Главная  /  Россия  /  Магнитогорск

Достопримечательности Магнитогорска


Легенда сталинской индустриализации Магнитогорск — один из самых крупных городов России, не являющийся центром области. Крупнее него только Новокузнецк, Набережные Челны и Тольятти. Основали город в июне 1929 года на месте казачьей станицы у горы Магнитной. Примерно в те же времена и тоже на металлургии развивался Новокузнецк, но там всё-таки город какой-никакой был. Магнитка же строилась с нуля. Хотя история самих разработок уходит в 1742 год, когда Иван Мясников начал добывать здесь железную руду. И всё же масштабное освоение богатств горы началось в 30-е годы, и почти полвека добывали самый обогащённый железняк в мире (около 64% железа), который перерабатывался на местном металлургическом комбинате (ММК). Основное население Магнитогорска — рабочие, их менталитет надо учитывать, будучи в Магнитке вечерами. Хотя о депрессивности речь не идёт — на ММК очень хорошие зарплаты.

Город стоит на обоих берегах Урала и таким образом имеет европейскую и азиатскую части. Через Урал перекинуто четыре моста: Северная, Центральная, Южная и Казачья переправы. Приезжать в Магнитогорск из Челябинска по-любому вы будете с азиатской части, что автомобилем-автобусом, что поездом. Если ехать из Уфы, то соответственно в европейскую. Правый берег Урала (западная, европейская часть города) — основной, с жилыми кварталами и инфраструктурой. Левый берег — это ММК и прочие заводы, а также частный сектор. Кстати, Урал в Магнитогорске — это не совсем река, а заводской пруд, сооружённый уже в советские времена.

Пешеходная экскурсия по Магнитогорску

В Магнитогорске вас встречает розово-белый длинный ж/д вокзал (1962), построенный без архитектурных излишеств, и внушительная фигура Металлурга с устрашающим инструментом. Эта скульптура была создана в 1958 году (скульптор А. Зеленский) для павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе, и только в 1967 году передана Магнитогорску.

Вокзал находится на северной окраине европейской части города, и от него параллельно Уралу идут проспекты Карла Маркса и Ленина. Беглый осмотр достопримечательностей Магнитогорска в центре предполагает, что сначала вы доезжаете до площади Ленина. Можно ехать автобусами и маршрутками, идущими по пр. Ленина, можно трамваями до остановки «Комсомольская» (трамваи № 1, И, 17, 24, 29) по пр. Маркса, но вам придётся пройти налево по бульвару Ломоносова, а потом квартал направо уже по пр. Ленина. Там вы увидите здание МГТУ (магнитогорский политех, штампующий кадры для комбината), ЦУМ и памятник Ленину (1967). Отсюда по невероятно зелёному, бульварному, парадному проспекту Металлургов вы спускаетесь к Уралу. Проспект застроен в 1952—1956 годах по проекту московских архитекторов во главе с Л. Бумажным и являет собой один из самых целостных ансамблей сталинской архитектуры на всём пространстве бывшего СССР. Это жилые дома с коваными балконами, традиционные для того времени «ворота» (симметричные дома по бокам улиц). Пройдя проспект до конца, вы выйдете на предмостовую площадь Металлургов. Её дома образуют свой ансамбль и знаменуют ворота из Азии в Европу (1951—1953, архитектор Левинсон). Центральный мост (переход) через Урал отмечен стелами на границе Европы и Азии. Слева от моста — Парк культуры и отдыха, рядом с ним — памятник Первой палатке (1966), бетонное сооружение, посвящённое первым жителям Магнитки 30-х годов. Справа — крупнейший на Урале аквапарк «Водопад Чудес». Ну, и ещё из более-менее интересного в центре — это на проспекте Маркса первый (!) в СССР крупнопанельный дом (1951, № 32). На параллельном ему пр. Ленина ближе к вокзалу — оперный театр (№ 16), в другую сторону — драмтеатр им. Пушкина (№ 66, 1967) и Музей-квартира Бориса Ручьёва (пр. Ленина, 69—1). Поэт Борис Ручьёв (1913— 1973) прожил всю жизнь в Магнитогорске, за исключением тех лет, которые провёл в сталинских лагерях.

Южная часть правого берега (европейской части) Магнитогорска представляет в полной мере архитектуру брежневского периода. Масса трамваев бегает по прямому проспекту Карла Маркса, а маршруты № 3, 5, 7, 24, 27 и 29 пролетают его насквозь. Остановка «Куранты» — это городская администрация и высокая бетонная стела с курантами, выполняющая роль городских часов (1979). Если в этом месте спуститься влево к Уралу, то там будет монументальный памятник «Тыл — Фронту» (1979), претендующий на звание третьей составной части триптиха грандиозных советских скульптур о войне после Мамаева кургана в Волгограде и солдата в берлинском Трептов-парке. Памятник состоит из гигантского рабочего, который передаёт меч такому же гигантскому военному. Ещё через одну остановку (Юность) налево пойдёт дорога к Южному переходу (мосту), перед которым — цирк (1975, архитектор Л.Б. Сегал), знаменитый яшмовыми полами и довольно оригинальная мечеть (1991—2004, архитектор Н.Г. Саяхов). У моста, также на территории РОСТО (Дома обороны), есть Музей военной техники, насчитывающий 15 экспонатов. Направо — Магнитогорская консерватория им. Глинки. Если же вы проедете до самого южного моста, который здесь называется Казачья переправа (остановка "ул. Завенягина"), то там увидите семикупольный с колокольней Вознесенский собор (1989—2003, архитектор Андрей Волобуев, росписи Сергея Соломатина) в древнерусском стиле и Ледовый дворец «Арена-Металлург» (2005—2007) на 7700 зрителей, построенный финнами.

Левый (азиатский) берег Урала — это прежде всего Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) — главная достопримечательность Магнитогорска. Он производит столько же металла, сколько Великобритания и Канада вместе взятые (7,5 млн тонн). На момент постройки он был однозначно крупнейшим в мире, в годы ВОВ из магнитогорской стали делался каждый третий советский танк и каждый второй снаряд. Сама гора Магнитная (башкирское название Атач) расположена рядом с комбинатом. У горы пять вершин, пока что выработаны всего две. Комбинат занимает очень большую территорию, и осматривать его лучше издалека. Это можно сделать и с набережной правого берега, а можно и со смотровой площадки (остановка "ул. Маяковского", трамваи № 1, 4, 8 из центра).

Представляет определённый интерес и соцгород, выстроенный специально для работников комбината в 30-е годы по проекту немецкого архитектора Эрнста Мая (концепция города-сада, которую реализовывали также в Новокузнецке). Его центр — на следующих остановках. На площади Победы стоит монумент-танк и Дворец культуры и техники ММК (1938, архитекторы Бронников и Куповский), в котором работает музей комбината, а ещё чуть дальше (остановка «Улица Чкалова») — уникальная советская Никольская церковь, построенная в 1946 году по инициативе тогдашнего директора ММК Григория Носова, который, как гласит легенда, дерзко ответил Сталину, что ему разрешил строить храмы «народ, победивший в войне». Причём Носов открыл в том же послевоенном году ещё одну церковь, Михаила Архангела, на правом берегу (ул. Коммунаров, 30).

Ещё одна смотровая площадка на комбинат находится на севере левого берега: остановка «Березки», трамвая № 10 по Южному мосту и 26 по Казачьей переправе (поездка займёт около часа). Подъём в гору начинается у заправочной станции. В этом случае вы долго едете мимо самого комбината. На Комсомольской площади вы видите центральную проходную, заводоуправление — первое капитальное здание города (1931, архитектор Ф. Ялов) и ещё один памятник Ленину (1981).

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free