Официально город Саратов делится на 6 районов. Фрунзенский, Кировский, Октябрьский и Волжский — в той или иной степени центральные. Самые центральные Фрунзенский и Волжский, но и они имеют весьма отдалённые территории в своем составе. Заводской и Ленинский составляют противоположные, южную и северную, окраины.
В центральной части Саратова есть две улицы бульварного типа, которые хороши для прогулок. Они сделаны по принципу московского бульварного кольца: в середине — аллея, по бокам — проезжие части, причём всё огорожено решётками. Улицы довольно длинные и проходят перпендикулярно улице Московской, по которой мы ехали на троллейбусе. Во-первых, это Астраханская. Если пойти по ней у университета от Московской налево, довольно скоро вы придёте к новому ТЦ «Триумф-Молл» (2007—2010, справа) и Губернскому вещевому рынку (слева), а потом и к самому бюджетному в городе Сенному (Центральному) рынку. Впрочем, это место довольно неуютно и суетно, и без особой нужды сюда идти не стоит. В противоположном направлении прогулка по бульвару улицы Астраханской приведёт к детскому парку. Он разбит на месте бывшей Полтавской площади, в самом парке ничего особенного, на углу Советской построена мини-версия снесённого в 30-е годы Княже-Владимирского собора (2008). Если от детского парка пройти квартал направо по ул. Слонова, то вы выйдете к Саратовскому театру драмы (1967). Во-вторых, бульваром является улица Рахова, она следующая за Астраханской. Там немного поуютнее и менее шумно. До революции улица служила своего рода социальной границей Саратова: отсюда к Волге располагались престижные районы, а ближе к вокзалу — рабочие окраины.
Ещё один вариант прогулки по центру Саратова (улица Вольская). Начнём от главпочтамта на углу Чапаева и Московской. Пройдя по Московской в сторону Волги, обратите внимание на дом № 116 по левой стороне. Дом построен в 1887 году, но главное в барельефе под крышей, изображающем старые автомобили и ангелов с трубами, — так украсили свой первый в Саратове автомобильный гараж в 1913—1914 годах владельцы Соколов и Иванов. Причём делали этот барельеф молодые девушки, ученицы местного худучилища. Утверждают даже, что именно Иванов стал прототипом Адама Козлевича из романа «Золотой телёнок» — Илья Ильф посещал Саратов на агитационном пароходе в 1925 году. На Вольской заворачиваем направо, проходим саратовский ТЮЗ (№ 83, 1910—1912), Дом книги на пешеходном проспекте Кирова, потом мрачную громаду областного ФСБ-МВД (№ 77), и вскоре вы на углу ул. Советской. Направо — бывший обком (Советская, 44, 1910, архитекторы Терликов и Рабинович), ныне областной суд. Если продолжить прямо, то вскоре справа на углу тихой улицы Шевченко вы увидите особняк Тимофеева (№ 55, 1903), ныне принадлежащий Саратовской епархии. Напротив — поликлиника № 14 (№ 22) и дом, где в период губернаторства жил Столыпин (1903—1906), ныне туберкулёзный диспансер.
Если пройти по Шевченко направо, то вскоре вы обнаружите неоготический особняк Грингоффа (Шевченко, 26, 1904, архитектор Карпов), ныне центральную музыкальную школу. Справа высятся жилые небоскрёбы-близнецы (2009—2012), раскрашенные в цвета национального флага России. Продолжим идти по Вольской, и на следующей улице Рабочей надо будет свернуть налево — там стоит особняк бывшего немецкого консульства и там же учился в аэроклубе в 1954—1955 годах совсем тогда ещё не космонавт Юрий Гагарин (Рабочая, 22, сейчас там размещается «Лукойл»). Дальше улица Вольская пойдёт под горку, и через квартал слева — кирпичное здание глазной клиники (№ 12, 1901, архитектор Пётр Зыбин), а напротив во дворе — скромненький Дом-музей художника Борисова-Мусатова (№ 33), где тот провёл первую половину своей недолгой жизни. Слева по Вольской когда-то был плац-парад, а потом стадион «Буревестник», но об этом ничего не напоминает, потому как место это занимает новодельный корпус СГУ (2006). Далее по Вольской, завернув вместе с ней налево, можно выйти к Волге, и там будет новое, очень пафосное здание юридического института. Одновременно Волга удивит наличием железной дороги с маневровыми тепловозами и почти готическими промышленными зданиями — это мельницы, построенные местными бизнесменами-немцами в конце XIX века. Классный образец можно видеть, завернув налево на ул. Чернышевского, — это мельница Шмидта (№ 110, 1879), ныне ликёро-водочный завод.
Прогулка по Радищева от консерватории начнётся у музыкального училища на левой стороне улицы (№ 22, 1807—1812). Дальше направо уйдет ул. Сакко и Ванцетти, где находится индустриальный техникум, в котором в 1951—1954 годах учился Юрий Гагарин (№ 15), а налево — улица Соборная, где стоит филармония (1937). Дальше — угол улицы Советской, где напротив друг друга стоят колонный дом Александровского (1840), ныне больница, и Саратовское отделение банка России (1885, архитектор М. Грудистов). По Радищева далее на левой стороне бывшая женская гимназия (№ 16) и особняк мукомола Шмидта, ныне Дом работников просвещения (№ 14, 1890, архитектор Салько). На улице Мичурина можно завернуть направо и пройти до Провиантского взвоза, там на углу — оригинальный Серафимовский вдовий дом (1909, архитектор Георгий Плотников). А на углу Мичурина и Горького — самая главная школа города, гимназия № 1 (1890, архитектор Алексей Салько). Спустившись по Радищева вниз, на углу с Чернышевского вы увидите кирпичное здание медучилища (1899) — очередную саратовскую постройку Алексея Салько.
Волжский район, примыкающий соответственно к Волге, прежде всего интересен Соколовой горой (165 метров), которая нависает над городом с севера. На её вершине расположен Парк Победы (автобус № 2 от Крытого рынка). В парке несколько интересных моментов. Во-первых, это центральный монумент под названием «Журавли» (1982, скульптор Юрий Менякин), который виден из многих уголков Саратова. Он посвящён солдатам ВОВ и отражает известную песню Марка Бернеса. Во-вторых, это выставка разнообразной военной техники врёмен ВОВ, пожарных машин, старых трамваев, комбайнов и прочего. Всё это щедро разбросано по парку. В-третьих, т.н. Национальная деревня, где собраны образцы типичных домов различных национальностей, населяющих область (есть украинская хата, белорусская изба, мордовская усадьба, дагестанская сакля, грузинский дом и т.д.). Кое-где дома совмещаются с национальными ресторанчиками. Наконец, сам Парк Победы является великолепной смотровой площадкой на Саратов, мост через Волгу, на въезде на который построен новый жилой небоскрёб «Елена» (2009—2011), и даже Энгельс. Слева вы видите Духосошественскую церковь (1855—1858), справа — Покровский собор (1876—1883, ул. Горького, 85, проект архитектор Салько, масштабная реконструкция 2000—2005 годов). Они составляют как бы одну линию. И даже мечеть (1995—2001), которая находится чуть в низине и занимает своим минаретом положенное по статусу место. И хорошо видно, что все горы, включая Соколовую, облеплены частными домами. Такие «горные деревни» характерны для Саратова и вряд ли в ближайшее время исчезнут. В конце концов, они придают ему определённый колорит.
Для любителей городской изнанки можно предложить следующее. В Саратове есть более чем километровый Глебучев овраг, издавна придающий оригинальность его исторической части. Он довольно глубок, широк (250 метров) и длится от Волги до улицы Радищева. Он хорошо виден с Соколовой горы, а пройти по нему можно следующим способом. По улице Московской на любом транспорте добираетесь до остановки «Октябрьская» (троллейбусы № 1 и 5, автобус № 11 от главпочтамта) и идёте по ней налево мимо полиции Волжского района. Слева у вас будет Дом кино (бывшая церковь 1860-х годов) и рок-кафе «Machine Head» (№ 43), далее слева — реконструкция по-немецки готического здания бывшей колбасной фабрики (1860). Затем улица полого спускается в овраг, и с правой стороны — Дом-музей художника Павла Кузнецова (№ 56). И дальше — вы на дне оврага. Можно посмотреть налево, направо, подивиться трущобам, которым, впрочем, сверху оппонируют элитные многоэтажки. Поднявшись потом вверх, вы оказываетесь у легендарного для определённой части населения Саратова места — магазина «Штаны». Так прозвали дом, стоящий на стрелке двух улиц, расходящихся весьма под острым углом. Получалось, что он как бы между ног. Там в советское время часто бывало спиртное, когда его не было в других местах. Поднявшись ещё выше и свернув на Большую Горную направо, вы лицезреете терем-теремок «поздеевской» детской больницы (1899—1901, архитектор Владыкин), названной так по имени пожертвовавшей деньги купчихи. Закончить всё можно посещением Духосошественской церкви, спуститься к мосту через Волгу к т.н. Пентагону, девятиэтажному дому постройки конца 1970-х годов, формирующему вместе с небоскрёбом «Елена» (2009—2012, 135 метров) фасад Саратова со стороны Волги. Оттуда можно вернуться на вокзал на троллейбусе № 1 или маршрутке № 25.
Смотрите также: