Главная  /  Россия  /  Карелия  /  Остров Валаам

Остров Валаам


Это довольно большой остров, его территория составляет 2/3 от всей площади Валаамского архипелага, который состоит из более чем 50 островов. Название острова считается по происхождению финским — от слова «валамо», что значит высокая, горная земля, иногда связывают название острова и с именем пророка Валаама. Есть и ещё одна версия — название связано с именем языческого божества Ваала (Велеса). Здесь в древние времена были языческие капища, остров был посвящён языческому богу.

Так или иначе, но остров Валаам и в самом деле скалистый, высоко поднимающийся над озером. Он является святыней христианства, на нём находятся и монастырь, и скиты, место намоленное, наполненное особой энергетикой.

Экскурсия по Валааму

На южном берегу острова находится Большая Никоновская бухта. Большие теплоходы обычно становятся на причал именно там. От Монастырской бухты сюда можно добраться на автобусе или маршрутке. В этой стороне острова находятся Воскресенский (красный), Гефсиманский (желтый) скиты, часовня «Моление о чаше». Их, а также великолепный берег Малой Никоновской бухты, можно увидеть во время пешеходной экскурсии. Сколько скитов на острове точно неизвестно, в некоторые даже не пускают гостей. Но в некоторых из них могут встретить весьма радушно, дать передохнуть, накормить обедом.

Воскресенский и Гефсиманский скиты были возведены в XIX – начале XX века. Названия им были даны не случайно. Валаам вообще стремились уподобить Иерусалиму. На острове многие места имеют названия из Нового Завета. Здесь есть и Кедрон (проток, соединяющий внутренние озера и Ладогу), и Гефсимания, и гора Елеон (на которой стоит часовня Вознесения Христа), и Воскресенский скит.

Гора, на которой построен собор Спаса Преображения, получила название горы Фавор. Озеро Лещево называют Мёртвым морем. Есть тут и свой Иордан. Это настоящий русский Иерусалим, напоминающий о страстях Господних и его пресветлом Воскресении.

Остров Валаам всегда был местом уникальным. К началу Первой мировой войны около тысячи насельников молились о православных на земле Валаама. Они могли и жить вместе — так называемое общежитие (киновия) в главном здании монастыря, и уйти в скиты — уединённые обители. Могли поселиться и вовсе отдельно — в пустынях, кельях. Вот почему так много неизведанных ещё мест на территории Валаама. Некоторые скиты и пустыни доступны лишь немногим избранным, возможно, готовым принять обет монашеского послушания.

Во многие скиты не пускают туристов, так как они могут нарушить покой молитвенного уединения. Туда допускаются только паломники. Обычная туристическая пешеходная экскурсия по скитам Валаама имеет протяжённость 5,5 км. Она включает скиты, наиболее доступные для посещения, — Воскресенский, Гефсиманский и Коневский.

Воскресенский скит украшен удивительным храмом Воскресения Спаса. Этот храм возводился ещё в начале XX века. По проекту архитектора В.И. Баранкевича его строили с 1901 года в течение пяти лет. Завершилось строительство при отце Маврикии, который привёз из Святой земли священную реликвию — кусок камня от Гроба Господня. Таким образом, храм мыслится как место хранения реликвии и аналогия храму Воскресения Господня в Иерусалиме. Храм имеет два придела. Нижний освящён в честь святого Андрея Первозванного. Он напоминает своим внешним видом о кувуклии (гробнице в скале, где был погребён Христос), своей печалью и скорбью он словно призывает к покаянию и очищению. Верхний придел — храм Воскресения Господня. Его светлая и радостная торжественность напоминает о той надежде на Спасение, что даровал нам Господь. Над его центральной частью — купол с четырьмя окнами, дающими свет, а далее, на восьмигранном барабане, — золочёная главка в форме луковки. Ещё одна главка венчает двухъярусную колокольню, что находится над папертью.

Над входными дверями в нижний храм нас встречает святыня — икона Воскресения Христова, освящённая на Гробе Господне, что сразу погружает в особое молитвенное состояние душу каждого истинно верующего. Войдя в нижний храм, справа мы увидим иконостас из белого мрамора, слева же — «камень помазания», на котором лежит Святая Плащаница. Над камнем возведена красивая резная сень.

Пройдя вдоль храма в его восточную часть, мы попадём в придел Ангела. Там мы увидим большой красный камень. Этот красный гранит — аналог камня, которым завалили вход в Гробницу Господню. В его верхней части — частица подлинного камня из Иерусалима, завалившего кувуклию. Стены расписаны изображениями событий Воскресения Христова.

Пройдя придел Ангела, можно попасть в главную святыню скита — пещеру святого Гроба Господня. Здесь воссоздано подобие Живоносного Гроба Господня, на котором покоится плащаница и частица Гроба Господня в серебряной оправе. Над камнем смертного ложа — семь лампад. Неровный и мерцающий их свет, соединяясь со слабым светом из окон, создаёт ощущение пещеры в скале, заключённости и заточения, это место сна и смерти.

По контрасту с этим местом, где ощущаешь некий священный трепет и страх, преклонение пред святостью и скорбь, верхний храм полон особой радости и ликования. Здесь весь год (кроме Страстной Седмицы и периода от Вознесения до Троицы) служат Пасхальный канон. Ведь Христос, воскреснув, подарил надежду избегнуть смерти и тлена!

Далее экскурсия по скитам Валаама продолжается по Главной монастырской дороге. Примерно через километр от Воскресенского мы увидим Гефсиманский скит. Здесь посетим церковь Успения Богородицы, небольшую часовенку «Моление о чаше», а поднявшись на гору Елеон, можно увидеть Вознесенскую часовню.

Церковь Успения Богородицы — основное сооружение скита. Окончательно построена она была в 1911 году. Интересно, что именно в ней наиболее полно воплотился дух русского Севера, так как подобные постройки клетского типа популярны именно на севере Руси. В западной части церкви — двухъярусная колокольня, имеющая восьмигранное шатровое завершение и главку-луковку. Прямо напротив церкви — живописная деревянная часовня «Моление о чаше». Она вся резная, словно изящная драгоценная чаша. За часовней — Никоновское озеро. Если пройти от Гефсиманского скита на запад, попадёшь в Малую Никоновскую бухту. Её правый берег — гора Елеон. Это скала высотой 40 метров, на вершине которой находится деревянная Вознесенская часовня, а у подножия — гранитный поклонный крест. Часовня пятиглавая, а основа её — сруб, как было принято в деревянном зодчестве. Сруб обшит тёсом. Часовня с очень красивым, украшенным резьбой крылечком — место покоя, молитвенного созерцания и любования видами Ладожского озера и острова.

Далее экскурсионно-паломнический маршрут может быть продолжен до Коневских (Игуменских) озёр. Совсем недавно здесь был восстановлен скит в честь иконы Коневской Богоматери, разрушенный в 1950-е годы.

Озёра также очень красивы, их три: Игуменское, Мустоярви и Оссиево. К северу от самого большого из озёр, Игуменского, растёт роща сибирской лиственницы. Целебные деревья дарят этому месту уникальные оздоровительные свойства. Есть здесь и смотровая площадка, поднявшись на которую можно увидеть панораму озёр и лесов Валаама.

Ещё километр пути, и вы сможете увидеть ферму монастыря, стоящую на берегу озера Сисяярви. Здесь есть коровник, птицеферма и форелевое хозяйство. А ещё через километр вы достигнете Большой Никоновской бухты.

Всего же на Валааме известно около 10 скитов. Кроме тех, что уже упоминались, наиболее почитаемы ещё несколько самых старинных и намоленных. Скит Всех Святых — самый первый из построенных на Валааме. Женщины могут попасть в него лишь раз в году — в первое воскресенье после Троицы или же в другие дни по особому благословению.

Никольский скит с храмами Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина, построенными в середине XIX века. Интересен вновь построенный (в 2007 г.) Владимирский скит. Его архитекторы — Андрей Анисимов и Татьяна Ефимова — задумали все здания скита выполнить как единый ансамбль, связать их общностью идеи и архитектурного замысла. И это им вполне удалось. Привлекает внимание храм святого равноапостольного князя Владимира, возведённый в полном соответствии со всеми традициями древнерусского зодчества, но с использованием элементов модерна. На цокольном этаже храма находится музей истории Валаамского монастыря.

Как самостоятельно добраться на Валаам

До Валаама проще и ближе всего добраться из города Сортавала. Сделать это можно на «Метеоре», который отправляется от городского причала, время отправления: 9:00, 11:00 и 13:00; время в пути до Валаама на «Метеоре» — около 50 мин. Назад в Сортавала «Метеор» отправляется в 13:00, 15:00 и 17:00. Можно отправиться на Валаам и на теплоходе, но это немного дольше (порядка 2-3 ч.), зато появляется возможность увидеть острова-шхеры Ладоги, т.к. скорость движения судна это позволяет. Расписание может измениться, если наступит ненастная погода или не наберётся недостаточное количество пассажиров. Добраться до Валаама можно также из Санкт-Петербурга и Приозёрска, однако увеличивается время в пути.

Прокладывая туристический маршрут по острову, следует учесть его довольно большие размеры. «Метеоры» прибывают в Монастырскую бухту. Оттуда совсем недалеко до мужского Спасо-Преображенского монастыря. До скита Всех Святых, удалённого от монастыря, можно добраться на автомобильном транспорте, поскольку на Валааме есть и такси, и автобусы, и маршрутные такси. Называются они очень интересно «Валаамское такси» и «Монастырская маршрутка». Можно на острове и остановиться на ненесколько дней. Наиболее доступна гостиница «Игуменская», а также теплоход «Адмирал Кузнецов», используемый в качестве гостиницы.

Валаам не оставит равнодушным никого. Это место свято не только для христиан, но и для всех, кто искренне восхищается трудами людей, преобразующих суровую северную землю в райское место на земле, а также для тех, кто ищет первозданную нетронутую красоту. Камни и сосны, охватившие их своими цепкими корнями, мхи и яблони, прекрасное величественное озеро с летающими над ним чайками надолго запомнятся всем, кто посетил Северный Афон, как нередко называют Валаам.

Небольшой островок Дивный, который лежит к югу от святого острова Валаам, является частью Валаамского архипелага и административно относится к Сортавальскому району Республики Карелия. Объяснения происхождения названия острова очень разные. По одной из версий, своё говорящее название остров получил в силу того, что он был «предивно» устроен. Согласно старинным записям, остров подобен строгой и неприступной крепости, гордо возвышающейся посреди спокойных вод.

Иногда остров называют по-другому — Девичий, но это, по-видимому, результат неточного перевода с финского языка. Поскольку этот регион обследован был ещё в начале прошлого века Николаем Рерихом, то и этот остров прославился благодаря его исследованиям.

Художник и учёный утверждал, что на острове находится языческое капище. И в самом деле, на плоской вершине острова, заросшей буйной травой, можно разглядеть каменный круг-кромлех, посреди которого в XV веке монахи Валаамского монастыря поставили крест. Этим можно объяснить и происхождение названия острова.

Возможно, здесь наблюдали в старину дивные, чудные явления, связанные с наличием языческого капища. А возможно, название — память о «дивьих людях», что жили на острове под землей. У саамов, финнов, карелов, да и в русских народных преданиях часто встречается упоминание о таком народе. Даже в наше время некоторые туристы, заночевавшие на острове, разведя костёр, приманивали на его свет хранителя кромлеха, чей визит оставлял у них тяжёлое ощущение.

Любителям военной истории наверняка приглянётся ещё один остров Валаамского архипелага, он даже называется Оборонный (Сухой). Когда-то тут была линия финской обороны, поэтому до сих пор здесь можно увидеть финские доты, фортификационные укрепления, стрелковые ячейки. Сохранились и казармы, и ходы, прорубленные в скалах.

Остров Валаам на карте

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free