Главная  /  Россия  /  Лазаревское  /  Крабовое ущелье

Крабовое ущелье

Маршрут по Крабовому ущелью способен оставить незабываемые впечатления у путешественника. Река Крабовая — правый приток реки Псезуапсе. На прогулку желательно идти в сухую погоду, чтобы не поскользнуться и не упасть воду, и, конечно, на ногах должна быть спортивная обувь типа кроссовок. Захватите с собой фотоаппарат. Маршрут изобилует живописными водопадами, водоскатами, узкими каньонами, заросшими плющом и девственным колхидским лесом. Но чтобы оценить это в полной мере, необходимо посетить Крабовое ущелье в зимне-весеннее время, когда в реке много воды.

Как самостоятельно добраться до Крабового ущелья

Утренней электричкой или автобусом №155 добираемся до Лазаревского. От ж/д вокзала выходим на трассу и поворачиваем направо. Через 20 метров остановка автобуса №68. Интервал его движения — 30—40 минут. Пешком до самого ущелья идти можно, но далековато — около 2 км вдоль оживлённой трассы. А на автобусе всего за 15 минут доезжаем до конечной остановки на улице Калараш.

Далее идти прямо, никуда не сворачивая, мимо различных строительных организаций и гаражей и через 200 метров выйти на небольшую площадку. Слева увидите бетонные блоки, на которых большой стрелкой указано дальнейшее направление. Ещё пару поворотов, и на маленькой площадке со скамейкой в виде крокодила тропа ныряет вниз, идёт по старым автопокрышкам. Затем она петляет по лесу вверх-вниз и выходит на широкую грунтовую дорогу. На этом отрезке пути есть развилки, поэтому внимательно следите за марками и указателями! Дорога приводит к кассе, в сезон вход платный. Рядом находятся несколько столиков с навесами, здесь можно передохнуть. От автобусной остановки пройдено около 1 км.

По Крабовому ущелью интересно пройти кольцевой маршрут, на всём протяжении он маркирован красной краской. Заблудиться невозможно. Недалеко от кассы есть спуск по ступенькам в русло реки. Здесь можно полюбоваться первым водопадом — Купель русалок (около 4 метров высотой). Округлый неглубокий водоём в обрамлении свисающих папоротников и мхов.

Возвращаемся на основную тропу. Через 100 метров развилка — вправо уходит тропа к реке (Купель Адама). Можно спуститься и полюбоваться двухметровым водопадом. Поднимаемся на основную тропу и идём ещё около 100 метров. Снова развилка: вправо вниз — каньон, а налево вверх высоко на правом берегу вьётся тропка, по которой мы будем возвращаться. Итак, спускаемся вниз, через мостик переходим речку и подходим к видовой площадке. Взору открывается замысловато изогнутое очень узкое ущелье, промытое рекой в глубокой древности. В глубокой расщелине шумит двухметровый водопад. Это — Крабовый каньон.

Тропа, оборудованная для безопасности перилами, забирает круто вверх, потом выравнивается, недолго петляет по лесу и подходит к каменному каньону сверху. Дух захватывает, когда смотришь вниз. Деревянный мостик называется «мост желаний». Здесь можно пройти по дну ущелья вниз по камням и мелкой воде, или по пологим скалам справа до верха шестиметрового водопада и полюбоваться натёчными образованиями. А потом пройти вверх до небольшой купели с 5,5-метровым водопадом.

Вертикальная деревянная лестница выводит на основную тропу. По левой тропе можно сразу вернуться назад, а правая ведёт к следующим водопадам высотой 5,5 м и 2,4 м. Немного дальше расположен ещё один 5,5-метровый водопад. После этого главная тропа спускается к речке, и на этом основной маршрут по Крабовому ущелью заканчивается.

Для большинства путешественников этого достаточно, и можно возвращаться назад по правобережной тропе. Это займёт 30—35 минут ходьбы до выхода из ущелья к месту, где стоят столики. Здесь вас уже заждались остывающий шашлык и блины с мёдом.

Дальше по руслу реки идёт труднопроходимый в зимне-весеннее время участок, где экстремалы могут заняться каньонингом. Но в летнюю жару, когда речка почти пересыхает, вполне возможно пройти ещё несколько сот метров вверх, не замочив ноги. Вода стоит только в нескольких купелях. По пути нельзя не заметить Балдахин — натёчно-карстовое образование странной формы, рядом с которым находится маленький водопад. Тут же из воды высовывается Страж ущелья — ствол упавшего дерева, корни которого напоминают лица каких-то лесных чудищ.

Ещё немного и перед вами предстаёт самый высокий водопад Крабового ущелья (около 27 метров), справа ещё один — поменьше (15 метров). Учтите, что в самый разгар лета они полностью пересыхают!

Если есть желание и силы, то можно посетить Верхние водопады. На это потребуется ещё час. По окончании стандартного маршрута необходимо пройти ещё вверх 20 метров по берегу и свернуть на тропу вправо.

Есть указатели в виде красной стрелки и марок на деревьях. И надпись на камнях «Свирка 3 часа». На самом деле тропа на реку Свирскую не идёт. Она промаркирована только до водопадов. Идём вдоль ущелья, затем круто забираем вверх и спускаемся в ручей, который не пересыхает даже летом. Здесь можно передохнуть и напиться лесной водицы.

Далее тропа выходит на гребень и уходит влево. Смотрите за марками на деревьях! По самому гребню никаких троп нет. Берём ещё левее и спускаемся в правобережный исток реки. Там находятся ещё несколько водопадов высотой от 4 до 10 метров. Слева от самого верхнего водопада можно заметить тропинку, круто взмывающую вверх по склону. По ней подниматься не нужно. Она долго петляет по лесу, а потом теряется. Возвращаемся по только что пройдённому пути в уже знакомое ущелье.