Этот собор узнаётся сразу, мгновенно, с какого бы ракурса его не рассматривать. Каких только эпитетов и сравнений не использовали при описании храма Василия Блаженного — всё мало. Человеческая речь не может выразить состояние, возникающее при осмотре этого шедевра. Не рациональное материалистическое восприятие совершенства, а эмоциональное состояние, называемое «чувством прекрасного» ставит это творение на вершину зодчества. В этом строении всё гармонично — форма и цвет, материя и дух.
В средневековье на Руси принято было вместо знаменующих победу триумфальных арок или колонн возводить храмы. Избавление от ордынского ига, общее ослабление власти восточных владык создало предпосылки для значительного расширения границ Московского царства. Эпоха правления Ивана IV характеризуется мощной русской экспансией в сторону Сибири. Единственным серьёзным соперником в осуществлении этих планов было Казанское ханство. В период с 1545 по 1552 гг. Иван Грозный предпринял четыре военных похода против Казанского ханства. Значительные победы русского оружия отмечались строительством на Взлобье Красной площади «походных» храмов. Наконец, после взятия «волжской твердыни» — Казани, царь указал «походные» храмы снести, а престолы из них перенести в одну новую церковь — Покровскую.
Деревянный храм построили быстро, но простоял он всего год. Уже в 1555 г. началось строительство на его месте каменной церкви. Поскольку Покровский собор являл собой единую композицию нескольких церквей, то освящали их по мере готовности. Последней в этой очереди построили и освятили центральную часть — церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Событие произошло в конце июня 1561 г. — дата считается днём окончания строительства.
Как ни странно, точных сведений об авторах и руководителях работ не имеется. Существует несколько вполне правдоподобных версий на этот счёт. По одной из них, к строительству будущего собора Василия Блаженного привлекли уже известного к тому времени псковского зодчего Постника Яковлева, ему же приписывается прозвище — Барма. Однако обнаруженный в архивах летописный источник XVI в. утверждает, что Барма и Постник — это два разных человека, которых царь выбрал для исполнения своего замысла. Другие исследователи придерживаются той точки зрения, что строителем был Барма без участия Яковлева. Как видим, разночтения существуют даже в принадлежности имён и прозвищ авторов.
Некоторые историки придерживаются западной, итальянской версии авторства проекта собора. Никаких документальных подтверждений на этот счёт не имеется. Свою приверженность данной теории её сторонники основывают лишь на том, что во внешнем облике собора прослеживаются черты и веяния западноевропейской архитектуры. Но изначально были известны имена итальянцев — строителей каждой башни Московского кремля. Маловероятно, что иностранное авторство столь значительного сооружения, как Покровский собор «замолчали». Безусловно, русские мастера перенимали у своих заморских коллег передовые приёмы и методы, итальянская школа оказала мощное влияние на формирование русской градостроительной традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в архитектуре собора прослеживаются западные мотивы, но это совершенно не означает, что русским мастерам было не дано построить столь необычный, замечательный объект.
Интересно, что большинству выдающихся сооружений, особенно средневековых, сопутствуют охотно воспринимаемые людьми легенды. Так и здесь. По широко распространённому поверью, царь приказал ослепить авторов проекта, дабы они не построили что-нибудь лучшее. Но здесь непонятны мотивы царя. С чего бы Ивану Грозному не хотеть лучшего? А главное — Постник Яковлев участвовал в восстановлении Казанского кремля уже после возведения Покровского собора.
Более реальной и жизненной кажется история посадки зодчего в узилище после того, как он «перебрав спиртного» хвалился создать ещё лучшее здание. Впрочем, сидел «в холодной» он видимо недолго, потому что вскоре руководил работами в Казани.
Следующая легенда касается знаменитого юродивого — Василия Блаженного. Она гласит, что собор в большой степени построен на деньги блаженного, собранные в виде милостыни. Но здесь наблюдается расхождение дат. Блаженный Василий скончался за три года до начала строительства.
По сути, первоначальный вариант собора представлял собой храмовый мемориал воинской славы. Первоначальный вариант собора отличала строгая планировка, где к центральному, осевому шатровому храму симметрично примыкают восемь церквей. О мемориальном характере здания говорит тот факт, что строители особо не стремились создать удобные условия для множества прихожан, собор вмещает очень мало людей. В царские времена во время больших праздников службы проводились вообще вне храма, поскольку он не мог вместить всех желающих. К тому же, церкви не отапливались. Блаженный Василий пользовался большим авторитетом у русского народа, недаром сам Иван Грозный участвовал в его похоронах. Царь Фёдор повелел перезахоронить останки святого возле Покровского собора. По преданию, на могиле блаженного начали происходить чудеса исцеления. В 1588 г. над ракой Василия Блаженного возвели храм, десятый по счёту в соборе. На сей раз помещение сделали тёплым, сюда потянулись паломники со всей страны. Люди стали ходить к «Василию Блаженному», чтобы помолиться о заступничестве и помощи почитаемого святого. Так появились народное название храма, которым, в большинстве, мы пользуемся сегодня.