- Высоко-Петровский монастырь
- Покровский монастырь
- Иоанно-Предтеченский монастырь
- Зачатьевский монастырь
- Донской монастырь
- Сретенский монастырь
- Даниловский монастырь
- Новоспасский монастырь
- Марфо-Мариинская обитель
- Новодевичий монастырь
Мужской ставропигиальный Сретенский монастырь по столичным меркам небольшой, но за двумя соборами и иными постройками обители стоит сложная многовековая жизнь страны с её междоусобицами, войнами и нападками на веру.
Своим появлением этот московский монастырь во многом обязан хану Тамерлану и иконе Владимирской Богоматери. Вот как это случилось. В 1395 году завоеватель вторгся на русские земли. Разоряя по дороге города, он с войском приближался к главной своей цели — Москве. Для того, чтобы её спасти, митрополит Киприан повелел перенести в город из Владимира особо почитаемый на Руси образ Владимирской Богоматери. На всём пути следования иконы люди, стоя по обочинам, слёзно молились и просили у Богородицы защиты от вторжения иноземного полчища. В Москве икону встретил крестный ход, который возглавил сам Киприан, как раз там, где сейчас стоит Сретенский монастырь.
Когда святой образ Владимирской Божьей матери был привезён в город и москвичи возносили молитвы, Тамерлану приснилась Сияющая Жена, которая повелела ему повернуть войска обратно. Кто это, завоеватель не знал, а когда в ужасе проснулся, стал выспрашивать у приближенных значение своего сновидения. Когда он осознал, кто к нему явился, то не раздумывая изменил маршрут и увёл своих воинов в другом направлении. И сегодня историки всё ещё разводят руками на вопрос: почему непобедимый хан Тамерлан сбежал, будучи уже неподалёку от Москвы. А православные воспринимают это событие как ещё одно явленное чудо заступницы рода человеческого — Богородицы.
В благодарность о чудесном избавлении по прошествии двух лет, в 1397 году, на Кучковом поле — там, где произошла встреча или сретение святого образа — по распоряжению Василия I был заложен монастырь.
В годы самодержавия Сретенский монастырь в Москве почитался как место особой духовной силы. Именно с него начинали свои поездки по русским святыням не только простые паломники, а даже люди, обличённые властью, — правители, знать, высшее духовенство, также в этой московской обители в XIX столетии временно размещалась митрополичья кафедра.
К сожалению, церковные сооружения обители, первоначально созданные зодчими, не уцелели.
В 80-х годах XVII века главный собор был возведён заново во многом благодаря денежному вспоможению царя Фёдора Алексеевича и получил освящение в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери. Четверть века спустя мастера добавили к храму придел Рождества Иоанна Крестителя. Собор украшен древнерусскими фресками, которыми можно полюбоваться и сейчас. Этот храм единственный уцелел, пройдя через горнило советского атеизма XX века.
На землях монастыря были ещё два значимых церковных сооружения — храмы преподобной Марии Египетской (XIV век, возобновлён в XVIII столетии), а также Святого Николая. Оба утрачены.
В 2017 году — в праздник Вознесения и спустя век после революционных событий, которые значительным образом изменили ход истории нашей страны, — в Сретенской обители патриарх Кирилл освятил новый собор — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возводился три года на деньги верующих.
Имея высоту 61 метр, светлый собор будто парит над центром города. Для его постройки использовался белый камень из Владимирских земель. Храм богато украшен резьбой, фресками и мозаиками. Непосредственно для него мастерами были написаны почти 50 икон. На главной фреске «Тайная вечеря», которую можно увидеть над алтарём, кроме апостолов также изображены в лике святых и российские новомученики.
В новый собор были перенесены мощи священномученика Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря в XX веке. В первые «советские» годы его арестовали, священник скончался в тюрьме. Ковчег с его мощами стоит на камнях из Соловков, где Илларион был заключённым.
Одновременно во время служб в храме смогут присутствовать до 5 тыс. человек.
Почему же этот собор сооружён непосредственно в Сретенском монастыре, вы узнаете дальше.
Ежедневно — братский молебен и полунощница в 6:30, литургия в 7:30; в полиелейные праздники литургия в 8:00.
В пятницу вечером — акафист Божией Матери.
В воскресенье и двунадесятые праздники — литургия в 7:00 и в 10:00.
Вечернее богослужение в 18:00.
http://www.pravoslavie.ru/
Москва, Большая Лубянка, 19
После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.
В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.
На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.
Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.
За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.
Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.
В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.
Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.
Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.
В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.
Смотрите также: