Большая Ордынка — одна из главных радиальных улиц Москвы и одна из четырёх больших улиц исторического Замоскворечья. Ныне Ордынка — пограничная улица, разделяющая два современных района города: её западная сторона относится к району Якиманка, а восточная — к району Замоскворечье. До 1917 года Ордынка была границей между Якиманской и Пятницкой полицейскими частями города. Интересно, что улица идёт строго по меридиану, с севера на юг.
В прошлом — это часть Большой Ордынской дороги, она шла через Серпухов и Тулу, берегами Дона приводила в столицу Золотой Орды — город Сарай на Нижней Волге.
Есть предположение, «по жившие на Ордынке люди занимались доставкой грузов на юг, назывались они ордынцы, вот и улица — Ордынка. Но в XVI-XVII веках были у нее и другие имена. Одно из них — Перепёлкина улица. Откуда такое название? — Неизвестно.
Или ешё одно название — Варлаамовская. Это имя объясняется просто — по престолу во имя святого Варлаама Хутынского в Преображенской (Скорбяшенской) церкви. Когда-то, до явления в храме чудотворного образа Божией Матери "Всех скорбящих Радость" церковь называли Варлаамовской.
Дорога из Москвы (из Кремля) не всегда проходила по этому месту. Исследователи предполагают, что в древности дорога шла восточнее и постепенно, от пожара к пожару, сдвигалась к западу. Эти старые направления дороги сейчас отмечены улицами Большой Татарской, Новокузнецкой и Пятницкой. Начало Ордынки в древности тоже было в другом месте — западнее, оно соответствовало выходу к Москве-реке старых стен Кремля. С расширением Кремля передвигалось и начало улицы.
В XVII веке между Ордынкой и Пятницкой улицей располагалась Ордынская сотня — одна из черных, то есть тяглых, платящих подати в полном объёме, слобод Замоскворечья. В 1632 году в Ордынской сотне насчитывалось 107 дворов, к 1653 году слобода разрослась, в ней уже было 273 двора.
До конца 30-х гг. XX в. для того, чтобы попасть на Большую Ордынку из Китай-города, надо было переехать Москву-реку по Москворецкому мосту к Балчугу, за Чугунным мостом повернуть направо, на набережную, и уже оттуда свернуть на Ордынку. Сложный зигзаг не способствовал удобству и скорости езды, поэтому Большая Ордынка оказалась обойдена вниманием торговли и, по сравнению с соседней Пятницкой, она малолюдней.
По Генеральному плану развития Москвы 1935 года Ордынке отводилась важная роль. Она должна была стать частью диаметра Север-Юг. Эта магистраль включала Ленинградское шоссе, Тверскую улицу, Красную площадь, Ордынку и уходила дальше на юг. Конечно, и ширина магистрали планировалась соответственная. Такая "помеха" масштабным планам, как собор Василия Блаженного, был приговорен к сносу. Что потеряла бы Ордынка, вы можете представить, если мысленно снесете все особняки и храмы по четной стороне на расстоянии 50 метров от современной красной линии улицы. Впрочем, что-то, может быть, и передвинули бы, уничтожив под это еще несколько старинных зданий. Проект уже начали воплощать в жизнь, было построено здание Минатома, расположенное на новой красной линии улицы, на ней же построены жилые дома №№ 34/38 и 50.
Благодаря Генплану 1935 года Ордынка подучила прямой выход к Красной площади: в 1938 году открыли новый Москворецкий мост, который был ориентирован не на Балчуг и Пятницкую, а на Ордынку. Продолжение этого моста — Малый Москворецкий мост, оба моста значительно шире улицы, так как были рассчитаны на несостоявшуюся магистраль.
Ордынка — одна из немногих улиц, сохранившая все свои храмы, их здесь шесть (утрачены лишь две домовые церкви). Интересна улица и тем, что в XX веке на ней поселилось большое количество посольств: Аргентины, Бахрейна, Гвинеи-Бисау, Израиля, Кении, Киргизии, Кубы, Лаоса, Маврикия, Мавритании, Руанды...
Ещё один интересный штрих — именно по Ордынке возвращалась с парадов военная техника. Улица была облеплена тысячами жаждущих посмотреть на грозные боевые машины с расстояния нескольких метров.
В 1899 году по завещанию купца И.А. Лямина Ордынку обсадили голландскими липами.