С памятником Минину и Пожарскому на Красной площади связано много интересных исторических фактов. Это касается и истории создания монумента, и его дальнейшей судьбы. Вплоть до начала XIX столетия в Москве не было принято устанавливать скульптурные композиции — чтобы отметить то или иное знаменательное событие, наши предки возводили церкви и различные часовни. Реальный исторический пример — строительство Покровского собора на Красной площади в честь взятия Казани.
Самыми первыми монументами на Руси стали памятники Петру Первому в Санкт-Петербурге. Так скульпторы хотели подчеркнуть значимость императора для северной столицы. Позднее и москвичи решили увековечить память о своих героях — так появился памятник в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Минин и Пожарский — лидеры Второго ополчения, прославившие свои имена во время освобождения Москвы 1612 года от поляков. Инициаторами создания памятника героям стали активисты Вольного общества любителей словесности, художеств и наук в начале XIX века. Родиной ополченцев был Нижний Новгород, именно там по первоначальным замыслам должна была быть установлена скульптура.
Автором монументальной модели стал известный скульптор И.П. Мартос, который создал её по собственной инициативе в 1804 г. Иван Петрович — сын из небогатой помещичьей семьи, прошёл жизненный путь до профессора художественной академии. Именно он является создателем фигуры Иоанна Крестителя, украшающей портик Казанского собора в Петербурге. Место установки памятника было изменено в 1811 г., основным аргументом для переноса его в Москву стал факт разворачивания здесь главных боевых действий Второго ополчения. Примечательно, что окончившаяся Отечественная война 1812 г. наделила памятник Минину и Пожарскому новым значением — монумент стал восприниматься как символ победы над захватчиками, их изгнания из древнего города.
Средства собирались буквально всей страной: пожертвования вносили члены царской семьи, крупные купцы и именитые дворяне, мещане и обычные крестьяне. Размер вносимых в общий котёл денег варьировал от 50 коп. до 5 тыс. руб.
Благодаря неравнодушным людям и богатым меценатам памятник торжественно открыли на Красной площади уже в 1818 г. 20 февраля при процедуре открытия присутствовал император Александр I, а огромная толпа зрителей заняла не только площадь, но и заполнила крыши близлежащих зданий.
Общая идея памятника выглядит по задумке Мартоса следующим образом: Минин стремится к спасению своего Отечества, увлекая за руку Пожарского. Это действие символизирует их единомыслие. Правая рука Кузьмы указывает на Москву, которая находится на краю своей гибели.
Изначальное расположение памятника Минину и Пожарскому также символично — в центре Красной площади перед главным входом в Верхние торговые ряды. Выбор именно этого места не случайный. Историки подтверждают факт обращения Кузьмы Минина к раненому Дмитрию Пожарскому с мольбой возглавить народное ополчение. В этот момент он указывал ему на захваченный врагами Кремль. Князь Пожарский собирается подняться, опираясь на щит с изображением лика Спаса Нерукотворного образа и принимая от соратника меч. Украшение постамента барельефами органично вписывается в общую стилистику скульптуры. Лицевая сторона барельефа иллюстрирует сцену сбора денег на Второе ополчение, задняя же сторона изображает наступление с разгромом поляков русскими войсками.
Сразу после революции высказывались предложения переплавить памятник. Но, к счастью, эти проекты остались лишь проектами. Единственное, чего добились реформаторы новой России — убрать памятник с центра Красной площади. Объект создавал помехи для движения транспорта и колонн при организации демонстраций. Но есть и другая причина для переноса — Минин своей рукой указывал в сторону мавзолея, создавая предпосылки для ненужных ассоциаций. В итоге дебатов монумент переехал в 1931 г. ближе к храму Василия Блаженного. Это место установки стало окончательным — многочисленные гости столицы и туристы из разных стран мира могут найти известную здесь скульптуру и сегодня.
В период с 2010 по 2011 гг. монумент был реставрирован, эта мера позволила укрепить памятник и предотвратить его преждевременное разрушение.
Интересный факт: нижегородцы в итоге тоже получили свой памятник Минину и Пожарскому — Зурабом Церетели в 2005 г. был создан макет, уменьшенная копия московской скульптуры. Установлен объект рядом с Нижегородским кремлём.