Главная  /  Москва  /  Усадьба Останкино

Усадьба Останкино


Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 год. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.

  • парк останкино
  • экскурсия по усадьбе останкино
  • достопримечательности останкино
  • официальный сайт усадьба останкино
  • останкино фото
  • в парке останкино
  • усадьба останкино
  • история усадьбы останкино
  • описание парка останкино

На протяжении десяти с лишним лет А.Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах. По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении. Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине. Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.

С 1584 года останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати. При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи. В начале XVII века, в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.

В 1620 году царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны. Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли. Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.

После смерти И.Б. Черкасского в 1642 году усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К. Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 году, — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу. В 1678 году по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л. Черкасского в подушной переписи 1678 года впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII века, как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII века Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.

В 1719 году Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе. Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы. Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери». Дочь A.M. Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим. В 1743 году, тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.

При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.

Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 году, он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П. Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам. Однако по разным причинам строительство не было осуществлено. Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине. В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.

реставрация парка останкино

Дворец-театр строился с 1792 по 1798 год. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 года, и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.

Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 году, оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой. Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника. В 1812 году имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.

При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 году состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.

Официальный сайт музея-усадьбы Останкино

http://www.ostankino-museum.ru/

Адрес

Москва, 1-я Останкинская ул., д. 5

Как добраться

Добраться можно от ст. м. «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях №№ 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах №№ 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От ст. м. «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах №№ 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).

Когда посещать

Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 года музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.

Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 году перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.

Начиная с 1820-х годов Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.

В 1917 году усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 году стала музеем, который с 1938 года стал называться «Музей творчества крепостных».

В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 году, говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налеты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».

В 1992 году Останкино получило статус музея-усадьбы.

Достопримечательности в Останкино

храм в останкино

Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII века крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII веке типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами. Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.

Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.

парадный двор парк останкино
Парадный двор

Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом. Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 года описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.

дворец усадьба останкино

Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс. Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром. Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.

Парк Останкино

Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».

При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.

Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.

Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.

Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.

Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.

По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.

За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.

Усадьба и парк Останкино на карте Москвы

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free