По официальной версии Бранденбургские ворота Калининграда получили название от имени крепости Бранденбург, в направлении которой шла дорога из города. Это рациональное объяснение, но принимая во внимание предыдущее название улицы, на которой стояли ворота — «Берлинская», думается, что толкование может быть шире. Истоки происхождения названия имеют более глубокое географическое обоснование. Сооружение построено как часть крепостного вала Кёнигсберга в 1657 г. В то время Пруссия и Бранденбург были отдельными германскими княжествами. Направление на Берлин — столицу Бранденбурга вполне могло стать поводом для названия, о чём свидетельствует и название улицы.
В начале XVIII в. оба княжества были объединены в единое королевство — Пруссию. Таким образом, страна Пруссия со столицей в Берлине включала одноимённую провинцию с центром в Кёнигсберге. Исторически судьбы обоих территорий тесно связаны. Например, первый властитель королевства Фридрих I короновался в Кёнигсберге. Поэтому название «Бранденбургские» указывает не столько на маленький город, сколько направление на важнейшую составную часть единого государства.
Учитывая небольшой бюджет, в первом варианте ворота построили из дерева. Получились обычные ворота с крышей, образующие проезд в земляном оборонительном валу. Ров с водой перед сооружением сделали по фортификационной традиции того времени.
Век спустя Фридрих II повелел обветшавшие ворота снести и выстроить на их месте каменный проезд. Новое прочное здание из красного кирпича сделали по всем крепостным правилам. Военная тактика XVIII в. предусматривала высокую вероятность того, что гарнизонам фортов, бастионов, башен придётся вести боевые действия в условиях длительной автономности. Этими соображениями объясняется наличие множества внутренних сооружений в этих объектах. В казематах размещались помещения для караульных, хранились различные огневые и продовольственные запасы. Бранденбургские ворота Калининграда построены по этим канонам, здесь полный комплект казематов, имеются специальные подъёмные механизмы.
Нынешний вид ворота приобрели в результате проведения масштабных реставрационных работ, которые были предприняты в середине XIX в.
Во время войны воротам повезло, они фактически не пострадали от бомбёжек и штурма. Можно сказать, что это одно из немногих сооружений старого города, дошедших до наших дней в первозданном виде. Интересно, что внутри ворот и снаружи них сохранилась подлинная городская брусчатка. Возле ворот любят фотографироваться, в окружающем антураже чувствуется «дух» бывшего Кёнигсберга. Как водится, после войны здание послужило складом, но недолго, уже в 1960 г. ему был присвоен статус памятника архитектуры.
Большинство сохранившихся старинных зданий Кёнигсберга относят к архитектурному направлению «балтийского стиля», то есть им присущи определённые детали конструкции и внешнего оформления нехарактерные для традиционной «готики». Что касается Бранденбургских ворот, то здесь налицо настоящий классический ордер, без всяких отклонений. Не зря это сооружение называют самым готическим во всём Калининграде.
Глядя на проёмы ворот, невольно вспоминаешь парадные входы католических храмов, здесь примерно та же конструкция и исполнение. Стрельчатая, устремленная ввысь форма делает довольно приземистые ворота зрительно гораздо выше. Многочисленные декоративные зубцы и башенки, вставки из цветного кирпича и лепнина придают некоторую сказочность всему строению. На это, видимо, и рассчитывал Август Штюллер, когда перестраивал ворота и украшал фасад. Ко времени реконструкции в 1860 г. сооружение находилось глубоко в пределах города, оборонительную задачу утратило, и архитектор здраво решил придать крепостному объекту привлекательный «гражданский» вид.
Немцы любили украшать крепостные сооружения изображениями своих военачальников. Так и здесь, над одной аркой поместили барельеф фельдмаршала Бойена, над другим проездом генерал-лейтенанта Астера. Оказывается, чтобы увековечить свое имя необязательно быть великим полководцем, достаточно в период строительных работ занимать пост военного министра или главного военного инженера.
Во всех путеводителях отмечается, что Бранденбургские ворота в Калининграде — это действующий городской объект инфраструктуры, то есть через них и сегодня происходит движение транспорта. Такое положение сказывается на сохранности сооружения не лучшим образом. Выхлопные газы, постоянное сотрясение почвы постепенно разрушают конструкцию. Городские власти прилагают усилия по сохранению памятника архитектуры, регулярно проводятся восстановительные и реставрационные работы. Сегодня ворота находятся в хорошем состоянии, туристам интересно будет взглянуть на этот образец зодчества старого города.
ул. Багратиона, 137
Смотрите также: