Орск, как и Оренбург, стоит на обоих берегах Урала (тут тоже есть своя Европейская и Азиатская стороны), но к нему добавляется ещё и речка Орь. Азиатская южная часть называется старым городом, европейская — новым. Возник город, как можно догадаться, в качестве крепости в степи у горы Преображенской. Собственно, это и был первый Оренбург, но через 4 года его переименовали в Орскую крепость, а название отдали основанному чуть позже нынешнему областному центру. И уж если говорить до конца откровенно, именно достопримечательностью Орска, а не Оренбурга, стоит считать знаменитые оренбургские пуховые платки. А своими масштабами Орск обязан тяжёлой промышленности, которая развилась уже в советское время.
В Орск вы прибываете из Челябинска сразу в азиатский старый город, а из Оренбурга и Москвы проезжаете сначала через всю новую часть, и только за мостом через Урал (1929) вас ждёт ж/д вокзал (1913—1916). Для передвижения по городу от вокзала (как по старому, так и по новому) подходят трамваи № 4 и 5, они пересекают весь город. Исторический центр, застроенный в 1870—1917 годах, расположен у места впадения Ори в Урал (остановка «Старый город» или «Улица 9 Января»). Среди достопримечательностей Орска много типичного для степных городов частного сектора, мимо которого шустро рассекают трамваи. На месте бывшей Орской крепости стоит скромный дом, в котором открыт Музей Тараса Шевченко (ул. Шевченко, 33), который отбывал здесь ссылку. На пригорке средь частных домов стоит красивая Спасо-Преображенская церковь (1894) с неплохими росписями внутри. Главная достопримечательность Орска, однако, находится на юго-восточной окраине, и это гора Полковник — по сути, 50-метровый холм над рекой Орь. Там расположены удивительные залежи пейзажных пёстрых яшм различных расцветок. Добыча яшм сейчас не ведётся, хотя запасы ещё имеются.
На трамвае же, переехав через Урал, вы оказываетесь на т.н. Поляне — это лесная пойменная зона (остановка «Река Урал»). Ещё несколько остановок, и вы оказываетесь на главной улице советского Орска — проспекте Ленина (остановка «Комсомольская площадь»). Там Орский историко-краеведческий музей (пр. Ленина, 46), знаменитый прежде всего коллекцией яшм, кроме того, представительны археологические находки — в окрестностях Орска много древних курганов. Новая часть Орска обширна, с широкими проспектами и довольно предсказуемой архитектурой советского периода. На окраинах — промзоны, состоящие из химкомбината «Орскнефтеоргсинтез», комбината «Южуралникель», заводов тракторных прицепов и холодильников.