Главная  /  Москва  /  Оружейная палата

Оружейная палата


Если войти на территорию Московского Кремля через Боровицкие ворота, то сразу слева обращает на себя внимание величественное, богато декорированное строение. Это Оружейная палата Московского Кремля. Здание, несмотря на своё «военное» название, никогда не исполняло оборонительных функций, а в течение многих лет служило хранилищем сокровищ русских царей. Сейчас это музей, где на обширной экспозиции выставлена коллекция уникальных дорогих вещей, имеющих большую историческую и культурную ценность.

Двухэтажное строение является продолжением Большого Кремлёвского дворца, образует с ним единый архитектурный комплекс. Весь облик здания — свидетельство модных тенденций строительства середины XIX века. В то же время отчётливо просматривается стремление соблюсти сходство внешнего оформления с традициями русского средневекового зодчества. Внутренняя схема расположения помещений выполнена по схеме анфиладного типа, что очень удобно как для хранения, так и выставки ценностей.

В допетровские времена государственные службы назывались «приказами». Оружейная палата в Московском Кремле именовалась так же вплоть до 60-х годов XVI века. Российские цари владели большим богатством, его нужно было где–то хранить, желательно поближе к трону. Со времени царствования Ивана III сокровища свозили в специальное здание, располагавшееся рядом с Дворцовой площадью, между двух соборов — Благовещенского и Архангельского. Поначалу хранилище ценностей называли Большой казной. Позади него располагались помещения Оружейного приказа, Конюшенного приказа, здание Запасного приказа, Палаты государевых мастеров и мастерская царицы. В комплексе все строения именовали Казённым двором.

Кроме функции хранения царских регалий, экипажей и ценностей, в Оружейной палате действовал, по сути, настоящий производственный комплекс, здесь работали лучшие русские мастера-оружейники, резчики по железу, кости, дереву, шитью знамён, столяры и специалисты по изготовлению доспехов.

Следует особо отметить значение иконной мастерской Оружейной палаты, вклад её мастеров в развитие русской живописи, распространение новых художественных веяний на всю страну. В своё время руководителем мастерской был знаменитый иконописец Симон Ушаков.

Должности руководителей приказов и палат Казённого двора считались в тогдашней иерархии высокими и почётными, на них назначались дворяне, пользующиеся исключительным доверием государя. Интересно, что должность царского оружничего (главы Оружейного приказа) в годы правления Алексея Михайловича, занимал Г.Г. Пушкин — предок великого поэта.

Пётр Великий предпринял первые попытки реформирования казнохранилища и оружейных мастерских в музеи. Сенат, в ведении которого теперь находилась палата, издал в 1732 году специальный указ, предписывающий, во-первых, передать ценные, старинные, уникальные предметы из других коллегий на хранение в Мастерскую Оружейной палаты; во-вторых, свозить сюда же все вновь найденные, курьёзные и редкие вещи. Так формировалась основная экспозиция.

Москва часто горела, опустошительный пожар 1737 года нанёс значительный ущерб сокровищнице. К сожалению, в огне погибли трофеи, взятые в ходе полтавского сражения. Уцелевшие вещи перевезли в Теремный дворец Кремля.

Здание нового казнохранилища построили по указу Александра I, оно заняло место бывшего Конюшенного приказа на Сенатской площади. В тревожный для Москвы 1812 год, сокровища палаты покинули столицу, их перевезли в Нижний Новгород. Только в 1814 году экспонаты Оружейной палаты вернулись в новое здание. Историки отмечают, что оно слабо подходило для хранения ценностей, помещения не отапливались, сырость и холод плохо влияли на деревянные, железные и тканые экспонаты.

Строительство новой Оружейной палаты император Николай I поручил знаменитому архитектору К. Тону. Работы начались в 1849 году, и уже в 1851 году здание было готово к приёму экспонатов. Поскольку часть сооружения занимает склон Кремлёвского холма, оно имеет высокую цокольную часть. Внешний контур палаты повторяет границы стоявшего здесь некогда Конюшенного приказа. К. Тон оформил здание в присущей ему манере множеством колонн, они украшают весь второй этаж. Чтобы придать более «славянский», «восточный» вид, их богато декорировали резьбой и орнаментом. Изображающие русских царей и князей медальоны, сделаны Ф. Шубиным. Ими изначально предполагалось украсить Чесменский путевой дворец.

Экспозиция Оружейной палаты

Два этажа музея разделены на девять залов, каждый посвящён отдельной тематике. На первом этаже представлена уникальная коллекция царских экипажей и карет. Всего здесь 24 экспоната, но они объёмны, поэтому занимают большую часть выставочной площади нижнего этажа. Вблизи отчётливо видна тонкая резьба, умелая позолота, мастерская комбинация разных материалов. В то же время поражает техническая проработка конструкции, точный расчёт прочности в сочетании с устройствами, обеспечивающими плавность хода. Такие вещи делались в единичных экземплярах, их производство требовало массу времени и дорогих материалов. В старину такие экипажи стоили целое состояние.

Остальная часть первого этажа отдана под экспозицию предметов облачения русской знати и царствующей фамилии разных эпох. Великолепные коронационные одежды, пышные костюмы для «большого выхода», церковные ризы из золотой парчи, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, отлично сохранились, несмотря на прошедшие века.

В залах второго этажа представлено то, ради чего люди стремятся в Оружейную палату Кремля. Здесь воочию можно увидеть главные экспонаты музея — царские сокровища. Рассмотреть на расстоянии вытянутой руки головной убор, начиная с XII века знаменующий высшую власть — шапку Мономаха — дорогого стоит. Веками именно шапки, а не короны символизировали достижения и власть России. Сибирская, Казанская и другие представленные в экспозиции шапки отражают экспансию государства на восток, приобретение новых территорий.

Официальный сайт Оружейной палаты

https://armoury-chamber.kreml.ru/

Время работы

С 10:00 до 18:00, ежедневно, кроме четверга. Купить билет можно в кассах, которые работают с 9:00 до 16:30.

Доспехи, холодное и огнестрельное оружие составляют основу отдельной экспозиции. Турнирные средневековые доспехи, конная статуя рыцаря в полном боевом облачении, трофеи, взятые на полях битв, ратная царская экипировка — всё это редкие, искусно выполненные предметы, имеющие большую историческую и художественную ценность. Люди, несведущие в типах и видах холодного оружия, могут расширить свои представления об этих предметах. В музее представлены не только сабли и мечи, но также булавы, рогатины, протазаны, шестопёры и прочие смертоносные орудия ближнего боя. Пистолеты, пищали, мушкеты, другое огнестрельное оружие сделаны известными мастерами, инкрустированы слоновой костью, перламутром, драгоценными металлами и камнями.

Интересна коллекция наградных предметов. Оказывается, до Петра I в этом качестве использовали драгоценную кухонную утварь — кубки, другую посуду и оружие, наиболее ценные из них выставлены в экспозиции. Ордена как знаки отличия появились только в начале XVIII века, лучшие их образцы также выставлены на обозрение.

Чтобы представить уровень музейного собрания Оружейной палаты приведём описание лишь некоторых экспонатов.

Яйца Фаберже

В мастерских Карла Фаберже создано 58 декоративных яиц. Большинство из них хранятся в разных музеях и частных коллекциях — по одному, по два, а здесь — сразу десять. Заказчиком пасхальных яиц выступала царская фамилия, поэтому драгоценных материалов на их изготовление не жалели. К примеру, на яйцо, посвящённое 300-летию династии Романовых, пошли алмазы и бриллианты, золото и пурпурин, кость. На поверхности яйца выполнены восемнадцать великолепных миниатюр русских царей. Мастера Фаберже славились точным воспроизводством деталей в малом масштабе. Яхта «Штандарт» — «сюрприз» одноимённого пасхального яйца, вставлена в сферу из горного хрусталя. Она выполнена из золота в мельчайших подробностях. В точности выполнены все детали судна, развевающиеся штандарты и даже крутящийся руль. При этом размеры модели: в высоту — 2 см; в длину — 7,5 см.

Иранский щит

Парадный доспех работы персидского мастера Зернишана, жившего в XVI веке. Исключительно качественное и красивое изделие. Издали кажется что на поверхность щита нанесены косые радиальные золотые полосы. Только в близком рассмотрении оказывается, что это 42 линии узоров связанных сюжетом, они включают в себя травные и абстрактные узоры. Впечатляют точностью деталей изображения животных, их здесь насчитали 25 видов. Сложно представить сколько кропотливого труда и времени ушло на изготовление этого шедевра. Недаром в описи царских щитов этот идёт под первым номером.

Корона Анны Иоанновны

Царский венец — плод работы группы русских ювелиров и мастеров золотых дел, сделан под руководством С. Ларионова и Н. Милюкова в 1730 г. Основа изделия — серебряные позолоченные дуги. Боковые выпуклые доли украшены 2,5 тыс. алмазов, турмалинами и рубинами. Самый большой камень (турмалин) весом в 100 г венчает корону. Примечательно, что венец после коронации Анны Иоанновны, сразу был сдан на хранение в Оружейную палату. Он изымался оттуда только однажды, на церемонию коронации императора Николая I в Польше.

Отличие Оружейной палаты от других музеев–сокровищниц (например, Золотых кладовых Эрмитажа) заключается в том, что здесь представлены драгоценные вещи, свидетельствующие о возвышении средневековой России. В этом плане коллекция, представленная здесь, поистине бесценна.

Оружейная палата на карте Москвы

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free