Главная  /  Россия  /  Ростовская область  /  Ростов-на-Дону  /  Кировский район

Кировский район Ростова-на-Дону


Во втором по значимости районе Ростова-на-Дону прежде всего стоит идти по Большой Садовой до конца. После Ворошиловского проспекта улица, правда, не столь цельная и парадная. Сначала вас ждёт слева краеведческий музей (ул. Б. Садовая, 79), в экспозиции которого есть сокровища донских курганов, а это 2000 предметов из золота и серебра (IV в. до н. э. — VIII в.), рога доисторического лося, череп слона, серебро XVIII — XX веков в технике скани, чеканки, эмали и зерни. Далее слева будет универмаг «Солнышко» (№ 103, 1967), здание Южного Федерального университета (№ 105, ЮФУ, 1914, архитектор Н.Г. Васильев), а напротив — когда-то главный в городе кинотеатр «Ростов» (№ 122, 1966). Если заглянуть налево за университет, увидите Поклонный крест святым Кириллу и Мефодию и скульптурную композицию «Нахалёнок с гусями» у загса (1979, скульптор Эльвина Можаева). Дальше — жилой семиэтажный дом № 111 (1928), где жил писатель Д. И. Петров (Бирюк), автор исторического романа «Дикое поле», а после него начинается сквер им. Кирова (Покровский). Это важное историческое место, где в 1761—1763 годах построили крепость во имя Димитрия Ростовского в форме девятилучевой звезды. В сквере имеется однокупольная белокаменная Старопокровская церковь (2005—2007, архитектор Шевченко), стоит скульптура «Девушка с ведром у колонки» (скульптор Сергея Олешня), которая официально является памятником ростовскому водопроводу. А направо уходит Богатяновский спуск, где вырос футбольный форвард Виктор Понедельник — тот самый, что забил решающий гол в финале Евро-1960, принеся единственный титул чемпионов Европы Советскому Союзу. Там же была самая знаменитая пивная в СССР — изначально первые слова песни «На Дерибасовской открылася пивная...» были именно «На Богатяновском...». И это ещё одно пересечение «Одессы-мамы и Ростова-папы». Пивная восстановлена, она на самой набережной, у Парамоновских складов (ул. Береговая, 55).

Справа же от Покровского сквера — великолепная филармония, или музыкальный театр (№ 134, 1999, архитекторы Г. Дуков, В. Хафизов, Л. Лобак). Это поистине монстр культурной архитектуры. И это не единственное «символическое» культурное здание в Ростове, следующее — в самом конце Большой Садовой. Филармония занимает весь квартал, у неё вы обнаружите также музыкальный фонтан (2009) и памятник императрице Елизавете Петровне (2007, скульптор Сергея Олешня). А слева сверху доминирует отель и конгресс-центр «Дон-Плаза» (№ 115, 1973, архитекторы В.И. Семенович, Л.П. Пушков), бывший «Интурист», который изначально проектировался как гостиница «Аксинья», но потом в этом советские чиновники почему-то усмотрели безнравственность. За гостиницей минуем псевдоготический дом братьев Мартын (№ 125, 1892, архитектор Н. Соколов), в котором некогда было американское консульство. И в Ростове без парков никуда — город южный, жаркий, поэтому есть ещё один, третий по ходу улицы парк 1 Мая, славный самым старым фонтаном в городе (1910) и беседкой. Недавно поставили памятник Ивану Бондаренко, бывшему в 1966—1984 годах первым секретарём Ростовского обкома КПСС. Под парком ещё со времён крепости был подземный ход, по которому можно было спуститься из парка к Дону, по его затопили. На углу Крепостного переулка стоит памятник основателю крепости Димитрию Ростовскому (2009, скульптор Сергей Олешня).

Заканчивается Большая Садовая весьма пафосно, просторнейшей площадью, на которой доминирует Драматический театр им. М. Горького (1932—1935, архитекторы В.Г. Гельфрейх, А.В. Щуко, Я.Б. Сегал, И.Е. Рогожин), построенный в виде трактора и являвшийся как бы символом индустриализации страны. Боковые крылья — это колёса. Здание является памятником конструктивизма мирового значения, он был взорван отступающими немцами в 1943 году и восстановлен только через двадцать лет. В театре — зрительный зал на 2200 мест, там служили режиссёр Юрий Завадский, актёры Вера Марецкая и Ростислав Плятт. В центре же площади в небо вознеслась 72-метровая стела с позолоченной греческой богиней Никой на вершине. Это военный мемориал, открытый к 40-летию Победы (1985). Справа, чуть подальше — ещё одно интересное и монументальное здание Управления Владикавказской железной дороги (1911—1913, инженер А.П. Бутков и архитектор Вальтер). Обратите внимание также на фонтан перед театром (1936, скульптор Евгений Вучетич), а также памятник материнству (2001). А миниатюрный лесопарк за театром — не что иное, как бывшая полуверстовая межа, отделявшая Ростов-на-Дону от армянского города Нахичевань-на- Дону, который ныне один из районов Ростова.

Параллельно Большой Садовой сверху идёт улица-бульвар Пушкинская. Она создана для любящих неторопливые и долгие прогулки но аллеям. Эго маленькие кофейни, магазинчики и уютные скамейки. Архитектурно Пушкинская старинна, но однообразна и без шедевров. К самому интересному её отрезку надо подняться но Кировскому проспекту от Покровского сквера. Вы выйдете к эстетически неоднозначной Публичной библиотеке (№ 175а, 1994, архитектор Я.С. Занис), скорее похожей на нечто индустриальное. Около неё много чего интересного и даже необычного: в сквере разбита клумба в виде раскрытой книги, выложена плиткой «Аллея любви», стоит кельтский крест с христианской символикой. Имеет место книжный развал. В сквере есть братская могила будённовских конников и памятник Кирову, тут же высится один из самых высоких жилых домов Ростова «Северный Кавказ» (2009). Сразу же за парком, в котором стоит библиотека, очень культовое для блатного Ростова место — следственный изолятор (ул. Горького, 219), старинная тюрьма середины XIX века. Но вы всё же пойдите по бульвару, его самый прелестный уголок — справа, в направлении Театральной площади. Его украшают два замечательных металлических шара (1982, архитектор Юрий Солнышкин, скульптор Анатолий Скварин), внутри которых вмонтированы чугунные фигуры, демонстрирующие сюжеты из жизни Пушкина и его произведений. Вообще было задумано три шара, но получилось только два, да и те страдали не раз от вандалов, которые выламывали оттуда фигурки. А уж про подсветку изнутри и говорить нечего.

Если же вы пойдёте по Пушкинской в другом направлении, вас ждут памятник Чехову (2007, скульптор Анатолий Скварин) с мини-вишнёвым садом из японской сакуры, а на углу с Ворошиловским проспектом — Пушкину (1959, скульптор Г. Шульц). Недалеко оттуда, в особняке Петрова (1898, архитектор Н.А. Дорошенко) размещается Ростовский областной музей изобразительных искусств РОМИС (ул. Пушкинская, 115) — древнерусское искусство, картины XVIII—XX веков. Обратите внимание слева и на университетскую библиотеку (№ 148, 1914, архитектор Леонид Эберг), это бывший особняк пресловутого купца Парамонова, который он в этом случае построил для своего сына Николая. Дойдя до Ворошиловского, поверните направо и дойдите до центра современного искусства «Табачная фабрика» на территории старых цехов «Донской табак» (ул. Красноармейская, 170).

От Большой Садовой можно пройтись и по Будённовскому проспекту. За Пушкинской слева вы увидите штаб Северо-Кавказского военного округа (№ 43, 1915, архитектор Закиев), занимающий здание бывшей табачной фабрики Кушнарева. Рядом стоит великолепный цирк, скорее похожий на оперный театр (№ 45, 1957, архитекторы Г.А. Петров и А.В. Барулин), за ним — купол модного ТЦ «Астор Плаза» (№ 49). Напротив — не уступающий по красоте штабу доходный дом Чирикова (1912, архитектор Леонид Эберг) и ужасно унылая коробка Центрального телеграфа (№ 50). Дальше проспект пересекает оживлённая Красноармейская улица, и слева в сквере у гостиницы «Ростов» вы обнаружите запоминающийся фонтан «Богатырь, разящий Змия». А потом начнутся уже окраины старого Ростова, и из интересного вы встретите разве что ликёрку «Ростов-Водка» (№ 70) в характерном кирпичном стиле начала XX века — видимо, питейные заводы строились по всей Российской империи одинаковыми, да с левой стороны у дома № 85, где находится салон-мастерская художественного литья «Братья Костевы», на брусчатке увидите бронзовую мужскую руку на бронзовой же женской груди. Это одна из ростовских «фишек», тут считают, что если мужчина прикоснётся к скульптуре, то его потенция никогда не иссякнет.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free