Территория нынешней Абхазии на рубеже первого тысячелетия стала объектом претензий грузинских царей, в частности знаменитого Баграта III. Результатом междоусобных распрей стало включение этих земель в состав Грузинского государства. Материальными свидетельствами той поры является ряд интереснейших архитектурных объектов, среди них особое место занимает Бедийский собор — памятник культуры раннего средневековья.
Мощное влияние Византии на весь регион выразилось в распространении христианства православной традиции на всём Причерноморье. Баграт III, как царь православной Грузии, инициировал постройку храма в восточной части Абхазии, рядом с древним селом Агбедия (переводится как «сердце Бедии»), отсюда впоследствии пошло название Бедийский собор. Точная дата начала строительства неизвестна, зато в исторических хрониках названа дата его окончания — 999 год. Храм, видимо, имел большое значение для царя, поскольку он завещал похоронить себя в его пределах, что и было исполнено. Сохранившихся до наших дней столь ранних построек во всём регионе так мало, что их можно по пальцам пересчитать.
Интересно, что церковь освящена в честь Влахернской иконы Божьей матери, но сам образ никогда в стенах храма не выставлялся, скорее всего, здесь хранилась копия, список иконы. Такая практика часто использовалась в средневековом культовом строительстве. Почитаемый православными оригинальный образ был вывезен из Константинополя в Москву во времена царя Алексея Михайловича и помещён в Успенский собор. Сейчас икона — экспонат музея Московского кремля.
Храм исправно служил прихожанам вплоть до XVII в., османская оккупация прекратила на время его работу. Богослужения возобновились только в XIX в. Примечательно, что сооружение было сделано в своё время настолько добротно, что для возобновления его работы не потребовалось проводить какие-либо капитальные восстановительные работы.
Князь Ухтомский, исполнявший в начале XX в. обязанности Сухумского епископа, ставил вопрос о непременном возрождении собора, он даже организовал к его стенам паломническое движение. Осуществлению этих планов помешала Октябрьская революция и установление советской власти. В дальнейшем храм ветшал, постепенно разрушался, несмотря на то, что ему присвоили статус памятника истории.
В нескольких десятках метров от Бедийского собора можно осмотреть руины того, что некогда было резиденцией бедийских епископов. Сравнительно неплохо сохранились несущие стены первого этажа дворцового комплекса и колокольня.
Современное состояние храма можно охарактеризовать, как удручающее. Утверждается, впрочем, что на его территории ведутся восстановительные работы. Строительные леса внутри здания свидетельствуют о правоте таких заявлений. Однако темпы реставрации оставляют желать лучшего.
Храм выстроен в стиле, который благодаря Византии был повсеместно распространён в странах Черноморского бассейна в раннем средневековье, его называли «крестокупольным». В плане это здание в форме равностороннего креста с центральным куполом. Примыкающие к основным объёмам алтаря и боковым помещениям пониженные выступы сделаны внутри полукруглыми. Центральный зал со стороны запада отделён стенами от боковых помещений. Эти стены декорированы колоннами и арками в своей верхней части.
Основной облицовочный материал — плиты песчаника. Внешняя сторона восточного устоя украшена большим вырезанным в камне крестом. Простой, но изящной резьбой покрыты наличники и входы храма. Когда-то все внутренние стены покрывали росписи и фрески. К сожалению, от них почти ничего не осталось. О художественном мастерстве и манере исполнения фресок можно судить по сохранившемуся в Бедийском соборе фрагменту росписи, изображающему портрет императора Константина.
Из церковной утвари до наших дней дошёл один ценный предмет — сосуд для христианского богослужения (потир). Это дар царя Баграта III храму. Ножка золотого сосуда со временем потерялась, но сама чаша представляет собой несомненное произведение искусства. Тонкая чеканка и резьба изображают на поверхности сосуда евангельских персонажей — Христа, Божью матерь, апостолов. Сегодня экспонат хранится в музее Тбилиси.
Бедийский собор — самый восточный из всех православных храмов Абхазии, он стоит рядом с грузинской границей. Никакой общественный транспорт сюда не ходит. Правда, организуются экскурсии из Сухуми, но на них надо ещё попасть. Оптимальный вариант — поездка на своем автотранспорте. Нужно двигаться от Сухуми по Абжуйскому шоссе, до поворота налево, на Бедию и далее ехать до села Агбедиа, уже от него двигаться непосредственно к храму. Нужно отметить — дорога грунтовая, на ней в изобилии попадаются камни разной величины. Несмотря на эти трудности, сюда стоит приехать, хотя бы ради сказочной красоты видов, открывающихся с площадки, на которой стоит храм.