Главная  /  Россия  /  Саратов  /  Окраины Саратова

Окраины Саратова


Западную часть Саратова, за ж/д вокзалом, занимает ещё одна гора — Лысая (285 метров). Она самая высокая из всех саратовских холмов, но название не совсем соответствует действительности. То есть в каком-то месте гора действительно безлесна, но вот в районе Октябрьского ущелья (маршрутка № 29 от Крытого рынка до конечной, далее пешком) её склоны превращаются в великолепный лес. Это место ещё называют Кумысной поляной. В этом районе построены элитные коттеджи, находится кардиологический санаторий, а сверху — прекрасное место для прогулок и пикников выходного дня, в том числе зимой — лыжных. Высшую точку Лысой горы венчает радиовышка, в своё время одна из самых мощных в СССР.

Северо-западная часть Саратова — Кировский и Ленинский районы. Можно сказать, что центр заканчивается у Сенного рынка, и дальше прямо дорога уходит в аэропорт (трамваи №11, 12, автобус № 90), а налево — в промышленный Ленинский район (трамвай № 3, троллейбусы № 5, 10, автобусы № 11, 53). Площадка у аэропорта — вторая смотровая площадка города, не слишком уступающая той, что в Парке Победы. В Ленинский же район вы поедете по длинному проспекту 50 лет Октября, причём справа от вас будут заводы и за ними железная дорога, а слева — жилая зона, опять же карабкающаяся в гору. Трамвай № 3 пройдёт также мимо старого Воскресенского кладбища, где похоронены в том числе ботаник Николай Вавилов, который умер в саратовской тюрьме во время войны, Николай Чернышевский и многочисленные члены его семьи. На остановке «1-я Дачная» есть смысл выйти, если вы хотите посетить Свято-Алексеевский монастырь (Замковый пр., 18). Основан он был в 1848 году при архиерейской даче, нынешние здания — новоделы «нулевых» годов. Идти в гору придётся пешком. Кстати, у монастыря заканчивается горнолыжный спуск, а с высоты можно обозреть Ленинский район Саратова.

Центром Ленинского района служит площадь Ленина (или 3-я Дачная). Там стоит красивый колонный ДК «Россия» 50-х годов, большой рынок, крупнейший в Поволжье торговый центр и наблюдается транспортное столпотворение, поскольку большинство транспорта из спальных районов доходит именно сюда. Трамвай № 3 далее пойдёт по довольно живописным местам, связанным со склонами холмов. Его конечная остановка «6-я Дачная» и продолжение трамвайного пути (трамвай № 4) до 10-й Дачной приведёт вас в места, сравнимые по лесистости с Октябрьским ущельем. Собственно, это северная окраина все той же Кумысной поляны. В остальном же Ленинский район довольно уныл, здесь несколько крупных заводов — несколько электронных, СЭПО (холодильников) и завод техстекла (ул. Ломоносова, 1, троллейбус № 5), где есть музей стекла (хрусталь, пуленепробиваемые, эксклюзивные автомобильные стёкла).

Южную часть Саратова занимают Октябрьский и Заводской районы. Главная магистраль — улица Чернышевского, идущая вдоль Волги (троллейбус № 4 от Музейной пл., троллейбус № 15 от вокзала и автобусы № 6, 90 от Крытого рынка). Прежде всего там интересен Городской парк. Это дубовая роща, разбитая в парк с прудами при помощи пленных французов в 1814—1822 годах под руководством тогдашнего губернатора А.Д. Панчулидзева, впоследствии известная как Парусиновская, или Вакуровская, роща. В парке есть аттракционы, кафе, можно покататься на лодках. Если вы пройдёте весь парк и выйдете в начало улицы Рахова, то там будет ещё и Сквер борцов революции с мрачным памятником (1925, скульптор Королёв) — именно здесь, у нынешнего саратовского телецентра, 16 декабря 1905 года было убито казаками 15 демонстрантов. На предыдущей остановке («2-я Садовая») обратите внимание на отреставрированную мельницу Шмидта (№ 90, 1900), ныне хлебозавод — великолепный образец немецкой «переселенческой» архитектуры и одно из старейших предприятий Саратова. Если поедете дальше по улице Чернышевского, то вскоре справа будет Ледовый дворец спорта «Кристалл» и бассейн (№ 61—63, 1958), далее справа полиграфкомбинат (№ 59, 1957), а слева — очередная немецкая готическая мельница (1876), ныне швейная фабрика. Вы минуете далее слева Казанскую церковь в Солдатской слободе (1905), а справа — популярный в городе торговый центр «Реал».

Заводской район — это вотчина четырёх крупных предприятий. Автобус № 90 провезёт вас мимо трёх — сначала это будет недавно закрытый Саратовский авиационный завод (он же «Комбайн», выпускавший Як-40 и Як-42), потом подшипниковый завод ГПЗ-З (около него — оригинальная церковь Всех Святых постройки 1999 года) и наконец НПЗ «Крекинг» (конечная). Чуть в стороне, в низине на окраине Саратова расположен ещё и химкомбинат «Саратоворгсинтез». Над Заводским районом возвышается Алтынная гора (251 метр), тоже временами живописная и облепленная частным сектором, но более известная как резиденция местной психушки. Там тоже есть своего рода смотровая площадка на Саратов, она на выезде из города в волгоградском и воронежском направлениях. Замыкается Саратов с юга посёлком Увек (автобус № 22 от авиазавода) и ж/д мостом через Волгу (1930—1935). Место довольно унылое и некрасивое, но именно здесь задолго до появления Саратова был золотоордынский город Увек, погибнувший в 1395 году в результате похода Тамерлана.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free