Город Астрахань (основан в 1333 году, 505 тысяч жителей, 1434 км к юго-востоку от Москвы) — столица рыбно-икорного края, южный волжский город. Его главная географическая особенность заключается в том, что он, подобно Петербургу, расположен на островах (всего их 11), образованных Волгой и её протоками и притоками. Астраханцы в хорошем настроении называют свой город южной Венецией России, а в плохом — вонючей Венецией. Действительно, астраханские каналы обрамлены отнюдь не роскошными каменными домами, а довольно гнилыми деревянными. Характерные для Астрахани достопримечательности — старина с несколько трущобным привкусом — деревянные дома и глиняные мазанки составляют очень большую часть городского жилого фонда. Протяжённость города вдоль Волги — 22 км.
До русских город назывался Хаджи-Тархан, и о нём первое упоминание датируется 1333 годом — известный арабский путешественник Ибн Баттута здесь побывал, и тогда уже город был крупным торговым центром. Русские, завоевав город, в 1558 году перенесли его на другой берег Волги. Этот факт используется некоторыми российскими историками, утверждающими, что тогда он и был основан, но это не так, и есть не что иное, как умышленное замалчивание ордынской истории Астрахани. В 1612 году Астрахань стала местом бегства Марины Мнишек с атаманом Заруцким, а в 1670-м — началом похода Степана Разина. В 1722 году в городе побывал Пётр I во время персидского похода. В советской и новой российской истории город дал стране много известных людей: режиссёр Владимир Меньшов, актеры Эммануил Виторган, Анастасия Заворотнюк, Дмитрий Дюжев, футбольный вратарь Ринат Дасаев.
Ещё совсем недавно в Астрахани был круговой трамвай А, который как бы очерчивал центр города. Считается, что естественные границы центра — это остров между Волгой и двумя каналами-ериками (Кутум и Варциевский). Трамвай этот заходил за эти границы и охватывал кусок Татарской слободы на юге и вокзал на севере. Едучи по нему, можно было совершить как бы обзорную экскурсию по достопримечательностям Астрахани. Ныне придётся ходить пешком, потому как маршрутки и троллейбусы не слишком заменяют трамвай.
Маршрут по центральному острову Астрахани мы начнём на площади перед кремлём (от вокзала троллейбусы № 1, 2). По форме Астраханский кремль треугольный, по периметру — почти 1,5 км. Чуть подалее видите Ленина, он прямо по центру южной стены (1958, скульптор Заир Азгур, архитектор Василий Ананьев). С другой, левой стороны стены, кстати, памятник его отцу — уроженцу Астрахани Илье Ульянову (1973). Кроме этих, вполне ожидаемых памятников, пространство перед кремлём заставлено и новыми, порой сомнительными скульптурами. Девушка с кувшином представлена в стоящем и лежачем видах, есть также голый мальчик с каким-то странным, почти инопланетным лицом. Вход в кремль находится с противоположной стороны, вам нужно пройти вдоль стены мимо Ленина и повернуть налево.
От кремля берём курс прямо, по улице Советской. Слева — Братский сад. Когда-то тут был плац-парад, но уже в XIX веке разбили сад — классическое место светского отдыха с оркестрами по летним вечерам. Также классически в 1918 году здесь в духе сурового времени похоронили борцов за Советскую власть и поставили памятник — рабочий с винтовкой (1977), а потом и мемориал ВОВ с Вечным огнём. На другой стороне сада можно зайти в Музей боевой славы в Доме Астраханского казачьего войска (1906). Справа от памятника с винтовкой — реставрированный подковообразный бывший дом генерал-губернатора (1787—1802, архитектор Александр Дигби), ныне ТЦ «Атриум».
Идём далее по Советской и видим ничем особо не примечательные старые двухэтажки. Между тем это бывшие подворья восточных купцов. Слева Армянское подворье (№ 9), напротив него Персидское подворье (№ 10, 1852—1863), чуть далее слева — Индийское подворье (1803—1806, архитектор Мартынов). Впрочем, индийцы в середине XIX века в Астрахани уже не торговали. И у Индийского подворья есть явный резон свернуть налево — там расположена достопримечательность Астрахани под названием кинотеатр «Октябрь» (ул. Володарского, 13). Знаменит кинотеатр не тем, какое кино в нём показывают. И в советское время, и сейчас показывают там то, что актуально в данный момент. А вот зимний сад-дендрарий с лимонными деревьями, плодоносящими финиковыми пальмами, фикусами, и даже дикими кошками, нильским крокодилом и попугаем — это эксклюзив. Здание самого кинотеатра построено в середине 50-х годов, а официальное название его теперь «Праздник», однако многие по старинке кличут его «Октябрём». Ещё за одной экзотикой нужно свернуть с Володарского налево — там будет выставка «Астраханский Городской Аквариум» (ул. Ахматовская, 13). Работники могут подсказать также, где можно купить сертифицированную икру.
Вернёмся на Советскую и продолжим идти дальше. В здании бывшего облисполкома слева кирпичное здание Астраханского краеведческого музея (№ 15, 1901-1912, архитектор В. Шретер) — там есть древнее сарматское золото и большой скелет мамонта. Кроме краеведческого музея, в здании располагается и областная администрация — факт чуть ли не уникальный для России. Напротив — бывшая казённая палата и обком, ныне областной суд (№ 12, 1899). Далее ещё один сталинский когда-то элитный дом с башенкой, небольшой скверик с бюстом Пушкина. Проходим ещё квартал — и справа будет Астраханский областной драматический театр (№ 28, 1883), в довольно скромном для такого заведения здании, возведённом на средства купца Плотникова. Напротив — консерватория в бывшей Мариинской гимназии (№ 23, 1905—1909, архитектор Домонтович), а дальше — Морской сад с оригинальным памятником-маяком (1921, автор А.В. Николаев), на котором изображена пронзённая штыком гидра империализма. Заканчивается Советская улица маленькой площадью, на которой недавно установили памятник казахскому поэту, певцу и конокраду Курмангазы Сагырбаеву (2008), а также комплекс бывшего женского монастыря, где квартирует облвоенкомат. Восстановили выходящую на улицу часовню. Здесь поворачиваем налево на улицу Калинина, и нам два квартала до оживлённой улицы Свердлова, по которой ходят троллейбусы.
На углу стоит Дом-музей Бориса Кустодиева, ученика Репина (ул. Калинина, 26). Здесь в 1878 году художник родился. Кроме документов, фотографий и личных вещей, полтора десятка картин художника (в основном ранние портреты) и два зала графики. Среди достопримечательностей в Астрахани также стоит выделить два музея: на улице Свердлова налево — Дом-музей Велимира Хлебникова, осноположника символизма в русской поэзии (№ 53) в бывшей квартире его родителей, где семья жила в 1914—1931 годах. Помимо самого Велимира, экспозиция посвящена его сестре художнице Вере, её мужу графику Петру Митуричу и их сыну художнику Маю Митуричу-Хлебникову (1925—2008), который и организовал музей. Много интересных личных вещей, в том числе отца Хлебниковых, первого директора Астраханского заповедника. Направо — Астраханская картинная галерея им. Павла Догадина (№ 81) в особняке купца Плотникова (1909). Там коллекция картин Кустодиева и русского авангарда начала XX века.
Вернувшись от галереи снова на улицу Калинина, выходим на берег Кутума, переходим его по мосту и заворачиваем налево. Набережная Кутума застроена интересными зданиями по обоим берегам. На левом берегу сразу же привлекают внимание склады XVII века — Демидовское подворье (№ 52), а на правом — дом рыботорговца Шелехова (№ 45, 1904), ныне больница, известный скульптурой девушки на дворовом скате крыши в античных одеждах — по легенде, это памятник дочери купца, умершей от туберкулёза. Далее идёт целая череда старинных каменных и деревянных домов, среди которых выделяются на левом берегу двухэтажный с портиком мезонином дом Беззубикова (№ 24), а напротив — дом Губина (№ 7, 1900, архитектор Домонтович) с флигелями. Отклонение направо на ул. Чехова через пару минут приведёт к коричневому Казанскому собору (1903—1907) в древнерусском стиле.
Продолжив двигаться вдоль протоки, мы вскоре придём к стрелке Кутума и Волги. Её украшает здание бывшей биржи (Красная наб., 1, 1906—1910, архитектор Вальдовский-Варганек), а ныне ЗАГС. Отсюда нам налево, по улице Ульяновых. Через два квартала будет дом, где жил Илья Ульянов, ныне там музей истории города (ул. Ульяновых, 9). Повернём здесь направо и выйдем к Волге по улице Никольской (бывшей Розы Люксембург). Это маленький заповедник архитектуры модерн начала XX века: здание Азовско-Донского банка (№ 3, 1910, архитектор Фёдор Лидваль), военно-морской госпиталь Каспийской флотилии (№ 5, архитектор Домонтович) и доходные дома 1880—1890-х годов с красивыми коваными балконами (архитектор Коржинский). Далее идём по набережной до конца и приходим в единственный, быть может, уголок Астрахани с архитектурой XXI века. Это памятник Петру I (2007, скульптор Андрей Ковальчук, архитектор Александр Федорченко), жилой дом в стиле постмодерн и памятник погибшим кораблям в Астрахани в виде двух якорей (1980), установленный в честь событий 1942 года, когда на Волге погибло много судов, разбомбленных немцами, — они везли отсюда горючее для Сталинградского фронта. Здесь можно подниматься назад к кремлю, мы замкнули кольцо экскурсии по Астрахани.
Что ещё посмотреть в Астрахани: