Музей Мирового океана в Калининграде — один из самых масштабных проектов современной России. Его деятельность направлена на популяризацию исследований океанских глубин, сохранение отечественной истории развития судоходства, каталогизацию книг и публикаций на морскую тематику. В собрании музея Мирового океана находится более 54000 экспонатов, среди которых уникальные корабли и техника, реально использовавшаяся на морских судах, коллекции флоры и фауны, исторические костюмы и документы.
Общая площадь выставочных залов, хранилищ и действующих научных лабораторий уже сегодня занимает около 10 000 м2 и продолжает расти. В музейный комплекс входят 9 главных корпусов в Калининграде, а также филиалы:
Основная часть собрания сосредоточена в Калининграде. Кроме современных выставочных площадок, в музейный комплекс входят исторические памятники XIX века — Пакгауз, Фридрихсбургские и Королевские ворота.
Музейный комплекс в Калининграде разместился по обе стороны реки Преголи вдоль набережной Петра Великого и Портовой улицы, где, начиная с XVII в., находился порт города. На некотором удалении от музейного центра располагаются лишь Королевские ворота. Возле зданий на основной территории музея установлены информационные стенды, скульптуры, масштабные экспонаты, на реке стоят морские суда, на борт которых может подняться любой желающий.
В здании представлена большая аквариумная экспозиция с морскими обитателями, коллекция раковин, кораллов, интересных палеонтологических и геологических находок. На втором этаже можно обследовать маяк с линзой Френеля, выйти на смотровую площадку, с которой открывается красивый вид на набережную и Кафедральный собор Калининграда. Также в главном корпусе находится лаборатория воды, сувенирные лавки и билетные кассы. Перед главным корпусом на площади Наук в небольшом павильоне-шаре посетители смогут услышать голоса морских обитателей — китов, касаток, дельфинов, а также понять, как распространяются звуки на большой глубине.
В фондохранилище музея Мирового океана хранятся приборы для измерения скорости океанских течений, барометры и многие другие приборы, необходимые для современных исследований морских глубин. Самыми значимыми экспонатами являются глубоководный аппарат «Мир-1» и скелет кашалота.
По замыслу проектировщиков это здание будет продолжением большого комплекса «Планета Океан», который пока находится в стадии строительства. Сегодня в Кубе воды размещается Военно-морской центр. Здесь можно ознакомиться с наградами и элементами формы — шпагами, кортиками, узнать интересные исторические факты формирования российского военного флота. На открытой площадке центра туристы могут посетить подводную лодку Б-413, посидеть в кабине гидросамолета БЕ-12, забраться в аварийно-спасательную капсулу АС-22 или глубоководные аппараты «Тетис» и «Пайпис».
Основная коллекция морских судов швартуется у набережной Петра Великого, причал занимает около 800 м набережной реки Преголя. На борт кораблей допускаются все желающие, экспонаты этой части музея разрешено трогать руками. На берегу выставлены традиционные и редкие образцы техники, отслужившей положенный срок на военных и гражданских судах — буйки, цепи и т.п.
Двухпалубный теплоход «Витязь» — самое масштабное в истории научно-исследовательское судно. Благодаря плавучей лаборатории с 1947 по 1979 гг. было обнаружено более 1100 новых видов морских животных и растений, открыты хребты и впадины дна, заложены основы новой области изучения океана — синоптической океанологии. В 1957 году с борта «Витязя» было совершено измерение Марианского жёлоба — самого глубокого участка мирового океана. Взойдя на корабль можно окунуться в атмосферу великих открытий, а также ознакомиться с бытом исследователей: для этих целей в неизменном виде оставлена каюта капитана и кубрик.
Это ещё одно научно-исследовательское судно в коллекции музея Мирового океана в Калининграде. До 1994 г. с его борта осуществлялась связь с космонавтами, велись наблюдения за полётами космических экипажей, производилось управление спутниками и орбитальными станциями. Имя корабль получил в честь Виктора Пацаева — космонавта, родившегося и выросшего в Калининграде.
Подлодка «Б-413» является образцом советской военной техники доатомного периода. Дизельное судно было спущено на воду в 1968 г. и прослужило до 1990 г. в северных широтах, а затем на Балтике. Сегодня «Б-413» является частью музея, где помимо знакомства с экспонатами, туристам предлагается ролевая игра — виртуальное плавание в составе боевого экипажа. Участники, следуя указаниям капитана, ликвидируют аварию в отсеке, выслеживают и уничтожают торпедами условного противника.
Подлодка «Б-413» является образцом советской военной техники доатомного периода. Дизельное судно было спущено на воду в 1968 г. и прослужило до 1990 г. в северных широтах, а затем на Балтике. Сегодня «Б-413» является частью музея, где помимо знакомства с экспонатами, туристам предлагается ролевая игра — виртуальное плавание в составе боевого экипажа. Участники, следуя указаниям капитана, ликвидируют аварию в отсеке, выслеживают и уничтожают торпедами условного противника.
Это одно из отреставрированных исторических зданий, где разместилась постоянно действующая выставка «Морской Кёнигсберг-Калининград», а также временные экспозиции отечественных и зарубежных коллекций. Жемчужиной собрания Пакгауза является восстановленный корабль XIX в., который сравнительно недавно нашли в карьере Янтарного комбината.
Строительство Пакгауза было завершено в позапрошлом веке по всем нормам и законам портовых сооружений. В начале 2000-х гг. его бережно отреставрировали вместе с мостовой, выложенной булыжником, и ближайшим причалом. Сегодня это здание и часть музейной территории, включая станинный железнодорожный мост, воссоздаёт облик Калининграда середины XIX в.
Ворота — это всё что осталось до наших времён от некогда грозной крепости Кёнигсберга, в которой познавал науку артиллерии у немецких мастеров сам Пётр I. В начале прошлого века за ненадобностью все основные постройки были разобраны, а территория продана Имперской железной дороге. Сохранились только кирпичные ворота, возведённые в 1852 году по проекту придворного архитектора прусского монарха Фридриха Вильгельма IV — Августа Штюлера, а также казарма юго-восточного бастиона.
С 1960 г. старинные ворота получили статус памятника архитектуры и находятся под защитой государства по сегодняшний день. Башни, фасадный герб, массивные створки ворот и вымощенный булыжником небольшой дворик выглядят после последней реставрации, как во времена прусского владычества.
В мини-комплекс Фридрихсбургские ворота входит и Лодейный двор, где в выставочных залах можно увидеть образцы речных и морских лодок разных народов. Здесь есть карельская кижанка, чукотская байдара, берестянка, челны всевозможных видов, германские, финские и норвежские образцы лодок.
Также в Лодейном дворе проводятся реставрационные работы. К примеру, здесь построили парусник XVI века — куренас, длиной 10 м и водоизмещением 3 т. На подобных судах выходили в море рыбаки Куршского залива.
Королевские ворота являются памятником фортификации XIX в. Своё название они получили благодаря участию в их закладке короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV. Известна точная дата этого события — 30 августа 1843 г. За долгие годы и прошедшие войны ворота сильно пострадали, их реконструкция в начале нового тысячелетия потребовала совместных усилий специалистов Польши и России. Для работы были привлечены сотрудники Эрмитажа. Все элементы, в том числе знаменитые барельефы Штюрмера, воссоздавались по сохранившимся в архивах Германии и Польши фотографиям начала прошлого века.
Сегодня в залах Королевских ворот находится Историко-культурный центр «Великое посольство». Тематических экспозиций несколько. Каждый зал имеет отдельный вход и кассу. Одна из выставок посвящена истории города с демонстрацией станинных предметов быта — сундуков, замков, фонарей, а также старинных гравюр. В Зале торжеств демонстрируется антикварная мебель, изумруд огранки XVII века, пушка — «шуваловский единорог», копия скульптурного портрета Петра I флорентийского ваятеля Цокки, документы и грамоты, подтверждающие пребывание именитых гостей в Кёнигсберге и многое другое.
https://world-ocean.ru/
В крытых выставочных залах общий выходной — понедельник, на кораблях график особый и требует уточнения на официальном сайте. Плавающий маяк Ирбенский принимает гостей только в уикенд. Территория музейного центра на набережной Петра Великого открыта для прогулок с 8:30 до 19:00.
В главном корпусе можно приобрести комплексный билет на посещение 2 или 4 музеев, расположенных поблизости. На некоторые объекты — морские суда и аппараты, вход возможен только в составе экскурсионных групп.
Уровень цен на билеты для взрослых — от 150 до 300 руб. за посещение одного объекта, для студентов и льготников — от 50 до 150 руб. С детей, не достигших 16 лет, вход по нулевому билету (бесплатно), кроме посещения судов исторического флота. Подняться на борт кораблей для детей и подростков от 6 до 16 лет обойдётся в 100-150 руб., для малышей от 3 до 6 лет — 50 рублей.
Главный корпус Музея Мирового океана находится по адресу: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1. Рядом с ним расположены и другие музейные корпуса.
Ближайшая остановка общественного транспорта — троллейбусов, маршрутных такси и автобусов, находятся у спорткомплекса Юность — 500 м от пункта назначения. Есть небольшая парковка, которая в летний сезон чаще всего занята, поэтому владельцам автомобилей стоит присмотреть место остановки в ближайших к набережной жилых кварталах.
Координаты главного корпуса: 54″42.436′ N, 20″29.641′ E
Королевские ворота — историко-культурный центр «Великое посольство», находится по адресу: г. Калининград, ул. Фрунзе, 112. Доехать можно на троллейбусе и маршрутном такси, ближайшая остановка — Литовский вал.
Координаты: 54°42′49.22″ N, 20°32′09″E и 54.713672° N, 20.535833°E