Главная  /  Израиль  /  Кейсария. История

Кейсария


На вопрос, что собой представляет Кейсария (Caesarea), разные люди ответят по-разному. Одни скажут, что это элитный город с дорогими виллами. Другие упомянут рестораны и пляж с мягким песком и потрясающе тихим, непохожим на себя, Средиземным морем. Третьи вспомнят необычный музей с подлинными вещами Сальвадора Дали. А четвёртые констатируют: это же музей под открытым небом. И все будут правы.

Здесь в 586—332 гг. до н.э. было финикийское поселение, выбранное по причине наличия заливов и мелких полуостровов, где было удобно причаливать судам.

Великолепие нового города бросалось в глаза приближающимся с моря: облицованные мрамором дома, стоявшие полукругом, величественный храм со статуями Ромула и Цезаря.

Город снабжался пресной водой из Эйн Шоми с помощью гигантского акведука, что протянулся стеной-аркадой дугообразной формы. Это был тот самый «водопровод, сработанный ещё рабами Рима». Позже появилась более сложная и разветвлённая система водоснабжения с керамическими трубами, доставлявшими проточную воду в каждый дом. Была хорошо продумана и канализационная система, уносящая нечистоты в море.

Порт, площадь которого со всеми внутренними гаванями составляла более 90 тыс. м2, был сделан с такой технической изобретательностью, что поныне вызывает восхищение специалистов.

В ареал порта входили: мол с маяком, погрузочные краны, верфь, складские помещения, пассажирская контора. От шторма гавань ограждала гигантская стена шириной в 60 м.

Что касается населения города, то оно было смешанным. Основную массу составляли евреи и сирийские греки, между которыми постоянно возникали конфликты. Один из них, в основу которого лёг спор о праве прохода мимо городской синагоги, стал прологом еврейского восстания против римлян в 66 г., вошедшего в историю как Первая Иудейская война. В данной точке оно было вскоре подавлено римскими легионерами, квартировавшими на основной базе в Кейсарии.

После того как восстание было подавлено во всей стране, Кейсария стала столицей Иудеи, бывшей в то время римской провинцией, а жители, оказавшие помощь в борьбе с повстанцами, получили немало налоговых послаблений.

В 128 г. город сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и сюда вновь потянулись евреи, в том числе многие законоучители, составители и толкователи Талмуда. Здесь закончил свой жизненный путь знаменитый рабби Акива.

Уже в I в. н.э. здесь появились первые христиане: апостол Пётр произвёл первое крещение язычника, римского легионера Корнелия.

В III — IV вв. н.э. здесь находился один из главных церковных центров Палестины с христианскими школами, что славились во всём мире, а библиотека, где хранились ранние рукописи Библии и оригинальная версия Евангелия от Матфея, насчитывала свыше 30 тыс. томов.

И, несмотря на завоевания арабов (VII в.), городу удалось сохраниться вплоть до XIII в. Далее история приводит нас в XIII в., во времена Людовика IX, когда город стал истинной крепостью с высокой мощной стеной, мощными башнями и стенами, по всей длине которых находились тайные отверстия для выхода в ров, окружавший это место.

К тому времени из-за геологических проблем участок морского дна у берега стал оседать, превратился в опасную ловушку для кораблей, а потом и вовсе пришёл в негодность. Тогда крестоносцы поставили волнорез из столбов, оставшихся от старых римских построек.

Кстати, о крестоносцах, что разграбили город по полной программе. Среди прочей добычи, попавшей им в руки, была чаша, отлитая из зелёного стекла. Они почему-то решили, что это знаменитая чаша Святого Грааля, которую апостол Филипп некогда привёз в Кейсарию.

После разрушения мамелюками недавно процветавшее место превратилось в руины. Порт обмелел и затянулся тиной, акведуки засохли, сады зачахли. А из порта потянулись корабли с награбленным добром. Чего только не тащили! Даже колонны, статуи, камень.

«Нет на земле другого места, где разрушения привели бы к такому резкому контрасту между великолепием в прошлом и запустением в настоящем», — с горечью писал в своих заметках один из путешественников, посетивший эти края в конце XIX в.

Город простоял в руинах несколько столетий. Лишь в конце XIX в. турки восстановили разрушенную крепость крестоносцев, организовали в ней административный центр и выделили земли мусульманским беженцам из Боснии, которые основали поселение, занялись сельским хозяйством и рыболовством.

В один из своих приездов в Эрец-Исраэль барон Эдмонд Ротшильд побывал в Кейсарии и решил возродить былую красоту. «Я хочу купить эти земли и построить на них еврейскую Ривьеру», — сказал он и начал приводить слова в исполнение. Но не успел. Его мечту во второй половине XX в. стал претворять в жизнь внук, предложивший программу раскопок и реставрационных работ.

Сегодня там, где происходили вышеописанные события, — Национальный парк, территория которого простирается от города крестоносцев на севере до римского театра на юге.

Смотрите также:

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free