Между Историческим музеем и зданием Городской думы располагаются Воскресенские ворота — в прошлом часть Китайгородской стены, а ныне восстановленный после уничтожения в 1931 г. архитектурный памятник. Ворота были построены в 1535—1538 гг. под руководством итальянца Петрока Малого, их первоначальный вид значительно отличался от современного облика — они не имели украшений и надстройки в виде башенок, а главная их функция была оборонительной. Да и назывались они изначально по-другому — Неглинные. При необходимости проходы в воротах запирались на три решётки, две из которых были распашными, а третья — навесной.
Постепенно оборонительная функция ворот потеряла значение, в XVII в. ворота были надстроены светлицами, которые соединялись переходом с кремлёвским дворцом. Иностранные посольства, прибывавшие в столицу, проходили через Неглинные ворота; иностранцам было известно, что из окошек небольших светлиц, устроенных над арочными входами ворот, за ними может наблюдать царь. Послы были уведомлены о скрытом наблюдателе и старались сделать въезд торжественным и пышным.
В 1680 г. была произведена первая крупная перестройка ворот. По указу Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I, светлицы были расширены, над ними появились две башенки с шатровыми крышами. Над сводами проходов были установлены иконы Воскресения Христа, Сергия Радонежского, Святого Георгия и других святых. С этого времени по указу Фёдора Алексеевича ворота получили новое официальное название «Воскресенские».
На рубеже XVII и XVIII вв. Воскресенские ворота окончательно потеряли оборонительный вид. Участки крепостной стены по обеим сторонам от входа были разобраны, на их месте возвели постройки административного назначения. Начиная с эпохи правления Петра I Воскресенская площадь стала местом проведения торжественных шествий. При этом главные ворота украшались картинами, коврами, плошками с огнём и скульптурами. В светлицах ворот располагалась лаборатория монетного двора. В 1755 г. Московский университет занял здание земского приказа (сейчас на этом месте расположен Исторический музей). С открытием учебного заведения в помещениях ворот начала действовать университетская типография. В 1779 г. её арендовал известный литератор Новиков. В XIX в. в здании ворот находился архив.
В 1917 г. Николай II передал Воскресенские ворота Историческому музею, но революционные события помешали выполнить указ — Воскресенская площадь стала местом проведения митингов.
Во время гражданской войны ворота вновь стали форпостом — белые части установили в помещении над сводами пулемёт и сдерживали наступление красного латышского полка. Силы были неравны, осаждённые потерпели поражение.
В середине 1920-х гг. здание ворот передали Историческому музею, была проведена их реставрация, однако уже в 1931 г. ворота были демонтированы — они мешали проведению митингов и шествий на главной площади страны.
За свою историю Воскресенские ворота имели много названий. Некоторые из них знакомы москвичам, иные можно увидеть только в исторической литературе. Первоначальное название «Неглинные» или «Неглинские» связано с речкой Неглинкой, которая протекала рядом с крепостной стеной, а в 1819 г. была убрана в подземную трубу. Другим названием, связанным с топографией местности, стало «Тверские» — отсюда через красивый и широкий каменный мост начиналась дорога на Тверь. Фрагменты моста были обнаружены во время археологических раскопок. Во времена правления Ивана Грозного ворота приобрели новое название — «Львиные», рядом с ними на обозрение публики поставили клетку с львами, подаренными английским королём царю.
Существует несколько версий происхождения ещё одного названия — «Куряные». Самое простое объяснение основывается на том, что рядом с воротами располагался торговый ряд, где торговали курами. Схожая версия указывает на близкое расположение «куриного» или «каретного» двора в Кремле. Но археологические исследования не нашли этому подтверждения. Есть и третье, достаточно убедительное объяснение, оно отсылает нас к забытому слову «курья», которое означало «заболоченный берег реки».
В 1648 г. в Кремль из Афона был передан список чудотворный иконы Иверской Богоматери. Встречал святыню царь Алексей Михайлович с семьей и высшим духовенством. По легенде, переданная икона осталась в царской семье, а на воротах установили её точную копию, которая стала важной святыней города. Спустя два десятилетия между арочными входами Воскресенских ворот для иконы была сооружена деревянная часовня. Монахи, обслуживавшие её, жили в пристроенной к стене келье. В первой половине XVIII в. часовню сделали каменной, а в 1801 г. её здание было украшено золочёным ангелом.
Иверская икона играла особую роль в духовной жизни народа — со всей страны к Воскресенским воротам стекались паломники, чтобы поклониться святыне. Каждый вынос иконы сопровождался народными молениями. По обычаю, верующие прикладывались к иконе, перед тем как пройти через ворота на Красную площадь.
После 1917 г. часовня достаточно долго оставалась действующей, хотя и подверглась разграблению и изъятию всех ценностей. В 1929 г. за одну ночь часовня была разрушена.
В 1988 г. во время проведения работ в Историческом проезде был обнаружен фундамент Воскресенских ворот. В 1994 г. правительство Москвы вынесло постановление о возвращении столице исторического облика — под руководством архитектора О. Жорина был восстановлен облик ворот конца XVII в. и часовни конца XVIII в. В 1995 г. состоялось торжественное открытие воссозданного памятника культуры.
Современные Воскресенские ворота имеют два арочных входа, над которыми выложены мозаичные изображения икон. Над ними выделяется ряд машикулей (бойниц). Второй этаж здания занимает помещение с семью окнами, декорированными треугольными наличниками. Следующий ярус постройки — две четырёхугольные башни с богато украшенными окнами. Второй этаж башен — шатёр, образованный восьмью колоннами, соединёнными небольшими арками. По периметру арки ограничены портиком и небольшими башенками с позолоченными звёздами на вершинах. Обе крыши башен представляют собой шестигранные пирамиды с позолоченными двуглавыми орлами на пиках. Общий вид Воскресенских ворот соответствует стилистике архитектурного ансамбля Кремля.
Отстроенная вновь часовня имеет изящное цветовое решение: нежный зелёный оттенок стен гармонично сочетается с небесным куполом крыши и золочёными элементами декора. По обеим сторонам от входа установлены рельефные изображения святых. Тут же расположены два небольших оконца с затейливыми наличниками. На фасаде размещены ложные колонны и рельефные украшения. Шатровая крыша небесного цвета переложена орнаментом со звёздами. Венчает часовню скульптура ангела с крестом.