сделанное по петербургской кальке в екатерининские времена. Там находится Детский музейный центр, выставка на тему владимирских дворянских усадеб. Сюда можно попасть по единому билету Владимирского музея-заповедника, включающему исторический музей, Золотые ворота и «Старый Владимир» в водонапорной башне. А на противоположной стороне Большой Московской — тоже классицизм в виде дома офицеров, бывшего дворянского собрания (1826, № 33), и гимназии, в которой учились братья Столетовы и Константин Бальмонт (№ 35). Кроме того, соборы разделяет небольшой парк Липки с фонтаном.
В центре Соборной площади стоит монумент в честь 850-летия Владимира (1958, скульптор Даниил Рябичев). Это трёхгранная 22-метровая пирамида, по бокам которой вы видите три фигуры: древнего воина, зодчего и рабочего. Именно так символически понимались творцы города Владимира в советскую эпоху. Чуть в глубине, перед тёмно-красным областным отделением Центробанка, — один из первых в СССР памятников Ленину (1925), который поместили на пьедестал, где ранее стоял Александр II.
Двигаемся дальше по Большой Московской. Вход на её следующий участок обрамляют две достопримечательности Владимира — краснокирпичные здания стиля модерн начала XX в.: слева — бывшая городская дума (1907, архитектор Ревякин), справа — Сбербанк с часами на башенке. Вот около него мы поворачиваем направо и поднимаемся по улице Гагарина два квартала до Княгининской улицы, а потом повернём налево. Здесь когда-то был княжеский дворец, который сгорел во время монгольского нашествия. Обратите внимание на дом № 7 слева — бывший Народный дом, а ныне кукольный театр (1905, архитектор Ревякин). А мы уже подходим к Княгининому монастырю и Никитской церкви. Монастырь был основан в 1200 г. княгиней Марией Шварновной, супругой князя Всеволода, и прелесть его в одноглавом соборе (1202), внутри которого замечательные фрески (1647—1649), Боголюбовская икона Богоматери (XII в.), могилы обеих жен и дочери Всеволода Большое Гнездо, а также дочери Александра Невского. Чуть дальше монастыря — нарядно-зелёная Никитская церковь (1762—1765, барокко). Она недействующая, внутри реставрационная мастерская. От церкви свернём налево на Никитскую улицу и возвратимся на Большую Московскую, выйдя прямиком к Золотым воротам.
Эти на самом деле белокаменные ворота с аркой некогда служили въездом в город со стороны Москвы — а в контексте 1158—1164 гг., когда их построили по приказу князя Андрея Боголюбского, скорее со стороны Киева. Ворота подпирались земляным валом, и он с одной стороны сохранился. В 1810 г. к воротам надстроили надвратную церковь с золотым куполом. На Театральной площади, где ворота находятся, много чего ещё интересного. Во-первых, самое яркое сооружение площади, затмевающее ворота своей массивностью и вишнёво-бордовым цветом — Троицкая Красная церковь (1913—1916, архитектор Жаров, ул. Дворянская, 2), несмотря на то что она молода и остаётся ни при чём в плане связи с владимирской древностью, является одним из символов Владимира. Церковь, которая отличается очень хорошей акустикой, в 60-е гг. хотели снести, но усилиями общественности и писателя Владимира Солоухина этого удалось не допустить.
В церкви — маленькая экспозиция хрусталя (под музыку), а в подвале можно приобрести изделия Гусь-Хрустальненского стекольного завода. Во-вторых, в дальнем конце площади стоит областной драмтеатр, а за ним — стадион «Торпедо» (1952). Наконец, на углу Никитской улицы — здание реального училища, а ныне пединститут (1908, архитектор Виноградов), где учился Венедикт Ерофеев, а на углу Большой Московской — дом Дюнанта (№ 1, 1816), ныне дом архитектора, в котором бывали Герцен и Анна Керн в 12-летнем возрасте, и жил сын адмирала И.Ф. Крузенштерна, а напротив — дом Мещерягина (№ 2, 1792).
Вообще Большая Московская отличается почти сплошной сохранностью гражданской архитектуры XVIII—XIX вв. Если бы мы никуда не сворачивали, а шли по улице от Соборной площади к Золотым воротам, то на правой стороне вы увидели бы Торговые ряды (№ 19а, 1787), которые до сих пор являются рынком, на левой — дом № 46, где родился и жил диктор Юрий Левитан. С левой стороны можно было свернуть к двум церквам 1780-х гг: сначала к Георгиевской (ул. Георгиевская, 6) с росписями XIX в. и фундаментом времён Юрия Долгорукого, а потом — к Спасо-Преображенской (ул. Спасская, 8), белой с зелёной крышей. Обе церкви были заложены в XII в., пострадали от пожара 1778 года и перестраивались в стиле барокко.
От Золотых ворот есть два пути вниз, по высокому холму над Клязьмой. На улице Гоголя (за театром) будет действующий польский красно-кирпичный костёл (1894, псевдоготика, архитектор Афанасьев и Карабутов, ул. Гоголя, 12), построенный на деньги сосланных поляков, а придёте вы к целому разветвлению кривых улочек. Центральная из них уходит вверх, где стоит Вознесенская церковь (1724), а левая крутая Летнеперевозинская приведёт к Николо-Галейской церкви (1732—1735, ул. Николо-Галейская, 26, нарышкинский стиль). Если же спуститься прямо от Золотых ворот к Клязьме по Козлову валу, то придёшь к водонапорной башне в виде огромной цистерны (1913, ул. Козлов вал, 14), внутри которой развернута маленькая, но весьма интересная и порой забавная краеведческая экспозиция «Старый Владимир» — старые газеты с объявлениями, номера извозчиков, старые бронзовые ручки, «медицинская книжка проститутки». И ещё башня — самая удачная смотровая площадка в городе, с которой видны практически все достопримечательности Владимира, включая девятиэтажки новых районов и поля на другом берегу Клязьмы. У подножия башни находится вход в Патриаршие Сады (станцию юннатов) — самый живописный в городе парк. Здесь экскурсию по Владимиру можно закончить, отдохнуть, а потом подниматься обратно к Золотым воротам, откуда вы сможете уехать на вокзал.
Из центра есть ещё одно важное направление — от Золотых ворот по Октябрьскому проспекту (троллейбусы № 2, 8, 11). Вы проедете мимо выразительного здания областной администрации до площади Ленина. За ней — крупнейший во Владимире моторо-тракторный завод (1945), а ещё дальше — посёлок Содышка с запрудой, где владимирцы купаются летом (троллейбусы № 2 и 11). Через площадь Ленина идёт улица Горького, на ней находятся Владимирский университет (№ 87) и забавный памятник дворнику во дворах у дома № 95 у городского водоканала. Застройка этой части города носит сталинско-хрущёвский характер. Наконец, можно съездить на правобережье Клязьмы через единственный в городе мост (1960, автобус № 7 до конечной). Там — Загородный парк из сосновых деревьев и озёр и несколько турбаз.
Что ещё посмотреть во Владимире:
Другие города Золотого кольца: