Главная  /  Россия  /  Екатеринбург

Достопримечательности Екатеринбурга


Екатеринбург, помимо архитектурного хаоса, имеет ещё и чисто градообразующий. Однозначного центра он не имеет, но даже несколько центральных объектов свести воедино в рамках одного маршрута не представляется возможным. Но всё же главной площадью города можно признать пл. 1905 года (в обиходе местных просто «Площадь»), названная в честь разогнанной полицией маёвки в этом самом году. В сочетании со станцией метро (да ещё и предыдущей станцией «Динамо») площадь вызывает у прибывших москвичей некий разрыв шаблона. Тут был кафедральный Богоявленский собор 1770-х годов, самый большой храм Урала, но его взорвали в 1930-е годы, а вот брусчатка XIX века сохранилась до наших дней. Сейчас же в центре ансамбля — мэрия Екатеринбурга (1947—1954), величественное произведение сталинского ампира со шпилем, курантами и массивными фасадными скульптурами, что сразу создаёт ассоциации с питерским Адмиралтейством. Стоит также памятник Ленину (1957, скульптор В.И. Ингал). Напротив мэрии вы видите двухэтажный камерный дворец (1890, архитектор Юлий Дютель, ул. 8-го Марта, 8) — бывший особняк Тупиковых, ныне дом актёра, бывший банк и дом Савельева, ныне ВТБ 24 (1842, архитектор Э. Сорториус, пр. Ленина, 27) и пятиэтажный жилой дом (1928) в стиле конструктивизма, представленном в Екатеринбурге как нигде лучше. Исторически здесь располагался главный городской рынок, поэтому россыпь торговых центров вполне обусловлена: ТЦ «Европа» (пр. Ленина, 25) за домами купцов Коробковых (1828, архитектор Михаил Малахов) и в начале пешеходной улицы Вайнера друг напротив друга ТЦ «Успенский» (№ 10) и «Пассаж» (№ 9, 1916), у которого стоит Ленин в пальто.

Пешеходная экскурсия по Екатеринбургу

Встаём спиной к мэрии, лицом к Ленину. Слева у нас — ТЦ «Европа». Нам надо перейти проспект Ленина и пойти прямо, только с правой стороны, по улице 8-го Марта. Спустя сто метров слева в глубине видим 11-этажный жилой Второй дом Советов (1931, конструктивизм), построенный для партийной элиты. А если свернуть направо в тихий переулок Химиков, то через сотню метров будет и дом № 1 по набережной Рабочей Молодёжи, где на четвёртом этаже в квартире с окнами на пруд в 1970-х годах жил будущий президент Борис Ельцин. Вскоре мы выходим на большое пространство с фонтаном-шаром, активно используемое для тусовочных целей и прогулок (скейтборд, велосипед). Официально это Октябрьская площадь, а среди народа называется «драмой», от находящегося здесь драматического театра (1990). А справа в ближнем углу на набережной Рабочей Молодёжи вы видите самую старую достопримечательность Екатеринбурга в стиле классицизм — Главное управление горных заводов (Горную канцелярию, 1818—1830), откуда, по сути, осуществлялся контроль за всем горнозаводским Уралом и останавливались во время визитов на Урал все императоры и знатные чиновники Петербурга XIX века, а ныне располагается областная больница № 2. В ближнем углу слева — ДК ГУВД (ДК им. Свердлова, 1928—1930, архитектор К. Коржинский), где в 1986—1991 годах помещался Свердловский рок-клуб и давали концерты Бутусов, «Чайф» и «Агата Кристи». На другом берегу Верх-Исетского пруда виден Храм на Крови и спортивные сооружения у станции метро «Динамо», но мы ещё туда дойдём.

Чуть подальше слева — элеваторы мукомольного завода и мост через пруд. Верх-Исетский пруд является центральным водоёмом Екатеринбурга, образовался он на мелкой речке Исеть в 1723 году для постройки железоделательного завода — собственно, так начинались почти все города Урала. Пруд вытянут в длину на 3 км. А Исеть, там где не перегорожена, в ширину меньше Яузы и порой весьма неприятно попахивает.

Идём дальше, в центр строящегося Екатеринбург-Сити, и логично, что улица 8-го Марта здесь переходит в улицу Бориса Ельцина. Слева от театра — 21-этажная гостиница «Hyatt Regency Ekaterinburg» (2005—2009) с большим фасадом из синего пластика. Дальше — бизнес-центр «Демидов-Плаза» (124 метра, 33 этажа), и у него высится 10-метровая стела-обелиск из белого мрамора. Это памятник Ельцину (2011, скульптор Георгий Франгулян), открытый в честь 80-летия первого Президента России. А дальше — 30-этажный Белый дом (областная администрация), построенный в 1975—1979 годах по инициативе тогдашнего первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина и прозванный при социализме Зубом мудрости (второй вариант — «член КПСС»). Возвращаемся на площадь 1905 года.

От неё дальше наш путь будет лежать налево вдоль трамвайных путей по проспекту Ленина. На правой же стороне мы видим два красивых здания в стиле классицизма. Это — бывшее Горное правление (№ 26, 1737—1820), где сейчас размещается Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, открытая в 1934 году, а рядом — построенный уже при социализме Уральский колледж им. И.И. Ползунова (№ 28). За ним — дамба через пруд, т.н. Плотника, самое популярное в Екатеринбурге место для тусовок и место проведения всех городских праздников (День города в третью субботу августа). Но через дамбу пойдём чуть потом, а сейчас завернём направо и пройдём к зданию старого Монетного двора (1725) — старейшему зданию города, в котором изначально был медеплавильный завод, чеканящий монеты. И это первый на нашем пути музей — Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5). Его без преувеличения суперхит — Каслинский чугунный павильон, отлитый уральскими мастерами для Парижской выставки в 1899—1900 годах (проект петербургского архитектора Баумгартена), где он получил Гран-при. Павильон виден даже с улицы через стекло — он стоит в атриуме между двух корпусов здания. Кроме того, здесь есть практически все уникальные уральские ремёсла: каслинское литьё, фарфор, тобольская резная кость, тагильские расписные подносы, глиняная миниатюра, невьянские старообрядческие иконы, Златоустовская гравюра по стали. На втором этаже — русская живопись XVIII—XX веков (Шишкин, Крамской, Саврасов, Поленов, Малевич, Ларионов).

Возвращаемся на Плотнику, обозреваем барельеф «Рождение города» и сад камней — глыбы горных пород со всего Урала, и поднимаемся по лестнице к памятнику основателям соответственно города и завода — Василию Татищеву и инженеру Георгу Виллему де Геннину (1998). Отличить их просто: у Геннина есть головной убор, у Татищева — нет. Памятник появился в разгар популярности MTV, поэтому основателей Екатеринбурга окрестили Бивис и Баттхед. За памятником — часовня Св. Екатерины (1998), поставленная на месте разрушенного одноимённого собора, и фонтан «Каменный цветок». Если пойти правее, то на этом берегу Исети вы обнаружите ещё один небезынтересный Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала (ул. Горького, 4 а). Внутри ничего особенного, а вот во дворе музея стоят различные механизмы, оставшиеся от екатеринбуржского завода, не снабжённые, правда, пояснительными табличками. Рядом — отдел природы краеведческого музея (ул. Горького, 4), являющий собой классику жанра: скелет мамонта, чучела, диорамы. А слева, на той стороне проспекта Ленина, вы увидите помесь Эрмитажа с Казанским вокзалом. Эта архитектурная достопримечательность Екатеринбурга — дом купца Севастьянова или бывший окружной суд (№ 35, 1863—1866, необарокко и псевдоготика), в котором должна разместиться художественная галерея. Рядом — Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (№ 37), где выставлены изделия из малахита, яшмы, мрамора, а также палехские миниатюры по сказкам Бажова. Музей занимает двухэтажное здание аптеки горного ведомства (1821, архитектор Михаил Малахов). За домом Севастьянова — остатки усадьбы Зотова-Тарасова, которая сейчас служит резиденцией губернатора Свердловской области (ул. Горького, 21—23).

Идём по проспекту Ленина и видим комплексную застройку в стиле конструктивизма 1920—1930-х годов. Кроме как здесь, это можно увидеть, и то не так резко, в Новосибирске и Иваново. Эстетика её сомнительна, но историческая ценность очевидна. Справа — бывшее здание облисполкома (№ 32—34, 1934) и жилой 1-й дом горсовета (№ 36, 1926—1928), слева — почтамт (№ 39, 1934, архитектор Соломонов) с нулевым километром Екатеринбурга, кинотеатр «Колизей» (№ 43), Театр музыкальной комедии (№ 45), Дом Печати или типография «Уральский рабочий» (№ 49, 1930). Пройдя весь этот уголок «ранней Совдепии», мы попадаем на площадь Парижской Коммуны. Так её никто не называет, но альтернативного названия тоже не придумано. Ансамбль площади составляют справа Оперный театр (1912, модерн и венское барокко), слева Уральский университет им. Горького (1951—1957) в стиле советского неоклассицизма и памятник на грандиозном постаменте Якову Свердлову (1927, скульптор Я.М. Харламов), на сленге местных «Пиджак». Площадь популярна у студентов благодаря очевидной близости университета. За оперным театром в здании гостиницы «Большой Урал» (1932) располагается Уральский минералогический музей (ул. Красноармейская, 1) — свыше 10 тысяч минералов и уникальных авторских работ из камня. Слева от гостиницы — мрачноватый Дом Промышленности, который в народе окрестили Пентагоном, и кукольный театр (1964) в виде теремка.

Пройдите ещё квартал дальше и увидите полукруглый фасад гостиницы «Исеть», а за ней в белом здании с башней — Свердловский областной краеведческий музей (пр. Ленина, 69, корп. 10), куда обязательно надо зайти. Если в музее ИЗО — Каслинский павильон, то титул здешнего суперхита с большим успехом выполняет Шигирский идол — деревянное культовое сооружение пятиметровой длины, найденное в 1890 году в торфянике. Весь фокус в том, что согласно экспертизе идол является ровесником египетских пирамид. Он покрыт резным геометрическим орнаментом, а также лицами, напоминающими, скорее, зверские морды. Всего их семь, все они разные и однозначной трактовке не поддаются. В целом же музей занимает целых четыре этажа, охватывая все этапы истории Урала: коллекция древних орудий из дерева, кости, камня, медная посуда и колокола начала XVIII века, невьянские иконы, книги Василия Татищева. Здание музея является составной частью ещё одного конструктивистского ансамбля под названием Городок Чекистов (1929—1936). Это 14 домов, занимающих целый квартал и имеющих единую нумерацию. В домах располагались квартиры для работников НКВД.

Отсюда возвращаемся назад по проспекту Ленина, проходим площадь с театром и сворачиваем направо, на улицу Карла Либкнехта. Мы направляемся к кульминации маршрута — Вознесенской горке, месту расстрела Николая II. По пути встретятся ещё два музея: истории Екатеринбурга (№ 26) и фотографический музей «Дом Метенкова» (№ 36, 2-й этаж, 0371-06-37), посвящённый истории фотографии. На боковой улице Первомайской справа — концертный зал Маклецкого (1900, архитектор Юлий Дютель), который по акустическим параметрам считается лучшим камерным концертным залом России, чуть дальше — Свердловская государственная филармония (№ 38 а) в здании бывшего Делового клуба (1913).

И вот мы подошли к ипатьевскому дому, который был двухэтажным особняком, построенным в конце 1880-х годов, и разрушенным в 1977 году по решению Политбюро ЦК КПСС по рекомендации Андропова, а непосредственное указание на снос дал первый секретарь обкома Ельцин. На этом месте ныне выстроен Храм на Крови (2000—2003, русско-византийский стиль). Это один из первых крупных постсоветских соборов (1997—2002), сооружавшийся практически параллельно с храмом Христа Спасителя. Храм пятикупольный, состоит из нижней и верхней частей.

Прямо напротив собора — старинная усадьба Расторгуевых-Харитоновых (1794—1824, архитектор Михаил Малахов). Усадьба обросла легендами-ужастиками: мало того, что в подземелье купец Лев Расторгуев устроил молельни для староверов, он потом ещё свёл в могилу жену, убил крепостного ухажера дочери, отчего та утопилась, женился на цыганке, та завела любовника, и те вместе скинули Расторгуева с третьего этажа. А в 1823—1837 годах усадьбой владел зять Расторгуева, Пётр Харитонов, владелец Кыштымских заводов, которого за жесточайшее обращение с рабочими осудили на пожизненное заключение в Кексгольм. Об усадьбе писали Мамин-Сибиряк (роман «Приваловские миллионы») и Алексей Толстой (рассказ «Харитоновское золото»). Чуть дальше — Екатеринбургский ТЮЗ (ул. Карла Либкнехта, 48), по которому следует ориентироваться, если вы едете к Храму на Крови от вокзала на троллейбусе (1, 3, 5, 9, 17, 19), это четыре остановки. Слева же на берегу пруда вы видите целую площадку из важных зданий и учреждений и станцию метро «Динамо». Это киноконцертный театр «Космос», главный концертный зал города (1967), Дворец спорта «Уралочка» с куполом (2001—2003) на 5000 зрителей, где, кроме волейбола, проводятся соревнования по борьбе, гимнастике и теннису. В ансамбль можно занести и три симметричных круглых жилых высотки на улице Никонова.

Заканчиваем же свою экскурсию по Екатеринбургу в Литературном квартале — маленьком уголке старого деревянного Екатеринбурга, где собрано пять музеев. Для этого нужно от Храма на Крови выйти на параллельную Либкнехта улицу Толмачёва. Первым будет музей «Литературная жизнь Урала XIX века» ул. Толмачёва, 41) в доме Утякова начала XX века. От него проходите дальше, поворачивайте направо на Первомайскую, к которой слева примыкает улица Пушкина. Там Дом-музей писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина, 27). Это дом постройки середины XIX века с крохотными восемью комнатками, но много мемориальных вещей. Мамин-Сибиряк (1852—1912) родился в семье священника и учился в Петербурге. Дальше идите на ещё одну, дальнюю параллельную улочку Пролетарскую, где ещё два музея: «Литературная жизнь Урала XX века» (№ 10) и Дом-музей писателя Фёдора Решетникова (№ 6), где представлен в том числе уничижительный отзыв от знаменитого тезки Достоевского. А на улице Толмачёва достопримечательности Екатеринбурга представлены ещё двумя интересными домами: деревянный дом мадам Селивановой (№ 24, 1890-е годы), который в народе зовётся «Пряник» и в котором сейчас школа юных архитекторов, и раньше находился музей «Невьянская икона» (ул. Энгельса, 15), посвящённый феномену иконописной школы Невьянска, возникшей как бы на стыке православия и старообрядчества. Также в Литквартале вы увидите неожиданный памятник Пушкину (1999), который, правда, никогда не был в Екатеринбурге. А неожиданный он потому, что поэт изображён в ночной сорочке, с согнутыми руками и длинными пальцами ног, и в народе получил прозвище «Каратист». Пройдя по улице Толмачёва, вы выйдете на проспект Ленина и, повернув направо, вскоре окажетесь у Плотинки. Прогулку можно считать законченной.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free