Улица Большая Садовая в Ростове (при Советах она называлась улицей Энгельса) — одна из самых красивых в России. Застраивалась она в конце XIX века, на фоне купеческого подъёма Российской империи, и к революции это уже был целый архитектурный ансамбль своеобразного южного Невского проспекта. После советских вкраплений, усугублённых разрушениями во время ВОВ, аутентичный облик улицы был потерян, но даже в таком виде «ростовский Бродвей» невероятно впечатляет. Общая длина улицы — 4 км, но в рамках нашей прогулки мы пройдём только половину, а начнём от ж/д вокзала.
Станция Ростов-Главный включает в себя два вокзала: Главный (1977—1979) и Пригородный (1962). Нам нужно пройти именно к Пригородному, потому что от него за мостиком через речку Темерник и начинается Большая Садовая. Сразу глянем направо, в редакцию газеты «Вечерний Ростов» (№ 4), у которой — первая на нашем пути достопримечательность Ростова на Дону — скульптура читателя газеты с собакой. Слева виднеются самые высокие жилые дома Ростова — построенные турками небоскрёбы «Олимп Тауэре» (ул. Горького, 11). Они соседствуют с довольно неопрятным старым жилым фондом. Далее у Халтуринского переулка слева видим пятиэтажный дом Башмакова (№ 25) — это бывшая биржевая артель и пароходство «Кавказ и Меркурий», и дом Маргариты Черновой (№ 27, 1899, архитектор Николай Дорошенко) — один из самых красивых в городе, построенный в эклектическом стиле, смесь барокко, ренессанса и классицизма, на деньги ростовского купца-миллионера Парамонова для своей возлюбленной актрисы. Чуть дальше на той же стороне — здание УВД-ФСБ Ростовской области (№ 31) в типично советском официозном стиле и пединститут (№ 33, 1912—1914, архитектор Иван Черкесов). Спустившись по Халтуринскому переулку вправо вниз, вы окажетесь у дома № 48, где в 20-х годах, покинув Кисловодск, жила на съёмной квартире семья Солженицыных с тогда ещё маленьким Сашей.
Один из самых оживлённых и красивых перекрёстков Ростова — угол Большой Садовой и Будённовского проспекта (бывший Таганрогский). Тут улица образует своего рода «ворота» почти что симметричными домами-башнями: слева — сталинский жилой дом (№ 43, 1958, архитектор А.Г. Петров) с кондитерской «Золотой колос», а справа — ЦУМ, бывший торговый дом Пустовойтова с часовой башней (№ 46, 1910, модерн, архитектор Е.М. Гулин). На ближних углах два сквера: слева — фонтан у Дома книги (№41), справа — фонтан и скамейки около входа в консерваторию им. Рахманинова, и это место в народе называется Консерва. В подземном переходе под Будённовским проспектом вы увидите роспись на темы ВОВ на кафельной плитке.
Следующий отрезок улицы Большой Садовой — самый что ни на есть «витринно-парадный». Слева у нас — Центральный парк им. Горького и два образчика современной городской скульптуры (2007): «Коробейник с котом», который считается талисманом для удачи в финансовых делах (нужно погладить кота), и более романтичная «Девушка с фиалками» на парапете. Сам же парк — это бывший главный городской сад, оформившийся в 1913 году. Квартал парка Горького триумфально завершается самым красивым зданием Ростова-на-Дону — это Городская дума (№ 47, 1897—1899, архитектор Александр Померанцев, ренессанс-барокко) и бывший обком КПСС. По своей вычурности и помпезности оно встаёт в один ряд с лучшими московскими и питерскими образцами того времени. Причем это ещё не первоначальный его облик, восстановили здание после ВОВ с упрощениями. На правой же стороне улицы мы видим добротные жилые дома 1940—1950-х годов и пережившие войну доходные дома 1890-х годов. Угол же с переулком Семашко помимо Городской думы формируют слева здание «Ростовэнерго» (№ 49, 1952, архитектор Леонид Эберг) и справа бывшая гостиница «Большая Московская» (№ 68, 1881—1883, архитектор Померанцев). Этим архитектурные прелести не заканчиваются, далее вы видите слева Дворец творчества детей (№ 55, 1912, архитектор Алексей Бекетов, модерн) — бывший Волжско-Камский банк.
Угол Большой Садовой со вторым важнейшим перпендикулярным проспектом, Ворошиловским, тоже обрамлён красивыми зданиями. Это, в частности, слева — экономический университет (РИНХ, № 69), бывший доходный дом конезаводчика Карапета Чернова, построенный в 1890-х годах и восстановленный после ВОВ. Под Ворошиловским проспектом тоже подземный переход и тоже с росписями, только теперь уже на тему мирного социалистического строительства. Сразу же за проспектом — политический центр южной столицы. Это довольно безликие белокаменные областная и городская администрации (обе — 1956, архитектор Григор и Симонович) и памятник бойцам 1-й Конармии (1972, скульптор Вучетич), предназначавшийся первоначально для Мамаева кургана в Волгограде. Вдалеке виднеется Государственный банк с массивным широким куполом (№ 98, 1910—1915, архитектор М.М. Перетяткович), к которому прилагаются фонтан и два льва (1917, архитектор Л.А. Дитрих, скульптор Я.3. Вейде).
И на этом с парадной улицей Ростова мы прощаемся. Нам пора спускаться в старый Ростов, который заполняет собой пространство между Большой Садовой и Доном — т.е. нам надо направо от основного маршрута прогулки. Можно это сделать прямо по Ворошиловскому проспекту, но в этом случае, правда, выйдете к Ворошиловскому мосту, а свернув у него налево по набережной (ул. Береговая), придёте к Парамоновским складам. Это настоящая достопримечательность Ростова-на-Дону конца XIX века (инженеры Якунин и Шульман), здание принадлежало много кому, но народу упорно хочется, чтобы купцу Елпидифору Парамонову — тому самому, кто построил дом для актрисы Черновой. Склады представляют собой романтичные краснокирпичные руины, напоминающие средневековый монастырь. А уникальность их в том, что родниковая вода промыла внутренние помещения насквозь, и они превратились в мини-озера. Вода очень чистая, её можно даже пить. В своё время Якунин и Шульман упаковали родники, круглый год бившие со склона донского берега, в желоба сквозь складские помещения для охлаждения хранившегося зерна, а потом трубы банально прорвало. Благодаря постоянной температуре родников на складах сложился микроклимат — практически круглый год там растёт зелёная трава. Над складами нависает новый 12-этажный бизнес-центр «Пять морей» (2006—2008, архитектор Сергей Чобан), построенный в виде ракушки — гладкий фасад со стороны берега и волнообразный со стороны реки.
Но всё же Парамоновские склады — это, так сказать, офф-топ, а мы рекомендовали бы вам чуть вернуться по Большой Садовой назад и нырнуть в Газетный переулок. Мир ростовских переулков можно определить как смесь Петербурга и Одессы. Это дворы-колодцы, если дома многоэтажные, и очень уютные, с развешанным бельем, если двухэтажные. Много турецких застеклённых балкончиков, везде вьётся плющ, а переулки порой очень круто спускаются к Дону. Именно эти места стали основой для поговорки «Одесса — мама, Ростов — папа». Сюда обычно сбегали всякого рода одесские мошенники, когда их допекала на родине полиция. В угловом же доме на Газетном (№ 46) — первая достопримечательность, и это, как ни странно, общественный туалет.
В начале XX века тут было богемное кафе «Подвал поэтов», при немцах были казино и публичный дом, а туалет начал работать в апреле 1945 года. Его тогда посетила жена английского премьера Клементина Черчилль и была удивлена чистотой. Проходим дом, где жил актёр и режиссёр Александр Кайдановский (№ 32), и погружаемся в историческую Солдатскую слободу, где в начале XX века обосновался самый разнообразный народ, в том числе старообрядцы и иудеи. Надо сказать, что Ростов-на-Дону — один из самых «еврейских» городов на территории РФ. Официально он не входил в черту оседлости, но был к ней очень близок, и по особым разрешениям здесь селились купцы. А уж после революции евреев в Ростове стало очень много. И спустившись до Тургеневской улицы, мы увидим Солдатскую синагогу (№ 18, 1913, архитектор Я. Гевид) — смесь модерна и мавританского стиля. Поворачивать направо будем либо на следующей ул. Баумана, либо ещё ниже, на Ульяновской. Обе эти улицы чрезвычайно колоритны и представляют старый Ростов в полной мере. На Ульяновской вы увидите старообрядческую Покровскую церковь в греческом стиле со звонницей (№ 37, 1913, архитектор В.А. Покровский). Интересно, что оккупанты-немцы её возвратили верующим, однако староверы укрывали там евреев и раненых красноармейцев, за что храм в сентябре 1942 года по доносу закрыли, а староверов с евреями расстреляли. Следы войны несёт на себе и дом Хельмера на углу переулка Семашко, у кирпичной стены которого летом 1942 года опять же за укрывательство раненых были расстреляны пять пионеров.
А по следующему Соборному переулку нужно будет подняться вверх, к центральному рынку и соседствующему с ним кафедральному собору Рождества Богородицы (1854—1860, архитектор Константин Тон). Это уменьшенная копия московского храма Христа Спасителя, что неудивительно, ибо архитектор тот же, только ростовский храм был построен им раньше и в отличие от московского при Советах уцелел, превратившись, правда, в зоопарк. И ещё он снабжён гигантской четырёхъярусной колокольней (1875—1887, архитектор Антон Кампиони) — её по военно-стратегическим соображениям в начале ВОВ разрушили и восстановили только в 1999-м. Трёхъярусный иконостас в восточной части исполнен в виде часовни. Ныне храм, видимо, в силу соседства с рынком весьма меркантилизирован, а персонал его не слишком дружелюбен. На площади перед собором можно видеть памятник святому Димитрию Ростовскому, которому город обязан именем. Сам центральный рынок представляет собой почти что восточный базар, шумный, суетный, с разветвлённой улично-лоточной торговлей. Не забывайте здесь о титуле «Ростов-папа», берегите кошельки и обязательно торгуйтесь.
Закончить же прогулку в Ростове полагается, конечно же, на Дону, поскольку это одно из самых красивых здесь мест, да и название города обязывает. По Соборному переулку устремимся теперь окончательно вниз. Набережная Дона зелёная, красивая и уютная, это одна из лучших речных набережных в России. Она усыпана скамейками и кафешками. Отсюда летом можно отправиться на часовую теплоходную прогулку. Бесподобен вид на противоположный берег на задонские степи, преддверие Кубани и Кавказа. Обратите внимание, что на Дону очень интенсивное судоходство, и виднеющийся справа железнодорожный мост (1912—1917, инженеры Станислав Белецкий, Николай Белелюбский, Григорий Передерни) два раза в день разводится для прохода судов. Мост был прозван ростовчанами «Американским», во время ВОВ несколько раз разрушался, и в 1949—1952 годах восстановлен. Слева же — Ворошиловский автомобильный мост (1961—1965, инженер Кузнецов, архитектор Клейман).
На набережной вы увидите также целый ряд памятников — достопримечательностей Ростова-на-Дону: писателям Горькому, Шолохову, казаку Степану Разину с дружиной, композицию «Дед Щукарь» (1976, скульптор Николай Можаев), скульптуру «Ростовчанка» и, наконец, памятник в честь основания Темерницкой таможни (2010, скульпторы Сергей Олешня, Анатолий Дементьев) — именно с неё началась в 1749 году история города, и только спустя 11 лет начали строить крепость. Заслуживают внимания речной вокзал, один из символов советского Ростова (1977, архитекторы В. Кубасов, Ю. Алексеев), и супермаркет «Тихий Дон» (2002) со стеклянным куполом. Перекусив здесь в одной из шашлычных, можно заканчивать наш пешеходный маршрут по Ростову-на-Дону и отправляться по Будённовскому проспекту вверх. Оттуда вы непременно уедете в любой конец города.
Что ещё посмотреть в Ростове-на-Дону: