Главная  /  Россия  /  Соловецкие острова  /  Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь


Самый интересный объект культурного наследия на Соловецких островах — Соловецкий монастырь. Монастыри на Руси со времён принятия христианства стали центрами духовной жизни. Здесь по-другому звучали молитвы, и в стороне от суеты повседневной жизни душа очищалась. Монастыри и задумывались как образ града небесного, небесного Иерусалима на земле. Красота земная символизировала красоту духовную.

Украшение Соловецкого монастыря — собор Спаса Преображения. Известно, что первый собор, построенный ещё Святыми Германом и Зосимой в XV веке, был деревянным. Он был поставлен на месте, которое, согласно преданию, указал сам Господь. Святому Зосиме было видение сияющего монастыря — на том месте, где он увидел прообраз будущего храма, его потом и воздвигли. Это был не один храм, а целый монастырский комплекс, в который входил целый ряд построек. Во-первых, храм Спаса Преображения с приделом святого Николая. К храму примыкала трапезная, на севере поставили колокольню-звонницу. Все здания были обнесены оградой, по периметру которой стояли кельи.

Храм сгорел в 1485 году от удара молнии. Погоревав, монахи взялись за топоры и начали строительство нового храма. Второй монастырь и храм Спаса Преображения также были деревянными. И лишь во второй половине XVI века построили каменные здания. В это время, а если точнее, то в 1571 году, соловецкие монахи впервые задумались о своей безопасности. Несколько дней стояли у берегов Соловецких островов шведские корабли. Тогда и возникла мысль о строительстве каменной крепостной стены, которая должна была защитить обитель.

На остров прибыл воинский гарнизон, а в 1582 году началось возведение крепостной стены. Её строили 14 лет — сначала под руководством вологодского мастера Ивана Михайлова, а затем — соловецкого монаха Трифона Кологривова.

Материалом для строительства стены стали огромные валуны, которых много на территории Соловков, где прошелся в давние времена ледник. Вес некоторых валунов достигал 11 тонн. Создаётся ощущение, что монахи доставляли камни с помощью чудес. На самом деле всё гораздо проще — их перевозили на санях зимой. Используя хитрые приспособления в виде рычагов и блоков, камни укладывали один на другой, плотно подгоняли друг к другу. Внизу были самые большие камни, выше — помельче. Пространство между камнями заполняли битым кирпичом, мелкими камнями, закрепляя всё известью. Кирпич использовали при возведении нижних бойниц, сводов верхних, при строительстве столбов и внутреннего парапета галереи. На башнях стены возведены шатровые кровли из дерева. Длина стен более 1 км, толщина просто потрясает воображение — внизу 5-6 метров, выше — 3-4 метра. В стенах два ряда бойниц, из верхних стреляли из ружей, из нижних — из пушек. Высота стен от 8 до 11 метров, а вот башни очень высокие, практически в два раза выше стен, в некоторых местах их высота 17 метров.

Стены ограничивают территорию монастыря в виде пятиугольника. Угловые башни — круглые. Это такие башни, как Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая. Крепостная стена, обращённая к морю (Западная), укреплена дополнительно Успенской башней. В Восточной стене есть пристенок с двумя башнями — Квасоваренной и Поваренной (там и правда были поварня и квасоварня). Угловые башни сильно выступают из стены — так, чтобы было удобно отстреливаться. Стены одновременно и обеспечивают безопасность, и создают цельный и очень красивый архитектурный ансамбль.

Стены и башни — это первое, что видит путешественник, который приближается к Соловецкому архипелагу. Это стены, что защитили монастырь от нашествий и набегов, защитили от врагов центр русской духовности.

Некоторые исследователи считают, что монахи Соловецкого монастыря не с нуля возводили стены, что многие постройки на острове, созданные из камня, которые считаются хозяйственными (сараи, птичники, погреба, бани, амбары, помещения для скота и пр.), и основания стен построены гораздо раньше. Сделано это было в те далёкие времена, когда была высокая сейсмическая активность и на острове было намного теплее. Есть предположение, что огромные валуны были уложены в основания стен жителями Беломорья во времена существования знаменитой Гипербореи. Никаких доказательств этого нет, но очень хочется в это верить.

Не только стены защищают монастырь на Соловках. При строительстве использовали и природную защиту. На востоке вплотную к монастырю прилегает Святое озеро, на западе — Белое море. На севере и юге монастырь защитили рвами.

Подобно тому, как в Град небесный ведут райские врата, так и в монастырь ведут Святые врата. Это главный — центральный и парадный вход в монастырь. Они всегда символизируют вход Господень в Иерусалим, поэтому их прототипом стали Златые врата в Иерусалим. Над парадными вратами всегда воздвигается надвратный храм, есть он и в Соловецкой обители. Это храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот особенный, он как бы рубежный, здесь об очищении от грехов перед входом в обитель молились и молятся верующие. Всех принимающих монашеский постриг также старались постричь именно в этом надвратном храме, чтобы они вошли в обитель уже в своём новом состоянии. Когда-то над вратами висел образ Спаса в киоте. Икона была утрачена, когда обитель закрыли.

Пройдя через врата, вступаешь в особое место, наполненное святостью, кротостью и тишиной. Напротив врат находится главный собор обители — храм Преображения Господня. Это соборный храм, духовный центр Соловецкого монастыря, который и в архитектурном смысле должен быть центром всего ансамбля обители. Храм Спаса Преображения настолько величественен, что ему удаётся выполнять эту задачу.

В наше время монастырский архитектурный комплекс XVI-XVII веков слагается из ценнейших в архитектурном значении произведений древнерусского зодчества. Великолепны и величественны церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и келарской палатами и Спасо-Преображенский собор. Они соединены каменной галереей-переходом.

Главный храм монастыря — собор Спаса Преображения — построен в лучших традициях древнерусского зодчества: в два столпа, три яруса, у него шесть приделов.

Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на этот собор, это его особая монументальность, величественность. Формы очень выразительны при отсутствии какой-либо излишней дробности, нарочитой декоративности, лаконично говорят о духовной красоте и силе. Постройка чем-то незримо сродни мощи и величию северной природы. Зодчим удивительно удалось вписать её в окружающий ландшафт. А ещё выразительностью и монументальностью своих крупных архитектурных деталей храм сродни Трапезному комплексу. Многое создатели храма взяли из новгородских архитектурных традиций — это сила, мощь, устремлённость в небо.

В соответствии с традициями архитектурного наследия новгородских мастеров храм имеет мощные, слегка наклонные стены, которые у основания имеют толщину 4 метра, а наверху — 3,5 метра. По горизонтали храм не членится вообще, есть вертикальные членения в виде лопаток. Они придают храму устремлённость вверх.

Но есть в конструкции собора некоторые архитектурные приёмы, что часто применяли в Москве. Это и шатровая луковичная конструкция венчания храма, наличие большого количества приделов, то, как сконструированы внутренние перекрытия, и многое другое. Такое сочетание традиций двух архитектурных школ сделало собор настолько своеобразным, что в настоящее время его можно счесть уникальным в зодчестве того периода.

Перед зодчими стояли и довольно сложные инженерные, а также конструктивные задачи, с их решением им великолепно удалось справиться. При этом они органично соединили старые традиционные архитектурные решения с новейшими для того времени творческими идеями.

Особенно необычно выглядит завершающий третий ярус. По его углам расположены четыре придела, соединённые двухрядной системой кокошников и щипцов. В центре расположен довольно высокий двухсветный каменный шатёр с венчающей его мощной главой в форме луковицы. Интересно, что в храме даже окна двух видов! Есть окна XVI века — совсем маленькие, с уступчатыми нишами, а есть перестроенные позже — уже в веке XVIII. А ещё в храме очень интересно расположены лестницы и небольшие камеры — прямо в толще стены.

На храм в своё время пожертвовали средства Иван IV (Грозный), Пётр I, Александр II. Стены храма раньше были расписаны, это был растительно-геометрический орнамент. А в кокошниках, украшающих храм, ещё остались старинные росписи. Очень красив иконостас храма, который тоже неоднократно изменялся. Вначале четырёхъярусный, писаный мастерами из Новгорода, он затем получает пятый ярус — праотеческий чин. Делается очень красивый каркас, на котором крепятся иконы. Однако сейчас в храме новый иконостас — 2002 года. Так что остаётся лишь сожалеть о тех разрушительных событиях, которые в 30-е годы XX века лишили храм древних икон.

Официальный сайт Соловецкого монастыря

http://solovki-monastyr.ru/

Когда строительство Спасо-Преображенского собора было завершено, построили храм Во имя Святителя и Чудотворца Николая. Его возвели к 1584 году севернее Спасо-Преображенского храма. Церковь была одноглавой и двухстолпной, с звонницей и часами. Чуть позже строят ризничную и оружейную палаты.

В Соловецком монастыре постоянно строили и перестраивали храмы, что говорит о заботе и внимании к духовным делам. Храмы обретали новый облик. Словно проходя сквозь волны времени, корабль обители обретал новую силу, новую красоту. Так, многие храмы перестраивались с учётом вновь появившихся в искусстве стилей — барокко и классицизма.

Однако история монастыря была довольно сложной, наполненной тревожными, рушащими привычный уклад событиями. Особенно тяжело на судьбе монастыря сказалось старообрядческое восстание 1668-1676 годов. За этим последовало разорение монастыря, упадок всей деятельности, в том числе и хозяйственно-строительной. Реформы Петра изменили жизнь обители. Уже к середине XVIII века монастырь более открыт для паломников, по-другому ведётся хозяйство. Изменяется в это время и внешний облик монастырских зданий. Так полностью меняется облик Никольской церкви. В 1832-1834 годах она становится пятиглавой, в ней воедино соединяется характерный соловецкий стиль с влияниями барокко и классицизма.

При митрополите Филиппе был возведён ещё один храм — храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и келарней. Он построен в том же стиле, что и храм Спаса-Преображения. Простота, ясность, монументальность, практически полный отказ от излишне декоративных архитектурных деталей. Основное украшение храмов этого времени — сложные по очертаниям и оттого сами по себе декоративные кровли и очень красивые стены.

Стены прекрасны из-за необычайно выразительной кладки: огромные валуны перемежаются кирпичами, положенными на красивый белый известковый раствор. Конечно, этого не видно, т.к. стены окрашены, но мощь и монументальность их чуть неровной поверхности вызывают ощущение неприступной твердыни, неколебимой защиты, прежде всего духовной.

К храму пристроена трапезная, также удивительно красивая по форме и решившая задачу строительства цилиндрических сводов на распалубках при одном-единственном столпе-опоре. В подклете под трапезной и келарней находились хозяйственные помещения — хлебня, мукосейня, погреба, как положено в северном доме. Известны и имена новгородских умельцев-строителей — Игнатий Салка и Столыпа.

Есть в обители и колокольня. Она была построена в 1777 году. В основание было положено основание старой трёхшатровой звонницы. При строительстве явно ориентировались на западноевропейское барокко. Об этом говорят и круглые окна — люкарны, и форма межъярусных карнизов и колонн-контрфорсов, а также форма кровли — сложная, восьмигранная. Да и сам облик колокольни — нарядный и празднично-лёгкий — также говорит о влиянии этого стиля. Первый ярус был отведён под библиотеку, в которой хранилось много ценных духовных книг, в том числе и рукописных. На колокольне после долгих лет забвения колокола зазвучали снова лишь в 1992 году.

В настоящее время ведётся реставрация колокольни. Сейчас на колокольне 13 новых колоколов, но после реставрации планируется их количество увеличить, чтобы, как в старые времена, благовест указывал дорогу всем идущим во мраке, во время непогоды, а также плывущим кораблям. Так было принято раньше — в метель, например, монахи на колокольнях монастырей звонили непрерывно, чтобы путники не заблудились и нашли верную дорогу по звуку. Звонят колокола и по великим духовным праздникам, а также трижды в сутки: к заутрене, обедне и вечерней службе.

К южной стене возле Белой башни примыкает ещё одна очень интересная постройка из разряда хозяйственных. Это водяная мельница, построенная также весьма давно — в XVII веке. Выстроена она из крупноразмерного кирпича, а по фасаду пущен декор из фасонного кирпича. Работало колесо мельницы, расположенное на её первом этаже, под напором воды из канала, что соединил Святое озеро и Белое море.

Монастырь способен существовать совершенно автономно и во время непогоды, и во время блокады.

В советское время на территории Соловецкого монастыря были светские учреждения. Здесь был лагерь принудительных работ, позднее Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), ставший затем тюрьмой особого назначения (СТОН). Здесь, например, три года отбывал наказание Дмитрий Лихачёв, который позднее принял участие в строительстве Беломоро-Балтийского канала. В годы Великой Отечественной войны здесь была школа юнг. Лишь в годы оттепели на Соловках организуется музей, обитель реставрируют, сюда приезжают творческие люди со всех концов страны.

Смотрите также:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free