- Высоко-Петровский монастырь
- Покровский монастырь
- Иоанно-Предтеченский монастырь
- Зачатьевский монастырь
- Донской монастырь
- Сретенский монастырь
- Даниловский монастырь
- Новоспасский монастырь
- Марфо-Мариинская обитель
- Новодевичий монастырь
Жизнь в динамичной Москве практически не оставляет горожанам времени для отдыха и созерцания. Да и островков спокойствия в столице, где можно какое-то время побыть наедине с собой, не очень много. Вместе с тем, набраться душевных сил, узнать новое и неожиданное о себе и мире, окунуться на несколько столетий назад позволяют прогулки по действующим монастырям Москвы. Сейчас на территории города их больше 20 — мужские и женские, известные всем и только москвичам. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми московскими православными святынями.
Один из старейших монастырей Москвы находится в непосредственной близости от Кремля — на Петровке. Основан в самом начале XIV в. святителем Петром.
Современный архитектурный ансамбль монастыря возведён на деньги бояр Нарышкиных и датируется XVII-XVIII вв. Постройки обители из красного кирпича, и это не случайность. Красный цвет — символ власти и могущества, сюда приходили молиться и великие князья, и русские цари. Вот почему крест главного купола Сергиевского храма украшает знак царской короны. Храм, освящённый именем святителя Петра, в фундаменте имеет два скрещённых в центре креста — символ Вифлеемской звезды.
Высоко-Петровский монастырь никогда не боялся трудностей — во второй трети XVIII в., когда в городе разразилась чума, в обители открыли лечебницу, а после переломного 1917 г. монастырь стал центром притяжения тайных общин, куда входили видные учёные, литераторы, врачи.
Этот женский монастырь у Абельмановской заставы известен далеко за границами города — здесь находятся мощи блаженной старицы Матроны, к которым каждый день приходят поклониться тысячи верующих. Помимо раки в обители также хранится святой образ Богоматери «Взыскание погибших» — она была написана с благословения Матроны. Кстати, женской обитель стала только в XX в. — в XVII в. царь Михаил Фёдорович основал её как мужской монастырь. Кардинальные изменения коснулись и погоста, где помимо духовенства были похоронены лучшие представители московского купечества. В советское время могилы уничтожили — появились парк «Таганский» и футбольное поле. На территории Покровского монастыря находится святой источник.
Этот женский монастырь был основан в XV в. Вплоть до второй половины XVIII в. эта обитель вопреки сложившейся традиции не опиралась на крепостных, а существовала только за счёт пожертвований прихожан, покровителей и царей. Вместе с тем, монастырь долгое время имел печальную славу. Здесь против воли постригали в монахини женщин знатных родов, для которых обитель превращалась в острог. Среди именитых узниц числилась и Дарья Салтыкова, та самая Салтычиха — помещица-садистка, которая до смерти замучила 140 своих крестьян, в основном, женщин.
Спустя годы Иоанно-Предтеченский монастырь из темницы превратился в место, где монахини старались помочь обездоленным — заработали мастерские, были устроены ясли для малышей-подкидышей, организована школа иконописи.
В 1812 г. обитель выгорела дотла. Через несколько десятилетий 600 тыс. руб. на её возрождение завещала подполковница Елизавета Мазурина, благодаря чему Москва получила единственный в своем роде архитектурный ансамбль в стиле нео-ренессанс, главный храм которого похож на флорентийский кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Эта женская обитель находится между Остоженкой и Москвой-рекой и имеет без малого семивековую историю. Современный облик монастыря сложился в конце XVI в., когда русскими землями правил Фёдор Иоаннович. Но в советские годы почти всем храмовые постройки сравняли с землей, удалось уцелеть только надвратной церкви Спаса Нерукотворного, являющейся архитектурным памятником конца XVII в. Именно этот храм долгое время служил «домовой» церковью для такого известного рода как Римские-Корсаковы. Также именно в Зачатьевском монастыре свою последнюю литургию отслужил патриарх Тихон в 1925 г., через 9 дней после этого он умер.
В начале уже века нынешнего на территории обители в ходе археологических раскопок был обнаружен бивень мамонта, которому по версии учёных исполнилось более 7000 лет.
Монастырь был основан с южной стороны от города в конце XVI в. Это произошло через пару лет после того, как образ Донской Божьей Матери помог избавиться от войска хана Казы Гирея. По легенде, после того, как с иконой обошли всю линию обороны, решительно настроенная на победу орда на следующее утро неожиданно покинула подступы к городу. В дальнейшем чудеса тоже случались. Так, после революции 1917 г., хоть Донской монастырь и упразднили, все его сооружения были сохранены — здесь располагался Музей архитектуры. А уже в 1990-х годах в Малом соборе были найдены мощи патриарха Тихона, считавшиеся утраченными.
В некрополе обители нашли свое упокоение «белые» военноначальники Владимир Каппель и Антон Деникин, литераторы Иван Шмелев, Александр Солженицын, а также мыслитель Пётр Чаадаев. На монастырской ограде расположены горельефы старого Храма Христа Спасителя, родом из середины XIX в. А ещё при мужском Донском монастыре находится фактически единственная мироваренная печь.
Один из наиболее древних женских монастырей в Москве был заложен в XIV в. матерью великого князя Владимира Храброго Марией Серпуховской в честь виктории на Куликовом поле. Первоначально монастырь был на территории Кремля и носил имя Рождества Богородицы на Рву. Есть также версия, что обитель изначально находилась на землях князя Владимира Серпуховского, на берегу реки Неглинной. Сейчас Богородице-Рождественский монастырь располагается на улице Рождественке. Именно здесь была силком пострижена в черницы с именем София супруга Василия III Соломония Сабурова.
Один из древних оплотов православной веры на московских землях. Был основан в самом конце XIV в., чтобы увековечить память о чудесном вмешательстве. Хан Тамерлан собирался покорить Москву и был уже недалеко от города, когда во сне он увидел Богородицу. Она повелела ему повернуть восвояси, воитель так и поступил. А на месте, где крестный ход встретил чудотворный образ Владимирской иконы Богоматери, который был принесён из Владимира-на-Клязьме (тот самый, который приснился Тимуру), позднее был заложен Сретенский монастырь.
Первоначальные сооружения монастыря утрачены. Увидеть можно только пятиглавый собор, сооружённый в XVII в. В 2017 г. был возведён «храм на крови» в память новомучеников и исповедников российских. Мужской хор Сретенского монастыря получил мировую известность. В соборе хранится точный список Туринской плащаницы, созданный для института Туринской плащаницы, действующего при монастыре.
Считается, что это самый первый мужской монастырь Москвы. Его возвёл в XIII в. сын Александра Невского князь Даниил. Спустя десятилетие татаро-монголы не оставили здесь камня на камне, Обитель вернула себе былое величие только во время царствования Ивана IV. Но ещё несколько раз за свою длительную историю подвергалась поруганию. В советские годы Данилов монастырь был закрыт одним из последних в Москве — в 1930 г., а вернули его в лоно православной церкви фактически первым — в 1983-м.
Чтобы спасти 18 древних монастырских колоколов от переплавки, их купил промышленник из США Чарльз Крейн. Он подарил эти церковные реликвии Гарвардскому университету. В 2008 г. колокола были возвращены обители. Сегодня здесь расположена резиденция Патриарха.
Этот мужской православный монастырь XV в. связан с венценосной династией Романовых — в Спасо-Преображенском соборе похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царей. Находится обитель на Крутицком холме, неподалёку от реки Москвы. Её нынешний архитектурный комплекс относится к XVII-XVIII вв. В 1991 г., когда здесь снова начались богослужения, был основан и мужской хор Новоспасского монастыря, сейчас он один из лучших в нашей стране. На монастырских землях воздвигнут памятный крест, который воссоздан по проекту Виктора Васнецова. Он является копией памятника, когда-то стоявшего в Кремле.
Мужская обитель в Москве, которая с середины 1990-х гг. имеет статус Патриаршего подворья. В письменных источниках упоминание о ней датируется 1623 г. Расцвет Николо-Перервинского монастыря пришёлся на конец XVII в., когда он стал летней резиденцией патриарха Адриана.
Интересно, что долгое время большинство построек обители оставалось деревянными, а доски из железа (била) монахи использовали вместо колоколов. Со временем монастырь «оделся» в камень. Считается, руку к этому непосредственно приложил Бартоломео Растрелли, который на тот момент лишь начинал свой архитектурный путь в России.
Это, пожалуй, самый молодой и необычный из женских православных монастырей Москвы, поскольку имеет особый уклад, который заложила его основательница — великая княгиня Елизавета Фёдоровна в 1909 г. Расположена обитель на Большой Ордынке. Её главный собор спроектирован Алексеем Щусевым (автор Казанского вокзала, мавзолея Ленина и дома на Ростовской набережной), который работал вместе с двумя другими архитекторами.
Хотя сёстры Марфо-Мариинской обители давали обеты целомудрия, послушания и нестяжания, они по прошествии определённого времени могли уйти в мир и связать себя узами брака. По мысли Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать лечебную и духовно-просветительскую поддержку тем, кто в этом нуждался. Обездоленных не просто обеспечивали пищей и одеждой, но и старались помочь в устройстве на работу.
Для того, чтобы соответствовать высоким задачам обители, сестры милосердия проходили всестороннюю подготовку, которая охватывала медицину, духовные вопросы и даже психологию. На землях Марфо-Мариинской обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют, столовая и ряд других учреждений. На сегодняшний день обитель имеет примерно двадцать отделений в разных городах России и СНГ. Не так давно Марфо-Мариинская обитель получила статус женского монастыря, но с сохранением того особого уклада жизни, который завещала Елизавета Фёдоровна.
Когда-то эта обитель слыла одной из самых зажиточных и крупных неподалёку от Москвы, сейчас она находится в пределах города. Основал Симонов монастырь ученик и племянник Сергия Радонежского святитель Фёдор во второй трети XIV в. Обитель стала «альма матер» многих именитых церковных деятелей, здесь также проживал известный богослов Максим Грек. А ещё красота места, где находился Симонов монастырь, не раз служила вдохновением для живописцев и литераторов прошлого. Так, именно в пруду возле монастырских стен утопилась главная героиня повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Сейчас от обители практически ничего не осталось кроме стены с тремя башнями, «старой» и «новой» трапезной с церковью Св. Духа, братского корпуса XVII в. и пары других сооружений.
Бывшая мужская обитель на берегу Яузы заложена в середине XIV в. митрополитом Алексием и получила имя первого игумена Андроника, он был учеником Сергия Радонежского. Спасский собор монастыря самый старый из сохранившихся московских храмов. В нём и сейчас можно увидеть фрагменты фресок известного иконописца Андрея Рублёва, которые датируются первой третью XV в. В 1990-е гг. вместо разрушенной в советское время колокольни была построена звонница из дерева.
По преданию, монастырь появился в XIII в., а по документальным свидетельствам — в середине XVII в. и какое-то время именовался Преображенской пустынью.
Своим возрождениям (по легенде, старые постройки святыни сгорели) монастырь обязан либо боярину Фёдору Ртищеву, получившему благословение на строительство церкви Преображения Господня и основание Андреевского монастыря, либо келарю Новоспасского монастыря Пафнутию Еропкину, который руководствовался «указом царя Алексея Михайловича».
Одно время здесь держали сумасшедших, позднее при Андреевском монастыре была открыта богадельня Московского купеческого общества. В 1990-е гг. в обители разместилась Синодальная библиотека, открылся читальный зал. Именно при этом монастыре у подножья Воробьёвых гор была образована первая столичная школа.
Эту мужскую монашескую обитель в исторических справках именуют не иначе как «учительская» — при Заиконоспасском монастыре была образована просветительская школа, которая позже трансформировалась в Славяно-греко-латинскую академию, а та затем стала фундаментом для Московской духовной академии. По ряду данных, там, где сейчас расположен монастырь, а это Никольская улица, в XIV в. уже находился монастырь, но о нём практически ничего не известно.
Новая обитель появилась лишь три столетия спустя. Своё название она получила из-за расположения — за рядами, где торговали иконами. Одним из возможных основателей Заиконоспасского монастыря историки называют Бориса Годунова.
Учительская стезя святыни нашла своё отражение и в XX в. В 90-х гг. при монастыре открылся Российский православный университет, который, правда, из-за проблем с помещениями позже переместился в Высоко-Петровский монастырь.
Эту женскую обитель по праву называют одной из самых великолепных в столице. Её основание относится к первой трети XVI в. Краеведы и историки до сегодняшнего дня не пришли к единому выводу, почему монастырь получил такое название — то ли по фамилии первой настоятельницы, то ли из-за своего места — во времена Золотой Орды именно отсюда уводили в полон девушек, то ли потому, что обитель женская, а приставка «ново», была нужна, чтобы не путаться в названиях.
Новодевичий монастырь долгие годы считался очень богатым. Здесь постригали в монахини женщин из именитых фамилий, которые, становясь черницами, жертвовали свои драгоценности на нужды обители. Принимали здесь обет и не по своему желанию. В разное время в монастырь, как в темницу, были заключены боярыня Морозова, царевна Софья, первая супруга Петра I Евгения Лопухина.
Нынешняя архитектура монастыря относится к XVII в., и являет собой классический образец нарышкинского барокко. Эта женская обитель внесена в список наследия ЮНЕСКО, то есть является достоянием всего человечества.