Главная  /  Россия  /  Самара

Достопримечательности Самары


В плане достопримечательностей Самара уступает как Казани, так и Нижнему Новгороду — городам, вполне сравнимым по населению и инфраструктуре. Тем не менее исторический центр Самары весьма выражен и отличается повышенным количеством особняков стиля модерн начала XX в. (с эркерами и башенками). Далее — картина более хаотичная, в Самаре могут соседствовать довольно элитно выглядящие дома с трущобным частным сектором, на окраинах — обширнейшие промзоны. Город расположен на Волге, на внешней, левобережной стороне излучины Самарская Лука, между устьями рек Самара и Сок, делится на 9 районов (4 центральных и 5 окраинных).

достопримечательности самары

История Самары типична для Нижнего Поволжья. Сначала на месте нынешнего города было ордынское поселение, и его, кстати, посетил в 1357 г. московский митрополит Алексий и предрёк существование большого города. Но реализовалось это только в 1586 г. в качестве крепости Самарский городок на новоприсоединённых землях во время правления царя Фёдора под руководством алатырского воеводы князя Григория Засекина. Самара-городок превратилась в плацдарм для продвижения на восток и юг — в степи Казахстана и Башкирию. В XVII–XVIII вв. Самара, как и остальные области Средней и Нижней Волги, пережила восстания Разина и Пугачёва. Губернский статус город получил в 1850 г. и пережил бурный рост, связанный с хлебной торговлей и ростом промышленности (хотя и не смог тогда догнать соседние Казань и Саратов).

Маршрут пешеходной экскурсии по Самаре

что посмотреть в самаре

Начнём маршрут с главных ворот города — железнодорожного вокзала Самары (2001, архитектор Юрий Храмов). Это самый высокий в Европе и наряду с Челябинским самый современный и «фасадный» вокзал России. Это высоченный небоскрёб со шпилем высотой 86 метров и смотровой площадкой (купол с балконом, откуда видно всю Самару). На втором этаже вокзала располагается исторический музей Куйбышевской магистрали.

маршрут по самаре

На привокзальной площади расположено здание управления Куйбышевской железной дороги (1925—1927, архитектор Пётр Щербачёв). Здесь много троллейбусов и автобусов, но нам надо пройти чуть вперёд, на трамвай № 1. На нём мы поедем в центр по улице Красноармейской до остановки «Галактионовская» и пройдём немного вперёд по ходу движения.

пешеходная экскурсия по самаре

Справа нам откроется площадь Куйбышева (будущее метро «Театральная») — огромная по размерам, и если считать боковые скверы (17,4 га), то она первая в Европе и пятая в мире. На площади стоят памятник Валериану Куйбышеву (1938, скульптор Матвей Манизер) и Театр оперы и балета (1936–1938, архитекторы Каценеленбоген и Ной Троцкий). Театр примечателен тем, что 5 марта 1942 г. там состоялось первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича (со знаменитой «немецко-фашистской темой»).

экскурсия по самаре

Проходим от площади по улице Шостаковича квартал налево и выходим к крайне интересному объекту, правда, совершенно незаметному внешне. Это бункер Сталина (ул. Фрунзе, 167). Он расположен во дворе Академии культуры на правой стороне улицы Шостаковича. До революции здесь размещалась канцелярия самарского губернатора, а потом обком партии. Сам бункер был построен в 1941 г. московскими метростроевцами и донбасскими шахтёрами после принятия решения об эвакуации госучреждений из Москвы в Самару.

пешеходный маршрут самара

Мы вышли на площадь Чапаева — лучшую парадную картинку Самары. Здесь находится архитектурный символ города — красный теремок-замок Театра драмы им. Горького (1888) и стоит памятник чапаевцам (1932, скульптор Матвей Манизер, архитектор Иосиф Лангбард), который можно признать одним из лучших образцов советской монументально-героической скульптуры.

Экскурсии в Самаре

самарские достопримечательности

За театром открывается красивый вид на Волгу и справа — на кирпичные корпуса Жигулёвского пивзавода. Это один из старейших пивоваренных заводов России, построенный в 1881 г. австрийцем Альфредом фон Вакано. В 1914 г. в России был введён «сухой закон», завод остановили, а самого Вакано по подозрению в шпионаже приобщили к австрийским пленным в Бузулуке. После революции сыновья Вакано взяли у советских властей завод в аренду, но просуществовало предприятие недолго. Уже в советское время в 1936 г. на заводе был разработан сорт пива, получивший название «Жигулёвское».

фото самара

Слева же Струковский сад, старейший парк Самары, занимающий склон на берегу Волги. Назван он по имени управляющего Илецкими солевыми промыслами Г.Н. Струкова, который в начале XIX в. построил здесь усадьбу и разбил сад. Уже после его смерти в 1849 г. Самару посетил симбирский губернатор Черкасский и по совету своего помощника брата драматурга Михаила Островского предложил привести сад в порядок.

экскурсия по достопримечательностям самары

В старой Самаре две центральные улицы — параллельные Волге и друг другу — Куйбышева и Фрунзе. Выйдя из Струковского сада, мы можем наблюдать напротив его ограды по улице Куйбышева триумфальную визитную карточку самарского модерна в виде троицы особняков: дом предводителя дворянства Наумова (№ 151, 1905, архитектор Щербачёв) в стиле итальянского ренессанса, в 1941–1943 гг. бывший посольством Великобритании в СССР, бывший Крестьянский банк (№ 153, 1912, архитектор фон Гоген) в стиле северный модерн и здание Общественного собрания (№ 157, архитектор Вернер).

А следующий квартал открывает дом Промышленности, огромное здание в стиле конструктивизма (№ 145, 1936, архитекторы Сухов и Клочков). Здесь заворачиваем налево на Красноармейскую и через квартал оказываемся уже на трамвайной улице Фрунзе.

Перекрёсток совершенно замечательный. На дальнем правом углу — «Особняк-музей Курлиной» (ул. Фрунзе, 159, 1900–1903, модерн, архитектор Александр Зеленко). Здание построено самарской купчихой Сандрой Курлиной и украшено изразцами, лепниной и коваными чугунными решётками в виде бабочек. Алексей Толстой, выросший неподалёку, называл дом в своих «Хождениях по мукам» «нелепо роскошным». В 1941–1943 гг. тут находилось посольство Швеции. Внутри 22 комнаты, также блистающие изразцами. Много интересных вещей: мебель графа Орлова-Давыдова, дуэльные пистолеты, телефон фирмы «Эриксон», кассовый аппарат. А в подвале находится экспозиция «Самара, 1918 год». Тут четыре месяца находилась контрразведка белочехов, и представлена стена с выбоинами от пуль и надписями красных узников.

Рядом с особняком Курлиной стоит ещё один символ Самары — католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса (№ 157, 1902–1906, архитекторы Фома Богданович, Александр Щербачёв), которая со своими двумя симметричными 47-метровыми острыми башнями была и есть высотной доминантой центра города назло всему православному большинству. Внутри скромное и очень современное убранство, есть орган, проводятся концерты.

За костёлом — музей-усадьба писателя Алексея Толстого (№ 155 б). Этот дом, построенный в 1882 г., принадлежал Алексею Бастрому, отчиму писателя, а после революции стал сборищем коммуналок. Дальше на этой же стороне — новая православная церковь иконы Державная (№ 151, 2008) в византийском стиле.

Доходим до улицы Льва Толстого и видим ещё один архитектурный шедевр — филармонию, построенную как театр-цирк «Олимп» (№ 141, 1907, модерн) и полностью реконструированную в нулевые годы. Напротив — Дом-музей Фрунзе (ул. Фрунзе, 114), где полководец жил в 1919 г.

Здесь уходим направо и возвращаемся на улицу Куйбышева. Она по своему архитектурному оформлению достойна и Москвы, и Петербурга. На правом углу — дом Дунаева (№ 135, 1879, архитектор Александр Горнвальд), дальше, если возвращаться к Струковскому саду, городская администрация (№ 137) и замок-особняк Клодта (№ 139, 1898, Александр Щербачёв), в котором располагается Детская картинная галерея, насчитывающая 11 тысяч работ детей разных стран, а напротив Самарская городская дума (№ 124).

Если спуститься прямо по улице Льва Толстого, придёте к тихой староверской Казанской церкви (1916). Но нам всё же налево. Квартал до Некрасовской подарит нам следующее: на правой стороне — здание Госбанка (№ 112, 1899, архитектор Александр Щербачёв) и угловое Самарское музучилище им. Шаталова (№ 102, 1902), на левой — школа № 15, бывшее управление железных дорог или дом Поплавского (№ 125, 1902, архитектор Александр Щербачёв).

Следующий участок — самый интересный и насыщенный. Слева — лютеранская кирха Св. Георга (№ 115, 1865, архитектор Вервик), которая была построена для поволжских немцев в готическом стиле. Вообще, изначально хотели строить католическую церковь, но в 1863 г. в связи с восстанием в Польше, по согласию спонсора Аннаева участок передали более благонадёжным немцам.

Рядом дом Ясенкова (№ 113) и гостиница «Жигули-Бристоль» (№ 111, 1903, архитектор Квятковский), а напротив — Самарский художественный музей (ул. Куйбышева, 92). Основу коллекции составляют полотна самарских художников XIX–XX вв., есть также подборка русского авангарда начала XX в.

На углу улицы Ленинградской нас ждут главпочтамт (№ 82) и ТЦ «Молот» (№ 84). Ближний левый угол занимает здание промышленного банка (№ 97). Далее справа — особняк Белоусова в мавританском стиле (№ 72, 1898, архитектор Александр Щербачёв), и мы выходим на центральную в старой Самаре площадь Революции. Здесь стоит памятник Ленину (1927), и смотрит он прямо на здание, где молодой Ульянов работал в окружном суде (№ 60, 1870, архитектор Засухин). Примыкающий к зданию суда двухэтажный дом — редакция газеты «Самарский вестник» (№ 73), где печатались Ленин и Плеханов. Дом № 81 — это аптека, где жил весной 1919 г. знаменитый генерал Дмитрий Карбышев.

Отсюда идём направо по улице Венцека — классическому спуску к Волге. Франциск Венцек был пленным чехом, который в годы Гражданской войны руководил большевистскими кружками, в уличном бою в 1918 г. был схвачен соотечественниками-белочехами и замучен. Обратите внимание на боковой улочке Степана Разина слева на Вознесенскую церковь (№ 78, 1848), а на следующей улице Алексея Толстого справа — на Самарскую историческую мечеть (№ 61, 1891), построенную симбирским фабрикантом Тимербулатом Акчуриным. У самого выхода на набережную стоит часовня Святителя Алексия (1890, Александр Щербачёв), восстановленная в 1998 г.

Пешеходная часть маршрута здесь будет закончена. Но если вам возвращаться на вокзал, то можете продолжить знакомство с городом из окна троллейбуса № 16. Он, сделав небольшой крюк, провезёт вас через Хлебную площадь (сюда же можно приехать на трамваях № 1, 3 и 5 по ул. Фрунзе), которая знаменует собой как бы южную окраину старой Самары. На первый взгляд место не очень уютное, но запоминающееся. Представшая вашему взору пожарная каланча была отреставрирована в 2014 г. Теперь в этом обновлённом здании конца XIX в. располагается музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области. Впечатляют также хлебная биржа (1898, архитектор Александр Щербачёв) и крупный элеватор (1916, инженер Петров).

Затем вы поедете сначала по улице Алексея Толстого, где на углу с улицей Комсомольской будет Самарский военно-медицинский институт (№ 33) — это бывшее реальное училище, где учились нобелевский лауреат химик Николай Семёнов и революционер Глеб Кржижановский, а напротив, в доме № 38, в женской гимназии в 1889–1893 гг. училась сестра Ленина Мария Ульянова. Троллейбус заворачивает направо, и обратите внимание на угловой дом Шихобаловых с атлантами (№ 39, 1901, архитектор Щербачёв).

Через два квартала — ещё один поворот, теперь уже налево к уже знакомой площади Революции. На углу стоит часовня Александра Невского (№ 42, 2001) — храм-памятник погибшим милиционерам, построенный на месте здания Самарского ГУВД, разрушенного пожаром 10 февраля 1999 г. На улице Куйбышева перед площадью Революции тоже несколько красивых домов: Особняк Линева-Разина (№ 44, 1900, архитектор Засухин), бывшая городская дума (№ 48, 1850–1908, архитектор Черноморченко, необарокко), угловой дом Решетова (№ 55, архитектор Зеленко), похожий на теремок дом Кириллова (№ 65).

После площади троллейбус ещё попетляет по улицам старой Самары и перед вокзалом выведет уже на улицу Льва Толстого. Как раз на повороте слева будет стадион «Динамо», а справа — Покровский кафедральный собор (1857–1861, архитектор Эрнест Жибер). Потом слева — ДК железнодорожников им. А.С. Пушкина, бывший народный дом (1898, архитектор Филарет Засухин), построенный на средства Альфреда фон Вакано, а на правой стороне — самарский ТЮЗ. Вскоре вы окажетесь на привокзальной площади.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free