Все интересные места Батуми почти равномерно распределены по территории города, поэтому их трудно уложить в одну нитку маршрута. Мы начнём со старой части города: таковой считается всё, что на восток от улицы Бараташвили. Сегодня тут располагаются Кутаисская улица и улица Звиада Гамсахурдия.
Прогулки по достопримечательностям Батуми лучше всего начинать у моря, где берёт начало проспект Чавчавадзе. Вдоль моря проходит улица Гогебашвили, которая когда-то логично называлась Приморская. Позже её называли улицей Берия. Уходя на восток, она превращается в трассу на Тбилиси. Все машины, заезжая в Батуми по этой улице, неизбежно оказываются в начале проспекта Чавчавадзе — это главный транспортный узел города. Недалеко отсюда находится автовокзал, но часть маршруток стартует не с него, а с проспекта Чавчавадзе: пройдите примерно 300 метров по проспекту, и вы их увидите. Если встать на углу Чавчавадзе и Гогебашвили, то очень многие маршрутки пройдут мимо вас — например, на Чакви или к Ботаническому саду. Кроме того, здесь же находится стеклянное здание батумской канатной дороги. Если погода хорошая, то имеет смысл начать день с подъёма по этой канатке на гору Феерия. Это самая высокая гора в окрестностях Батуми, с которой город видно лучше всего. Канатная дорога появилась недавно, но уже стала очень популярной. Сейчас это самая длинная канатка в Грузии, хотя поднимает она не очень высоко — всего на 250 метров. За 10 минут кабинка преодолевает 2586 метров от берега моря до горы Феерия. На горе сейчас находится смотровая площадка, винный магазин (неплохой, но с наценкой) и ресторан хорошего уровня и с приятным дизайном. Это местный аналог тбилисского ресторана «Фуникулёр»: место для романтических ужинов на закате. Та же канатка за тот же билет спустит вас вниз, к той же стеклянной станции.
Стоимость с 11:00 до 18:00 — 5 лари; с 18:00 до полуночи — 8 лари; детям — 2 лари (билет действителен в обе стороны). Скорость — 5 метров в секунду. Пропускная способность — 186 чел/час.
Существенный минус этой канатки — её пропускная способность. В хорошую погоду по выходным здесь выстраиваются длинные очереди, поэтому готовьтесь к тому, что от подъёма вы откажетесь из-за них.
Теперь можно прогуляться по городу. Пройдём метров 100 по проспекту Чавчавадзе до первого поворота направо. Здесь начинается улица Звиада Гамсахурдии. Важно помнить: следующая параллельная улица — генерала Мазниашвили, а за ней — улица Константина Гамсахурдии, отца Звиада. Таким образом, в Батуми две улицы Гамсахурдия, и это иногда сбивает с толку. Двигаемся по улице Звиада метров 100 и попадаем в небольшой сквер, где торгуют выпечкой и кофе. Здесь бывает недурная ачма — местный аналог итальянской лазаньи, но без мяса. От сквера начинается Кутаисская улица, параллельная улице Гамсахурдии. Первое здание по правой стороне — мечеть Орта Джаме. Она настолько непохожа на мечеть, что только по минарету и золотому куполу можно опознать её сущность. Но и купол появился совсем недавно. Это одна из поздних мечетей, 1866 года постройки, она единственная на весь город. Окрестности мечети и особенно Кутаисская улица сейчас заняты турецкими «локантами» — так называют в Турции общепит среднего уровня. Здесь недёшево, но всегда чисто и аккуратно. Кроме того, именно в этих турецких заведениях готовят лучший в Грузии кофе. Прямо напротив мечети есть несколько таких заведений. Кофе здесь стоит всего 1 лари. Правда, пить его придётся разве что с пахлавой.
Пройдя пару шагов, выходим на перекрёсток с Хулойской улицей. Раньше она называлась Татарская, что больше соответствовало действительности. Это было самое сердце мусульманского квартала. Сверните по ней налево, пройдите мимо отеля Royal Venezia, перейдите лицу Гамсахурдии и обратите внимание на интересную достопримечательность Батуми — старые батумские бани по правой стороне. Когда-то это был важнейший элемент батумского городского быта. Они давно уже заброшены и никто ими не пользуется, но всё отчетливее говорится об их реабилитации, так что не исключено, что к моменту вашего появления в городе эти бани вновь откроются. Это не то же самое, что тбилисские серные, но всё равно интересно.
Хулойская улица выведет вас прямо к большому комплексу зданий, который называется Пьяцца — одна из известнейших точек в городе и символический центр Старого Батуми. В прошлом это был унылый и скучный квартал, который снесли до основания и построили на его месте современные здания, объединённые общим дизайном. Получилось что-то вроде площади итальянского города, хотя и в современном стиле. Высокая башня с часами заметна издалека и удобна как ориентир. На этой площади находится сразу два неплохих отеля, ресторан, кафе и концертная площадка (кстати, ещё и клиника). Сюда можно приходить вечерами, чтобы послушать музыку.
Со стороны Хулойской улицы мы выходим на Пьяццу с южного угла; теперь пересечём площадь по диагонали на север (кафешка останется слева). Мы оказались на улице царя Фарнаваза прямо перед входом в храм Святого Николая. Для Батуми он имеет огромное историческое значение. Именно этот храм стал первым каменным зданием в городе из всех тех, что существуют в настоящее время. Его построили батумские греки в 1865 году. Турецкое руководство разрешило им иметь собственный храм за заслуги в благоустройстве города. Формально первой постройкой стал всё же батумский маяк, но его нельзя считать в полной мере зданием. В те годы в городе уже были крупные каменные сооружения, например мечеть Азизие, которую снесли в советское время. Во времена турецкого владычества храму запрещалось иметь колокола, хотя есть свидетельства очевидцев, согласно которым 25 августа 1825 года, когда российская армия входила в Батуми, её приветствовали колокольным звоном.
Храм стоит на углу улиц Фарнаваза и Гамсахурдии. Повернув налево по улице Гамсахурдии, двигаемся на север. Минуем улицу Жордания (справа неплохой ресторан «Шемоихеде Генацвале»), затем улицу Костава, затем улицу Мелашвили и выходим на перекрёсток с улицей Абашидзе. Вправо и влево уходит эта самая улица, названная в честь известного батумского политика, Мемеда Абашидзе.
Пройдя немного вправо по улице Абашидзе, пересекаем проспект Гогебашвили. Здесь начинается дорожка к причалам, справа находится сквер и башня Чачи, слева — газон с деревцами. От башни пройдёмся на север до колеса обозрения. Сейчас эта территория — с колесом и другими достопримечательностями — называется «Парк Чудес». Основное её пространство раньше находилось вне крепостных стен. К востоку же от колеса, на постаменте у самой воды, установлена знаменитая статуя «Али и Нино». Фонтан, бьющий здесь же, назван в честь популярнейшего азербайджанского романа начала XX века, который повествовал о любви азербайджанца Али и грузинской девушки Нино, попутно рассказывая о быте того времени, истории и культуре. Роман был невероятно популярен в 1930-е годы, но на русский язык не переводился. Скульптор Марина Квеситадзе сначала создавала композицию «Мужчина и женщина», но её переименовали, видимо, для понижения градуса эротизма. «Али и Нино» — это самое начало батумского пляжа. Пляж этот огромен — его протяжённость от фонтана и до аэропорта составляет 6,5 километра.
На расстоянии примерно 800 метров от статуи — самая чистая вода. Вода в Батуми светлеет по мере удаления от реки Чорох, а этот участок — самый от неё дальний. Обратите внимание, что городская застройка находится в стороне от воды и присутствие большого города здесь совсем не ощущается. Посещение пляжа — устойчивая батумская традиция. Еще в XIX веке здесь были построены специальные домики, но фактически купались везде, несмотря на строгие аджарские и мусульманские нравы.
По пляжу или по аллее вдоль него устремимся на запад. Слева будет видна небольшая белая башня — это батумский маяк. При всей своей внешней скромности он является самой старой достопримечательностью Батуми, чем и знаменит. Впрочем, с ним связана ещё одна известная история. Долгое время смотрителем маяка был Михаил Ставраки, однокурсник лейтенанта Шмидта, который лично расстрелял легендарного лейтенанта в 1906 году. Он оставался смотрителем маяка до первых лет советской власти. В 1923 году его арестовали и расстреляли. В деле Ставраки до сих пор много неясного, по одной версии он не признал вины, по другой, сказал о себе: «Собаке — собачья смерть!» Тогда, при Ставраки, к маяку был пристроен большой хозяйственный корпус. Сейчас его нет.
Чуть дальше за маяком стоит другое здание, похожее на маяк: Алфавитная башня. Практический смысл этого сооружения не очень понятен. Архитекторы изобразили нечто вроде молекулы ДНК, на которой изображены буквы грузинского алфавита. Это прозрачный намёк на то, что алфавит (и язык) — генетический код нации. Это также прозрачная отсылка к теории Ильи Чавчавадзе о роли грузинского языка в судьбе грузинской нации и, возможно, даже к теории философа Готлиба Фихте о роли языка в идентификации нации. Теория Фихте постепенно себя изжила, а башня осталась. Можно сказать, что это памятник истории XX века, которая вся выросла из дискуссий вокруг роли нации в жизни государства. Внутри башни есть лифт, на котором можно подняться на смотровую площадку. Там наверху даже есть ресторан, но он работает нерегулярно.
За Алфавитной башней вздымается, как обломок айсберга, голубая высотка отеля Kempinski. Обойдём его справа. Это самое начало Батумского бульвара — приятное, тенистое, удобное для прогулок место. На бульваре есть бесплатный вай-фай. Пройдем по бульвару метров 600. Справа будет виден батумский пирс и ресторан «Пирс». Он красивый, с приятным современным дизайном, мягкими креслами у моря, но дорогой. Капучино здесь стоит 6 лари — это верхняя ценовая планка по Грузии. На бульваре есть и другие рестораны, но тоже дорогие и ничем не выделяющиеся. Далее минуем бамбуковую рощу, летний театр, теннисный корт и около бассейна поворачиваем налево. Отсюда видна высотка отеля Sheraton и, левее, храм Святой Варвары. Между отелем и храмом — начало улицы Важи Пшавелы. Имеет смысл вернуться обратно в город именно по ней.
Поэт Важа Пшавела не имеет никакого отношения к Батуми, он провёл всю свою жизнь в Тбилиси и в Пшавских горах, но как деятеля культуры его решили увековечить в названии улицы (бывшая Шепеловская, она же улица Маркса). Бронзовый бюст поэта можно увидеть тут же в скверике. Итак, пересечём проспект Руставели и, пройдя метров 300 на юг, оказываемся на перекрёстке с улицей Горгиладзе. Эта улица — рекордсмен по количеству переименований — побывала и улицей Горького, и улицей Эра. У перекрёстка видим сквер с памятником Важе Пшавеле, за ним — небольшое здание Музея искусств. Когда-то в этом скромном домике находился музей Коммунистической партии. Сейчас это маленький музей с художественным уклоном. Здесь хранится всего около 500 экспонатов — картины Пиросмани, Гудиашвили, Ахвледиани и некоторые другие.
Часы работы: с 10:00 до 18:00, кроме понедельника. Стоимость билета: 1 лари. Студентам и школьникам 50% скидка.
Если от перекрёстка свернуть вправо и пройти 100 метров по улице Горгиладзе, то по правой стороне в полуподвале можно заметить известный в узких кругах ресторан «Лагуна». Он знаменит в первую очередь хорошими аджарскими хачапури. Здесь они, можно сказать, эталонные. По этой причине «Лагуну» обязательно включаем в маршрут нашей пешеходной экскурсии по Батуми. Если же духовные потребности все ещё превалируют над физическими, то продолжим движение вперед по улице Важи Пшавелы. Всего через 70 метров мы окажемся у начала улицы Джинчарадзе (так назвали бывший Гурийский переулок), уходящей вправо, а чуть впереди, по левой стороне улицы, покажется легко узнаваемое здание батумской синагоги. Первая еврейская община в Батуми появилась сразу после присоединения города к Российской империи в 1878 году. Общин стало сразу две: одна для европейских евреев (ашкеназов) и вторая для евреев грузинских. Ашкеназская синагога до 1899 года существовала полулегально, в частном доме. На её строительство требовалось официальное разрешение, и батумские евреи написали письмо лично императору Николаю II, где жаловались, что им негде молиться о рождении наследника престола. Аргумент подействовал: Николай утвердил прошение, и в 1900 году было начато строительство синагоги по проекту архитектора Семена Львовича Волковича. Оно завершилось в 1904 году, и после этого синагога просуществовала почти двадцать лет. В 1923 году она была закрыта по решению советской власти, а община снова перебралась в частную постройку и стала бороться за легализацию хотя бы себя самой. В 1993 году здание вернули общине. К этому моменту почти все евреи уже выехали в Израиль, и в Батуми их осталось всего около ста человек.
Если же мы свернём на улицу Джинчарадзе, то через пару шагов увидим по правой стороне здание батумского Краеведческого музея. Сейчас он формально называется «Государственный музей Аджарии имени Харитона Ахвледиани». Но пусть это длинное название не сбивает вас с толку. Археологический музей находится на проспекте Чавчавадзе (до него метров 600), а Краеведческий перед вами. Он довольно познавательный. Здесь есть кое-какая этнография, интересная экспозиция, излагающая историю аджарского чая, и многое другое. В прошлом это был безлюдный, пыльный музей с таинственной атмосферой, но в 2015 году прошла реконструкция, которая заметно его осовременила.
Наша пешеходная экскурсия по Батуми постепенно приближается к логическому завершению. Вернёмся на улицу Важи Пшавелы и пройдём по ней ещё 250 метров. Улица упирается в большое здание, перед которым находится что-то вроде площади. Это тоже своего рода памятник. Именно в этом здании ещё недавно находился батумский железнодорожный вокзал. Всю советскую эпоху туристы именно отсюда выходили на вокзальную площадь, и улица Маркса (на которой мы стоим) первая встречала их своей перспективой.
Можно, не выходя на Чавчавадзе, повернуть с бывшей вокзальной площади влево и, пройдя метров 150, оказаться перед зданием собора Рождества Пресвятой Богородицы. Это тоже важнейший памятник культуры и один из символов города. Собор построен в 1902 году для католической общины. Основную сумму на строительство выделил Степан Зубалашвили, представитель большой семьи нефтяных олигархов и меценатов, помощь которого позволила состояться очень многим архитектурным проектам того времени. Его именем позже назвали улицу, проходящую мимо северного фасада собора.
Итак, мы прошли по городу 4 километра и увидели почти все достопримечательности Батуми. Нам осталось ещё осмотреть батумские окрестности, самые знаменитые из которых — Ботанический сад и водопад Махунцети. Очень интересны и два национальных парка: «Мтирала» и «Кинтриши». Прочие «интересности» запрятаны высоко в аджарских горах и посещаются в основном в формате джип-тура.
Смотрите также: