Главная  /  Россия  /  Карелия  /  Кижи  /  Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (Кижи)


Испокон веков плотники на Руси ставили такие срубы, которые были основой изб, амбаров, хозяйственных построек и, конечно, храмов. Срубы ставили из хвойных деревьев, чаще всего из сосен. Выбирали смолистые, выросшие на сухой почве деревья, затем их просушивали и только после этого пускали в дело.

Для храмов выбирали особенно ценные и стройные деревья. Срубы ставили без единого гвоздя, вырубая в брёвнах специальные пазы, в которые затем укрепляли поперечные брёвна. Так собирался сруб. Назывался он так ещё и потому, что плотник работал только топором, не используя пилу (пила разрушает структуру волокон древесины). Для изб, как правило, рубили срубы-четырёхстенки.

В основу церкви Преображения Господня на острове Кижи положен восьмерик. Но с четырёх сторон, строго по сторонам света, к нему пристроены прирубы. Наши предки называли такую церковь «круглой», иначе о ней ещё говорили — «храм о двадцати стенах». Сфера — символ божественной гармонии, завершённости, высшего совершенства, к которому стремились зодчие. На восьмерике-основании стоят ещё два восьмерика поменьше.

И восьмерики, и прирубы покрыты очень необычно, в русской архитектуре это называется «бочка». Прирубы заканчиваются двухступенчатым покрытием, на каждой ступеньке «выросла» бочка с главкой (получаем два ряда главок, расположенных по сторонам света, всего же — восемь), далее, ещё выше — третий ярус храмовых главок, он стоит непосредственно на основном, главном и центральном восьмерике (их также восемь). На втором восьмерике поставлено всего четыре главы. Мы видим, таким образом, 20 глав. Двадцать первая, центральная, венчает самый маленький верхний восьмерик. А над алтарным прирубом стоит ещё одна, двадцать вторая главка. Бочки больше всего напоминают кокошник русской красавицы, а ещё киль корабля. Непосредственно из бочки и вырастает главка храма. Такие бочки с главками-луковками, словно живые, вырастают из «тела» храма, как семейка грибов.

Именно это — естественность, простота (кажущаяся), природность Преображенскго храма делают его столь прекрасным. Создаётся ощущение, что это восьмое чудо света естественного происхождения, а не сотворенное руками русских мастеров. Что же так потрясает при взгляде на это рукотворное чудо? Удивительный скользящий ритм, вызывающий ощущение плавной величественной мелодии, церковного хорала, звучащего посреди суровой северной природы Онеги.

Талант русских мастеров создал удивительный единый организм, в котором всё продумано так, что это огромное количество архитектурных деталей не распадается, здесь всё рождает чувство единения, сплочённости, соборности. Именно это лучше всего передаёт те чувства, которые создавали русскую духовность.

Великолепно крыльцо церкви. Оно всегда считалось своего рода трибуной, обращённой к прихожанам, к погосту, к озеру и величественной природе Онеги. У Преображенского храма крыльцо двухмаршевое, оно смотрится очень нарядно и торжественно, что соответствует его роли. Над нижними площадками крыльца поставлены двускатные кровли, их столбики — красивые, резные, словно в сказочном тереме. Верхнюю площадку в старину называли «рундук». Под неё подведены крепкие брёвна, их семь, которые смотрятся тоже очень живописно.

Крыльцо имеет одну общую двускатную кровлю, которая архитектурно объединяет всё торжественное сооружение и обеспечивает защиту от непогоды, весьма нередкой в этих суровых северных краях. Крыльцо украшено деревянными резными подзорами — словно деревянное кружево, сплетённое мастерами-плотниками.

Плотники создали целую поэму из дерева. О храме часто говорят, как о чудесном творении мастеров без единого гвоздя. На самом деле это не совсем так. Гвозди использовали при креплении лемеха — так называются красивые резные пластины, которыми перекрыты бочки, кровли и главки церкви.

Как же мастера создали такое покрытие, которое защищало от дождя, снега и льда? Ведь их инструменты предельно просты — топор, долото, сверло, которое называли на Руси пёрка, скобель, отвес.

Всё дело в мастерстве, в искусстве так уложить гладкие осиновые пластинки лемеха, чтобы вода не просачивалась внутрь, а стекала с одной пластинки лемеха на другую. Разными могут быть завершения пластинок — круглые, заострённые или ступенчатые. Последние пластинки лемеха смотрятся особенно красиво и затейливо, их ещё называют городчатыми или городковыми. Именно такие пластинки покрывают и Преображенский храм, и Покровский, что стоит рядом с ним. Такими пластинками русские мастера научились покрывать очень сложные криволинейные поверхности, делая их не только красивыми, но и долговечными. Гладко отполированная древесина осины переливается цветами света, отражённого в ней — золотого на закате, серебряного лунного.

В пасмурные северные деньки кровля кажется серебряной, что немало поражало иностранцев, проплывавших мимо Кижского погоста в старину, слухи о богатстве даже скромных русских сельских храмов расползались по миру! Но войдём в сам храм через пятигранный вход-портал. Мы, как это водится на севере, попадём сначала в сени. В этой галерее можно отдохнуть приезжим, дождаться службы, здесь есть широкие и удобные лавки. Здесь царит полумрак, оконца небольшие, косящатые.

Войдём в главное помещение церкви. Оно светлое, взгляд свободно скользит вверх, в купол, или «небо», как его называли на Руси.

Раньше, согласно русским традициям украшения православных деревянных храмов, веером от центрального круга расходилось шестнадцать икон. К сожалению, они утрачены в годы Великой Отечественной войны. Сохранились балки, на которых держались когда-то утраченные иконы. Они покрыты белым грунтом, а поверх расписаны растительным орнаментом, очень красивым и жизнерадостным. Роспись удивительно разнообразна и фантастична.

Иконы Преображенской церкви в Кижах

Иконостас, к счастью, сохранился. Он, правда, сделан уже позднее — во второй половине XVIII века. Иконостас весь резной, колонки и карнизы покрыты виноградными лозами и листьями, гроздьями и ажурными орнаментами. Иконы в иконостасе разные по времени написания. Некоторые кажутся чересчур искусно и виртуозно написанными — с жёсткими чёткими очертаниями фигур святых и обилием позолоты, что не вяжется с простотой и естественностью Преображенского храма. Наиболее ранние иконы находятся в нижнем ряду иконостаса. Это «Зосима и Савватий в житии», «Георгий в житии», «Преображение», икона с изображением Авраама и Сары. Самой древней считается икона «Преображение», её относят к XVII веку. Считается, что она стояла ещё в старой, сгоревшей церкви, чудом уцелела и была перенесена во вновь отстроенный храм.

Икона с изображением Авраама и Сары более поздняя, она очень интересна, немного напоминает лубочную картинку. В ней так много простоты и безыскусственности чисто житейского рассказа, что кажется, будто иконописец изображал знакомых ему крестьян.

«Зосима и Савватий» — икона с рассказом о жизни святых, создавших Соловецкий монастырь. В её житийных клеймах можно увидеть множество интереснейших подробностей и деталей — и корабли среди бурных волн, и рубка леса, и построенные избы.

Прекрасно и «Чудо Георгия». Георгий храбр и элегантен, настоящий рыцарь, а в клеймах столько подробностей его жизни, что их хочется рассматривать долго-долго.

Церковь Преображения Господня на карте Кижи

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free