Главная  /  Россия  /  Калининград  /  Ворота Калининграда

Городские ворота Калининграда — восемь сохранившихся


Калининград хранит немало напоминаний о временах, когда он был Кёнигсбергом, столицей Восточной Пруссии. Одним из таких свидетельств богатой истории города являются восемь неоготических ворот, опоясывающих его центр и в давние времена служивших надёжной защитой от врагов. На самом деле ворот в Кёнигсберге изначально было десять, однако до наших дней дошли только восемь, и они являются одной из ключевых достопримечательностей города.

ворота калининграда

Это, пожалуй, самые красивые из сохранившихся ворот Калининграда, они были возведены в 1852-55 гг. Их фасад образуется высоким проездом и шестью казематами, по три с каждой стороны от центрального проёма. Верхняя кромка ворот украшена массивными зубцами, а по обеим сторонам от центрального проезда возвышаются восьмигранные башни. Между вершинами башен над основным проёмом расположена наблюдательная площадка, ранее использовавшаяся часовыми.

Сторона, выходящая в город, имеет полноценные оконные проёмы, с внешней же стороны Росгартенские ворота оснащены амбразурами, которые в старину помогали защитникам города держать оборону. Проезд защищен блокгаузом, который позволял вести практически круговой огонь и при этом надёжно скрывал обороняющихся. На сегодняшний день ворота используются как помещение для кафе; казематы, в которых в прошлые века размещалась городская стража, преобразованы в подсобные помещения и кухню.

пл. Маршала Василевского, 3А
ворота в калининграде

Эти ворота ниже, чем Росгартенские, но выглядят не менее величественно и впечатляюще. Фридландские ворота отличает большая ширина, которая позволила разместить два полноценных проезда шириной свыше 4 метров каждый. Они стали последними из всей цепи ворот Калининграда: точная дата их постройки неизвестна, предположительно это вторая половина XIX в.

Визуально фасад Фридландских ворот разделен на шесть частей контрфорсами с остроконечными вершинами. В оформлении всех проёмов и проездов преобладает популярная в готике форма стрельчатых арок. Особую изысканность этим воротам придают скульптуры, изображавшие видных личностей Германии далёкого прошлого.

Уже с началом XX в. оборонительное и пропускное значение Фридландских ворот было утрачено. Дорога, ведущая на Фридланд (ныне это ул. Дзержинского), была проложена в обход ворот. После войны они долгое время пустовали, затем их начали использовать под склад. И лишь в конце 1980-х гг., когда при расчистке прудов Южного парка было найдено множество ценных старинных предметов, в здании ворот было решено создать музей.

ул. Дзержинского, 30

Это единственные из ворот Калининграда, сохранившие своё изначальное назначение — через них по-прежнему движется транспорт, а именно трамвайная линия. Расположены они на границе исторического квартала Хаберберг, где сегодня оканчивается ул. Багратиона и начинается ул. Суворова.

Построены Бранденбургские ворота ещё в 1657 г. Своё название они получили потому, что проходящая через них дорога вела к замку Бранденбург, на месте которого сегодня находится селение Ушаково. Изначально из-за недостатка средств ворота были деревянными, массивное сооружение из красного кирпича появилось здесь только спустя столетие. Новый проект предусматривал два широких проезда, завершавшихся стрельчатым сводом. А в толстых стенах были предусмотрены казематы для размещения многочисленной городской стражи.

Свой современный облик Бранденбургские ворота Кёнигсберга получили только в 1843 г., когда на месте старого сооружения было воздвигнуто новое. В облик ворот были добавлены стреловидные фронтоны, стилизованные цветы и листья, а также многочисленные декоративные элементы. Среди всех ворот Калининграда именно в Бранденбургских особо отчётливо прослеживаются готические мотивы.

ул. Багратиона, 137

По большому счёту это не городские ворота — до начала XX в. они были частью оборонительного комплекса крепости Фридрихсбург, впоследствии разрушенной. Однако благодаря стилистическому сходству и использованию того же обожжённого кирпича они прекрасно вписались в цепочку ворот Калининграда. В облике этого сооружения выделяется широкий арочный проём и цепочка казематов для стражи. По бокам от центрального проёма возведены округлые башни.

Отреставрированы Фридрихбургские ворота были совсем недавно. В обновлённом сооружении разместилось одно из отделений Музея мирового океана.

Портовая ул., 39

Эти ворота имеют один сводчатый проезд, обрамлённый по бокам двумя массивными округлыми башнями, выполненными в готическом стиле. Изначально в толстых стенах по обе стороны от башен размещались казематы для охраны, однако в начале XX в., когда ворота были переданы на баланс города, большая часть казематов была разрушена, а практически вплотную к воротам начали строиться жилые дома. Такое соседство исторического сооружения и домов горожан создаёт особо привлекательный колорит.

После окончания войны вплоть до начала XXI в. Закхаймские ворота использовались как склад, и только в 2006 г. началось их восстановление, после чего они получили статус федерального памятника истории и архитектуры. В его внутренних помещениях сегодня размещается арт-пространство «Ворота», где проводятся различные конференции и выставки.

ул. Литовский Вал, 61

Величественные и красивые, эти ворота полностью оправдывают своё название: изначально они использовались как парадный въезд на территорию города. Через них на смотр войск Кёнигсбергского гарнизона въезжали все правители Восточной Пруссии. Проходил через них и Наполеон. Архитектурной особенностью Королевских ворот Калининграда является то, что они не имеют никаких дополнительных пристроек. Они выглядят массивно и внушительно, особенно эффектно выглядят на контрасте с окружающей застройкой советского и постсоветского периода.

За время нахождения Калининграда в составе России в Королевских воротах размещались самые разные объекты — от склада до книжного магазина. После реставрации, приуроченной к 750-летию города, здесь разместилось отделение Музея мирового океана.

ул. Фрунзе, 112
Аусфальские ворота

Изначально они не были предназначены для проезда транспорта и использовались как пропускной пункт для пеших войск. Несмотря на меньшие по сравнению с другими калининградскими воротами размеры, они выглядят не менее эффектно благодаря готической архитектуре. Однако о том, как Аусфальские ворота выглядели раньше, сейчас мало что известно — их внешний фасад в XX в. был полностью разрушен, а в послевоенные годы они были значительно перестроены. Во времена СССР сначала здесь располагалось бомбоубежище, затем очистные сооружения. В конце прошлого века на территории Аусфальских ворот была построена православная часовня, которая стала самым заметным сооружением комплекса.

Гвардейский просп., 22А
Железнодорожные ворота

Построены эти ворота в 1866-1869 гг. и изначально через них действительно проходила железная дорога, по которой осуществлялось сообщение с Пиллау. Однако после того, как ворота лишились своей оборонительной функции, они стали практически незаметны — по валу, в котором они были сооружены, проложили дорогу, из-за чего ворота стали больше похожи на тоннель. А после окончания войны здесь перестали ходить и поезда, однако проложенные рельсы сохранялись до 1990-х гг. Впоследствии на их месте были проложены пешеходные дорожки, по которым можно попасть в Парк Победы.

На сегодняшний день Железнодорожные ворота находятся на балансе Историко-художественного музея Калининграда, который планирует провести их капитальную реставрацию и выставить в восстановленных помещениях экспозиции из своих фондов.

Гвардейский просп., 51А

Ворота на карте Калининграда

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free