Главная  /  Москва  /  Музей-усадьба Кусково  /  Дворец Кусково

Дворец Кусково


Главенствующее место в ансамбле Парадного двора в Кусково принадлежит господскому дому, построенному в 1769-1775 годы. Дом невелик по размеру — его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной и изящной архитектуре, изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца.

Дворец Кускова одноэтажный, имеет антресоли и стоит на высоком цоколе. Центральная часть его фасада, где расположен главный вход, украшена сильно выступающим вперёд портиком с шестью колоннами, на которые опирается треугольный фронтон. К главному входу ведут широкая белокаменная парадная лестница и два пологих пандуса, по которым когда-то особо важные гости подъезжали в каретах к самым дверям дворца. На парапетах пандусов установлены четыре каменные фигуры сфинксов — полуженщин-полульвов. По краям фасада располагаются два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.

Противоположный фасад дворца, обращённый в парк, также украшен портиком по центру и двумя ризалитами, но решён совершенно иначе. Портик паркового фасада почти не выступает за линию стены, ризалиты же, наоборот, вынесены далеко вперёд. Таким образом, парадный фасад создаёт ощущение приветственного движения навстречу, а противоположный мягко отходит назад, уступая место парку. Архитектура кусковского дворца относится к стилю раннего русского классицизма.

Кусковский дворец, как и многие усадебные дома XVIII века, построен из дерева. Из камня сложено лишь его основание — цоколь, сам же дворец состоит из нескольких бревенчатых срубов — связей, обшитых тёсом. Колонны сделаны из мощных сосновых стволов, барельефы портиков выполнены в технике резьбы по дереву (правда, капители колонн и украшения над дверьми отлиты из особой керамической мастики, изобретённой работавшим в Кускове «скульптурного дела мастером» Иоганном Юстом).

Дерево на Руси со времён глубокой древности было излюбленным строительным материалом. Но в XVIII веке, в соответствии с новыми вкусами, деревянные стены богатых построек часто штукатурили и красили таким образом, что они становились неотличимыми от каменных. Однако в кусковском дворце дерево отнюдь не маскируется под камень: штукатурка не скрывает, а, наоборот, подчёркивает дощатую обшивку стен, что придаёт дворцу особую теплоту. Поверх штукатурки дворец выкрашен в нежно-розовый цвет — в XVIII веке такой оттенок называли «цвет утренней зари». Этот цвет, как установлено при исследовании разновременных наслоений краски на стенах дворца, был здесь первоначальным.

Дворец в Кусково не имеет единого автора. Строительство началось под наблюдением известного московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Когда основа здания была возведена, Шереметев велел сделать обмеры и послал их в Париж, чтобы заказать французским архитекторам проект оформления фасадов. По некоторым сведениям, этот проект был выполнен Шарлем де Бальи — парижским учителем прославленного Баженова. Однако в процессе строительства французский проект претерпел существенные изменения в соответствии с русскими архитектурными вкусами и условиями подмосковной усадьбы. Существует предположение, что в строительстве дворца принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семенович Аргунов.

Интерьеры дворца в Кусково

Кусковский дворец никогда не служил жильём — хозяин и его семья жили в небольшом «доме уединения» в глубине парка. Дворец же предназначался для приёма гостей, любования роскошными и изысканными интерьерами. Он состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.

Парадные сени — просторное и самое высокое помещение во дворце. Деревянные оштукатуренные стены расписаны клеевыми красками под мрамор серо-зелёного цвета. Высоту сеней подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, также выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и «тиснёной бумаги» — материала, напоминающего папье-маше. Вообще в оформлении интерьеров дворца Кускова часто использовались приёмы, характерные для изготовления театральных декораций и бутафории.

По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, сделанных в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.

Прихожая-гостиная — небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в парадных сенях. От этого, по контрасту, она кажется особенно уютной. Стены украшены большими ткаными коврами — шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII веков с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.

Кроме фламандских и французских шпалер здесь находится тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной фабрике мастером Василием Фирсовым по оригиналу известного итальянского художника, работавшего в России — Пьетро Ротари.

Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.

Шпалерная гостиная, как явствует из названия, также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд, отблески воды отражаются в зеркале над камином. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой работы одного из крупнейших русских скульпторов XVIII века Ф.И. Шубина.

Интересен небольшой столик для хранения нот с наборной крышкой из разных пород дерева, на которой изображена панорама Кускова, выполненная мастером Никифором Васильевым.

Малиновая гостиная — одна из самых нарядных комнат дворца — названа по цвету штофных обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка низко свисает великолепная люстра аметистового стекла.

Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.

Парадная опочивальня, несмотря на своё название, не предназначалась для сна. В XVIII веке было принято часть гостиных декорировать под спальни. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка. На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.

Интересны настенные часы первой половины XVIII века. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.

Кабинет-конторочка — небольшая невысокая комната. Её стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок — углом — единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.

Личная уборная — очень светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.

Диванная — небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, на котором лежит изданная в 1774 году книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».

Библиотека — представляет собой кабинет редкостей. В застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства и предметы, связанные с естественными науками: астролябия, медный глобус, электрофорная машина, камера-обскура, «жемчужная раковина из кусковского пруда». Стены декорированы цветной и золочёной резьбой, украшены морскими раковинами.

Вседневная опочивальня — вдвое меньше парадной. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.

По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII века, крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.

Картинная — комната, в которой выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. Однако это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII веке живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.

Зеркальная галерея, называемая также белым или танцевальным залом, — самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.

Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Колористическое решение Зеркальной галереи построено на сочетании белого цвета и позолоты двух оттенков — червонного и зелёного. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Две большие хрустальные люстры, жирандоли — подсвечники на несколько свечей, стенники у зеркал наполняют зал мерцающим светом.

Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз. Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим. В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды. Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.

Карточная — комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль её стен располагались ломберные столы. Интересен портрет Б.П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.

Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Живописный плафон на потолке изображает аллегорию искусств и олицетворение четырёх времён года. Над камином — панно «Руины» работы итальянского художника А. Перезинотти.

Парадная столовая по традиции не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой. На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном. На стене — четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П.Б. Шереметева и его жены. В торце зала находится большая ниша, в которой установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.

Back to Top
Работает на Amiro CMS - Free