Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь


Этот монастырь на юго-западе столицы определённо входит в перечень самых удивительных и интересных мест города. Обитель расположена неподалёку от Москвы-реки, а когда-то здесь лежал ещё и путь на Смоленск. Такое нахождение позволило Новодевичьему монастырю быть не только оплотом веры, но и серьёзной преградой на пути завоевателей, рвущихся в Москву.

Монастырь основан в 1524 году на Девичьем поле. Там, по поверью, в годы монголо-татарского ига происходил отбор девушек для отправления в Орду, отсюда и название.

Зачин строительству положил указ Василия III Ивановича, который повелел возвести обитель в качестве признательности за взятие осаждённого литовцами Смоленска в 1514 году и освятить соборный храм во имя Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» («Наставница»). Создателем иконы, по легенде, был один из учеников Христа — Евангелист Лука. Написанный им образ являл необычайные чудеса, помогая императорам великой Византии одерживать победы в сражениях. В XII веке икона была перемещена из Чернигова в Смоленск, где у неё появилось ещё одно имя — Смоленская. На московских землях «Одигитрия» тоже побывала, но произошло это уже в XV веке, а затем было принято решение вернуть святой образ обратно для спасения Смоленска, где тогда бесчинствовали поляки. Молебен перед отправкой иконы состоялся как раз на Девичьем поле. Перед тем, как с ней проститься, была сделана её копия (список), находящаяся и сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

  • новодевичий монастырь в москве
  • что посмотреть в новодевичьем
  • фото новодевичьего монастыря
  • новодевичий монастырь фото
  • новодевичий монастырь летом
  • соборы новодевичьего монастыря

Есть целый ряд объяснений того, почему монастырь назван именно так. В патриаршей грамоте конца XVI века он обозначен как «Новый Девичий монастырь» (старый девичий тоже имелся, только находился в Кремле).

По другой версии, обитель начали так именовать по фамилии схимонахини Елены (Девочкиной). Она была первой настоятельницей этого божьего места. Вместе с ней приехали 18 черниц, которые до этого жили в Суздале в Покровском монастыре. После окончания служения преподобной Елены остался уникальный рукописный документ — «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе». Это единственный устав женского монастыря того времени, о котором известно доподлинно. Если же вновь вернуться к вариантам появления названия Новодевичьего монастыря, то у него было и альтернативное — Богородице-Смоленский.

Архитектура Новодевичьего монастыря

Сначала основой для стен служило дерево. Ворота к обители вели всего одни — с юга, позже были сделаны северные. Вместе с тем, уже к XVII веку Новодевичий монастырь окружала кирпичная ограда, на всём протяжении которой в стратегических местах высились двенадцать башен, сделанных на манер кремлёвских — округлые по углам и «квадратные» — непосредственно в стенах, и каждая тоже со своим именем: Чеботарная, Иоасафовская, Предтеченская и т.д. Нашлось в ограде место и для бойниц.

До сего дня в монастыре полностью сохранились здания, относящиеся к концу XVII века и созданные в духе «московского барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Главный храм монастыря, который имеет сходство с Успенским собором Кремля, тоже пережил смену столетий, хотя он и был построен значительно раньше — в 1524-1925 годах. До сих пор точно неизвестно, кто являлся его главным зодчим. Историки называют два возможных имени: Алевиз Новый и Нестор (его судьба сложилась трагично — погиб при строительстве). Храм поражает масштабностью — высота от подклета до креста, который венчает главный купол, составляет 42,5 метра.

Необычайной красоты резной позолоченный иконостас Смоленского храма создан умельцами Оружейной палаты по распоряжению царевны Софьи. Росписям собора уже исполнилось пять веков. Одно время фрески были закрашены, но в годы власти Советов, когда собор превратился в музей, их отреставрировали. В храме имеются иконы, подаренные святой обители непосредственно русскими царями.

Успенская церковь с трапезной

Сводчатый потолок трапезной площадью около 400 кв. метров сделан без единой (!) опоры. В церкви Успения в настоящее время размещён чудотворный образ Иверской Богоматери, доставленный из Афона в середине XVII века.

Колокольня

Строительство 72-метровой архитектурной и духовной вертикали монастыря (следующей по высоте после церкви-колокольни Ивана Великого на то время) предположительно зодчим Яковом Бухвостовым тоже относится к XVII веку. Колокольня состоит из нескольких ярусов — в первом имеются два этажа, в нижнем расположена Церковь Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, а в верхнем раньше находилась печь. Средний же ярус был отдан под храм апостола Иоанна Богослова.

Надвратная церковь Преображения Господня

Была сооружена над северными воротами, по её периметру сделан балкон-гульбище. До сегодняшнего дня является действующей, однако недоступна для посещения, поскольку это домовой храм митрополита Коломенского и Крутицкого.

Лопухинские палаты

Возведены для дочери царя Алексея Михайловича — Екатерины. Но своё название получили по имени первой супруги Петра Великого — Евдокии Лопухиной, жившей здесь несколько лет. Это постройка монастыря уникальна тем, что на её фасаде можно увидеть самые древние в Москве солнечные часы. Также в интерьере палат представлены изразцовые печи.

Мариинские палаты

Палаты из кирпича с фрагментами из белого камня своё название получили в честь другой дочери Алексея Михайловича — Марии, которая здесь находилась какое-то время. Изначально сооружение задумывалось как двухэтажное, однако позже у него появился ещё один этаж-терем. Историки связывают это строительство с тем, что некоторое время в этих палатах располагалась царевна Софья.

Певческие палаты

Самое масштабное жилое здание в монастыре. Поначалу здесь размещались монашеские кельи, после в этом месте жила и сама настоятельница. В XIX веке сооружение было перестроено для певчих.

Казначейские палаты

Одноэтажные палаты возводились с тем расчётом, что это будет игуменская келья. В XIX веке у сооружения появилась надстройка.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Из неказистых окошек этого здания царевну Софью обязали смотреть на вздёрнутых у монастыря стрельцов, которых уличили в измене.

С монастырём связано одно поверье. Говорят, если приложиться рукой к Напрудной башне, где в заточении сидела царевна Софья, и загадать желание, оно должно сбыться. Те же, кто хочет 100%-го исполнения, пишут свои просьбы на самой стене. Чаяния у просящих, в основном, одни и те же — любовь, здоровье, денежное благополучие.

Также в ансамбль обители входят Амвросиевская церковь, Филатьевское училище для девочек-сирот, палаты: Больничные, Погребовые.

Оборонительное значение Новодевичьего монастыря

Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.

В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.

По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.

Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.

Часовня Прохоровых

Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.

Мавзолей Волконских

В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.

На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.

В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.

С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.

Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.

Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре:

Ежедневно — литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 17 часов,
четверг — с акафистом святому Николаю и водосвятием,
в воскресенье — с акафистом Смоленской иконе Божией Матери;
по воскресеньям и великим праздникам — литургия в 7 и 10 часов;
накануне — Всенощное бдение в 17 часов.

Официальный сайт Новодевичьего монастыря

http://novodev.msk.ru/

Адрес

Москва, Новодевичий проезд, д. 1
+7 (499) 245-31-68, (499) 246-85-26

Новодевичий монастырь на карте Москвы

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free