В 50-х годах XIX столетия фортификационное кольцо Кёнигсберга, называемое также вальным укреплением, подверглось серьёзной реконструкции. В ходе работ фактически заново построили Закхаймские ворота, вместо деревянной конструкции XVII века возвели постройку из обожжённого кирпича. Все городские проекты того времени курировал городской архитектор А. Штюле, его «рука» просматривается и в стилевом решении Закхаймских ворот.
Внешне сооружение напоминает скорее небольшую крепость, нежели обычные ворота. Прямоугольное в плане здание со сквозным арочным проездом выглядит монументально и основательно. Впечатление усиливают две круглые и две восьмиугольные башни по углам. Такая строительная концепция характерна для оборонительных сооружений Кёнигсберга, она отражает балтийский готический стиль. Городской архитектор, по-видимому, был его ярым приверженцем, поскольку по такому же плану построены спроектированные им Фридрихсбургские ворота. Сейчас осталась только центральная часть, казематы снесли ещё в начале XX столетия. Но судя по изображениям ворот в начальном состоянии, они представляли собой внушительное зрелище. Как водилось в Восточной Пруссии, медальоны, украшавшие здание, прославляли местный генералитет. На этих воротах поместили горельефы генералов Йорка и Бюлова.
Вначале ворота выполняли контрольно-пропускную функцию, затем были чем-то вроде триумфальной арки. После войны помещение отдали под склад. В наше время к воротам Кёнигсберга стали проявлять повышенный интерес, как немногим оставшимся зданиям немецкого периода. В одних открылись филиалы музеев, в других рестораны. Закхаймским воротам Калининграда досталась интересная и необычная «доля»: внутренние помещения отдали калининградским фотохудожникам для проведения выставок. Теперь к древним воротам добавляют современное словосочетание «арт-площадка».
Смотрите также: