Конечная точка Кавминвод и главный их курорт Кисловодск — один из самых уютных и солнечных городов России (300 дней в году, что уступает в России только Бурятии). Горы надёжно закрывают его от ветров, в то же время здесь летом благодаря высоте никогда не бывает слишком знойно, по утрам и вечерам всегда прохладно. Зимой по-настоящему холодно только в январе. Но иногда оттепели дают резкое повышение температуры до +18 °С.
Если в Пятигорске бал правят горячие источники, то в Кисловодске — холодные нарзаны. Впервые их исследовал в 1793 г. учёный Пётр-Симон Паллас. Однако как курорт Кисловодск начал развиваться гораздо позже Пятигорска, одновременно с Ессентуками и Железноводском. До 1903 г. это была солдатская слобода, где жили вышедшие в отставку солдаты крепости.
Популярность Кисловодска главным образом основана на том, что здешние нарзаны полезны при реабилитации после таких распространённых заболеваний, как гипертония, атеросклероз, инфаркты и нарушения обмена веществ. Слово «нарзан» кабардинское («нарт-санэ») и означает оно «напиток богатырей». Нарзан отличается большой шипучестью, в чём его можно сравнить с шампанским. Его начали разливать в бутылки уже в 1894 г. для аптек Москвы и Петербурга и продолжают это делать как в классическом виде, так и с фруктовыми добавками, однако по-настоящему все свойства нарзана проявляются только на месте.
Географически Кисловодск замыкает долину Кавминвод, его западная окраина — это уже граница Карачаево-Черкесии. Тут речка Подкумок по сути только начинает свой недолгий путь. Она протекает по северной окраине Кисловодска, а сам город расположен в долине-ущелье узенькой речки Ольховка, к которой добавляется потом ещё и Березовка. Живописность Кисловодску (и одновременно трудность в ориентировке и передвижении) придают постоянные террасы, спуски и подъёмы.
Сложно сказать, какой маршрут для прогулок по Кисловодску может быть основным. Скорее, это набор прогулок, ибо рельеф города сложен, а интересных уголков много. Но всё же начнём от ж/д вокзала. В Кисловодске их два: старый (1894, архитектор Николай Кордес) и новый с часовой башней (1975–1988, архитектор И.М. Фриденталь).
Напротив вы видите большое здание в виде замка стиля неоренессанс, отчасти напоминающее казино в Монте-Карло. Это Курзал — кисловодская филармония (1894–1897, архитекторы Евгений Дескубес и Валериан Гусев), где можно посетить Музей музыкальной и театральной культуры (ул. К. Маркса, 1). В музее всего три зала, один посвящён пианисту, дирижёру, директору Московской консерватории Василию Сафонову. Его дочь местная уроженка Анна Тимирева впоследствии стала гражданской женой адмирала Колчака. Внутри два зала (Большой и Малый), много лепнины, бархата.
От вокзала вам нужно спуститься по улице Карла Маркса мимо многочисленных магазинчиков к т.н. пятачку, где сходятся несколько центральных улиц. Слева — вишнёвого цвета одноэтажный торговый пассаж или центральный гастроном (1910, архитектор Ходжаев). Перпендикулярно проходит Курортный бульвар — кисловодский Арбат. Справа на углу самая крупная дореволюционная постройка курорта — пятиэтажный санаторий «Нарзан», бывший «Гранд-Отель» (№ 19, 1903–1905, архитектор Андрей Клепинин), постояльцами которого была элита Петербурга и Москвы. Напротив — здание Октябрьских нарзанных ванн (№ 8, 1926–1928, архитектор Павел Еськов) в стиле конструктивизм, единственное ныне функционирующее общекурортное ванное здание в Кисловодске.
Но самая роскошная среди достопримечательностей Кисловодска — Главные Нарзанные ванны (№ 4, 1901—1903, архитектор Андрей Клепинин, скульптор Карл Людвиг Шодкий, керамические панно выполнены мастерами из Абрамцева), стоящие на той же стороне бульвара чуть дальше. Это крупнейшая и в принципе единственная в России архитектурная стилизация под индуистский храм. Ванны построены над нарзанной рекой («Кипящий колодец»), внутри 88 кабин, однако бюветы сейчас не работают.
По Курортному бульвару от Пятачка нам надо отправиться налево. Бульвар украшен в центре цветочными клумбами и застроен в целом зданиями начала XX в. Вскоре слева видим невысокое, но монументальное здание Нарзанной (бывшей Воронцовской) галереи, (1849–1858, архитектор Самуил Уптон, реконструкция 1978 г.), которое изначально планировалось как центральное здание курорта. Тут наливают нарзаны трёх разновидностей из 16 бюветов, в свой стаканчик — бесплатно. У галереи есть замечательный цветник-курдонер, украшенный бронзовым фонтаном «Лягушки» (1895) — правда, лягушки мелкие и сидят по углам.
От Нарзанной галереи налево уходит маленькая улица Коминтерна, застроенная частными дачами и гостиницами. Это историческое место — во дворе дома № 3 стоит голая коробка из бруса, оставшаяся от дома Реброва 1820-х гг., где останавливались Пушкин, Лермонтов и Толстой. Дом был описан в «Герое нашего времени» как жилище княжны Мери и Веры. Он готовится к восстановлению. Убого выглядит и дом № 5, где в июле–октябре 1917 г. жила бежавшая с сыном из революционного Петрограда балерина Матильда Кшесинская. За ними — элитные в советские времена санатории «Факел» и «Луч», разместившиеся на бывших дачах: пианиста Сафонова (№ 6), его сестры Анастасии Кабат (№ 9). В 1952 г. якобы секретно здесь лечился Сталин.
Но если не заходить на улицу Коминтерна, то с бульвара вы выходите к роскошной Колоннаде — главному входу в курортный парк Кисловодска. Эта двухэтажная белоснежная постройка (1913–1914) выполнена в форме подковы из двух ярусов и стоит прямо на мосту через речку Ольховку. На первом ярусе сейчас — вернисаж, на втором — ресторан. Напротив Колоннады возвышается памятник Ленину (1957) и рядом гостиница «Гранд-отель» (1879). Но самое интересное — Лермонтовская площадка с широкой лестницей и гротом. Она была обустроена на месте бывшей ресторации в 1948 г., но грот Демона сделан ещё братьями Бернардацци в 1825 г. и стал прообразом пятигорского грота Дианы. В круглой нише стены помещен скульптурный портрет Лермонтова (скульптор Г.Н. Валуйский), за решёткой сидит Демон (1963, скульптор Г.В. Курегян).
От Колоннады можно совершить прогулку на юг вверх по улице Мира и Ярошенко. Вы попадаете на территорию бывшей Кисловодской крепости, откуда начинался город. Эта достопримечательность Кисловодска уникальна тем, что это единственная сохранившаяся хотя бы частично русская крепость на Северном Кавказе. В крепости развёрнут краеведческий музей (пр. Мира, 11) — оружие, украшения, черепа аланов, коллекции часов, фарфора и мебели. Рядом внизу — санатории «Жемчужина Кавказа» и пансионат «Крепость».
Рядом с крепостью находится и пятиглавый Никольский собор (1993–2008), воссозданный вместо взорванного в 1936 г. старого собора. Напротив собора — мемориал ВОВ, Вечный огонь, памятник «Журавли» (1978, архитектор К. Валяровский). У ограды собора похоронен художник Николай Ярошенко (1846–1898), а на соседней улице есть его мемориальный музей-усадьба — т.н. Белая вилла с прекрасным садом, где он жил последние 13 лет жизни (ул. Ярошенко, 1). На даче у него перебывала почти вся творческая элита России конца XIX в. от Менделеева до Шаляпина.
В конце улицы Ярошенко — один из старейших санаториев Кисловодска «Кавказ» (1936, архитектор А.М. Попов, сталинский ампир). Рядом с музеем — несколько особняков начала XX в., построенные необычайно плодовитым местным архитектором Эммануилом Ходжаевым в стиле модерн. На соседних улицах (Мира, Лермонтова, Кольцова, Ермолова) тоже немало подобного рода домов с балконами, верандами в тифлисском стиле и особняков в стиле модерн. Весьма патриархальный старинный райончик откроется вам, если от Колоннады вы пойдёте по Красноармейской улице, а потом по мосту пересечёте Ольховку и выйдете уже на том берегу на улицы Чкалова и Шаумяна.
Но подлинный заповедник дач начала XX в. (в основном это постройки как раз Эммануила Ходжаева) находится к востоку от ж/д вокзала, на северной границе Курортного парка. Этот район называется Реброва балка, и возник он за 20 лет до революции благодаря железной дороге. Потом дачи стали основой многих санаториев, и сейчас Реброва балка является главной курортной зоной Кисловодска. В двух шагах от вокзала стоит терем с деревянной резьбой и башенками в окружении сосен — это музей Дача Шаляпина (ул. Шаляпина, 1). Изначально это была дача-пансион Ушаковой (1904, архитектор Эммануил Ходжаев). Дача певцу не принадлежала, он просто в июле—сентябре 1917 г. её арендовал. Хотя Кисловодск певцу нравился, и он даже приобрёл участок для строительства своей дачи, но не успел — грянула революция. Другие дачи на улице Шаляпина сейчас принадлежат санаторию Министерства обороны.
Сзади дачи Шаляпина можно пройти вверх к бывшему отелю «Скала» (1910, архитектор Михаил Вьюнников), а около него вы увидите также бывшую дачу Марии Гориной, тётки Александра Солженицына, где писатель с матерью жил в 1920–1924 гг. в возрасте 2-6 лет (Бородинский пер.) — здесь открыт музей. Дом деда писателя Захара Щербака, где он в 1918 г. родился, не сохранился, на его месте стоит сейчас пансионат «Шаляпин». Бородинский переулок выведет вас на причудливо изгибающийся проспект Ленина. Слева — Пантелеймоновская церковь (1995) и скопище дореволюционных дач (боковые улицы Урицкого, Стопани, Желябова), ныне санаториев.
Если же от дачи Шаляпина пойти прямо, то скоро на углу ул. Герцена будет роскошная бывшая дача Кундури «Эльбрус», ныне корпус военного санатория (1906), где в 1917 г. жили великая княгиня Мария Павловна Романова, позже отдыхали Ворошилов и Будённый. Далее — проспект Дзержинского, спуск по нему влево приведёт к даче Ацатурова (1901) в стиле немецкого романтического замка, санаторию «Красные камни» и Каскадной лестнице (1934–1936) — северному входу в курортный парк. Под лестницей есть барельеф Ленина — один из первых памятников вождю (1926, скульптор В.А. Андреев), выбитый в скале красного песчаника. Путь наверх приведёт к монументальному главному корпусу санатория Министерства обороны (1956). Обратите внимание на скамьи в саду, украшенные головами львов.
Пройдите отсюда по проспекту Ленина направо, за санаторием вы увидите «Золотой Замок», или «дачу Кшесинской», трёхэтажную кирпичную виллу с мезонинами и мансардами (1905, архитектор Эммануил Ходжаев). На самом деле Кшесинская здесь никогда не жила, но народ упорно желал обратного. Это была дача инспектора народных училищ Антона Твалчрелидзе, в советское время на ней лечились шахтёры, а в 90-х годах её приобрёл предприниматель Владимир Брынцалов для своей жены. Дальше — корпус SPA-отеля «Плаза» (№ 26) — первая иностранная здравница Кисловодска, принадлежащая бизнесменам из ЮАР и Израиля, санаторий им. Кирова (1936, архитектор Павел Еськов), а чуть выше — санаторий «Кисловодск», раньше принадлежавший НКВД.
Закончится ваша прогулка у круглой лестницы (1938), которая ведёт вверх к санаторию им. Орджоникидзе (1935–1938), выстроенному в стиле конструктивизм. Лестница напоминает амфитеатр, на одной из площадок — выложенное цветным камнем изображение стрекозы, издающее звон при стуке. В лечебном корпусе находятся росписи с кавказскими видами, мозаичное панно с изображением морских животных В.А. Фаворского. У санатория есть свой парк с терренкуром. По пути от санатория к Курортному парку находится т.н. дача космонавтов, на которой они с конца 1960-х гг. восстанавливали здоровье после полётов. Отсюда в центр Кисловодска можно вернуться на маршрутках № 23 и 24.
Что ещё посмотреть в Кисловодске:
Смотрите также: