Главная  /  Израиль  /  История Акко

История Акко


Город Акко (Acre), исключительно удачно расположенный (с одной стороны — море с прекрасными гаванями, с другой — перекрёсток дорог), за тысячелетия своего существования повидал немало, ибо всегда был лакомым кусочком для завоевателей.

Кто и когда его основал — сказать трудно, ибо его исторические корни исключительно глубоки. А первый вещественный документ с упоминанием этого места — клинописное письмо на глиняной табличке (XV в. до н.э.), которое направил наместник египетского фараона Тутмоса III своему повелителю.

В эпоху Израильского царства Акко принадлежал финикийцам, несмотря на то что номинально при Разделе земель между Израилевыми коленами достался колену Ашера. Потом здесь властвовали ассирийцы, персы. А в 332 г. до н.э. в этих местах появился Александр Македонский. Город вошёл в состав греческой колонии. А через девять лет после этих событий, когда Палестина оказалась под властью египетских царей из династии Птолемеев, Акко был переименован в Птолемаиду.

  • акко
  • акко старый город
  • израиль акко
  • достопримечательности акко
  • фотографии акко
  • акко фото

Их примеру последовали селевкиды, властвовавшие в этих краях с 219 г. до н.э. Теперь глазам прибывавших сюда открывалась Антиохия. В честь Антиоха Великого.

Следующая страница в истории Акко — присоединение в 52 — 54 гг. до н. э. к Римской империи усилиями Помпея. А через четыре года Юлий Цезарь превратил город в крупный порт. И после этого Акко ещё оставался римской провинцией, славился рыбаками и мореплавателями, многие из которых были евреями, вернувшимися в этот город и образовавшими свою общину. Рынок в Акко, предлагавший покупателям любую рыбу, входил в число трёх самых известных в стране. Даже сложилась поговорка: «Со своей рыбой в Акко не ездят».

С появлением христианства в Акко образовалась небольшая христианская община, которую, согласно Новому Завету, посетил апостол Павел.

Процветание этого места закончилось с завоеванием его в 614 г. персами, а потом арабами. Город, вновь переименованный и ставший Акко, мало кого интересовал, а потому разрушался. Но во второй половине IX в. порт восстановили, и определилась задача привлечения мусульманских паломников.

С этой целью родилась байка о том, что именно в этих краях поселился первый человек, изгнанный из рая. «Экскурсоводы» показывали места, где Адам якобы занимался земледелием. А для убедительности рядом поставили мечеть, около которой обнаружилась могила мусульманского пророка наби Салаха, что, согласно Корану, был послан распространять ислам.

В XI в. в Палестину пришли крестоносцы во главе с Балдуином I. Сначала они заключили с жителями Акко соглашение, согласно которому обязались не трогать город в обмен на поставляемые продукты, воду и дань в виде налогов. Такое мирное сосуществование продлилось пять лет. А потом аппетиты крестоносцев увеличились. Понадобился в стратегических целях аккский порт.

Принимавшие активное участие в завоевании города генуэзцы, поддержавшие нападавших с моря, получили в автономное владение часть города и окрестностей. Они имели своего консула и собственные меры веса и длины, ходившие внутри автономии. Сами же крестоносцы, развернув бурную деятельность, понастроили церквей и монастырей (в частности, монастырь св. Магдалины, куда принимали кающихся женщин).

Но в 1187 г. после разгрома крестоносцев Саладином у Карней-Хиттима христиане были изгнаны из Акко, город заполонили мусульмане. Однако в 1191 г., во время 3-го Крестового похода, здесь появилась коалиция, состоящая из французского короля Филиппа II Августа, австрийского герцога Леопольда V и английского короля Ричарда Львиное Сердце. И снова маятник истории отклонился в сторону европейцев, которые назначили это место своей сто-лицей в Палестине. В честь многочисленных монахов-госпитальеров, служивших святому Иоанну Иерусалимскому и построивших здесь постоялые дворы и лечебницы для паломников, город нарекли Сен-Жан д'Акром.

И это было не случайно. В их понятии именно здесь находился центр мира, в котором встречаются три материка — Европа, Азия и Африка. «Точка соприкосновения» — Мушиная башня (Migdal Ha-Zvuvim), что и сегодня торчит из моря чёрной скалой.

Обосновавшиеся здесь рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров (позже тевтонцев) окружили город высокой каменной стеной с башнями у ворот и цитаделью. Разрушив мечеть, возвели на её месте кафедральный собор Св. Креста (Santa Crux). Город выглядел в лучших традициях средневекового зодчества, о чём говорит в своем «Описании Святой земли» немецкий священник Людольф фон Зухем. Он рассказывает о многоэтажных домах, сложенных из квадратных тёсаных камней, со стеклянными окнами, складах, больницах, административных зданиях, множестве (более 40) церквей, 23 монастырях.

В богатом и красивом Сен-Жан д'Акре кипела жизнь, шла активная торговля разнообразными товарами, которые привозили корабли из Сирии, Малой Азии, Дальнего Востока. А чтобы с иноземными гостями легче было общаться, прибывший сюда Франциск Ассизский организовал школу переводчиков. В ней, кроме языков, обучали обычаям стран Востока и основам ислама.

Христиане в Акко весьма терпимо относились и к мусульманам, и к евреям, ибо были заинтересованы в них экономически. А потому здесь имелись и мечети, и синагоги. Благоприятная атмосфера даже привлекла сюда еврейских мудрецов из Европы.

А вот между собой представители разных христианских орденов, которых здесь собралось немало, никак не могли поделить сферы влияния. Это нередко приводило к серьёзным конфликтам, заканчивающимся кровопролитиями. И, в конце концов, междоусобицы сыграли немалую роль в том, что в 1291 г. город крестоносцев пал под напором мамелюков, руководимых султаном аль-Ашраф Халилем.

После пятинедельной осады часть крестоносцев, попавших в плен, была превращена в рабов и продана на невольничьих рынках. Остальных же вместе с еврейским населением просто вырезали. Разрушенный город на столетия превратился в небольшую рыбацкую деревню.

Мало что изменилось здесь с появлением в XVI в. турок. Правда, в начале XVII в. управлявший городом друз Фахр-ад-Дин и начал понемногу отстраивать город, а в XVIII в. бедуинский шейх Захир ал-Омар ал-Зайнуди, который, восстав против турок, завоевал Галилею и сделал сначала своей столицей Тверию, а затем Акко, всерьёз занялся этим населённым пунктом.

Этот человек, которому турки присвоили титул «шейха Акко, эмира эмиров, губернатора Назарета, Тверии и Цфата и шейха всей Галилеи», на базе остатков строений крестоносцев в 1721 г. восстановил крепостную стену, оживил работу порта, вновь открыл рынки.

Новый правитель вполне сносно относился к христианам, и к евреям, которые жили хоть и небогато, но относительно спокойно.

Только город, вновь ждали перемены. Под тем предлогом, что в Акко заходят пиратские корабли Мальты, турки командировали туда армию под началом Аль-Джазара, личности столь неординарной и интересной, что о ней просто необходимо рассказать подробнее.

Тем не менее имеется нечто, позволяющее вспомнить его добрым словом. Так, в 1775 г., став пашой (губернатором) Акко, коим оставался до самой смерти, он поднял город из руин, оставленных мамелюками. Правда, сделал всё на свой лад. На месте христианских церквей возвёл мечети (самая крупная мечеть, носящая его имя, является второй по величине в Израиле), построил турецкие бани, рынки, постоялые дворы (ханы). А для себя — прекрасный дворец.

Он укрепил город прочными стенами, перед которыми вырыл глубокие рвы, окружил насыпью — рампой, возвёл такую мощную крепость, что Наполеон, подойдя к городу, не сумел его взять и отступил после девятинедельной осады.

Бонапарт потом не раз вспоминал с сожалением об этом поражении. В 1805 г., накануне Аустерлицкого сражения, сделал следующую запись: «Если бы я тогда взял Акко, то стал бы императором Востока и вернулся бы в Париж через Стамбул».

Впрочем, считается, что поражение французов — немалая заслуга двух людей, служивших при дворе Аль-Джазара. Английского адмирала Сидни Смита, что перехватил в море артиллерийский транспорт Бонапарта, а свою собственную артиллерию перекинул в крепость, а к тому же усилил гарнизон 20 тысячами штыков, и финансового советника паши Хаима Фархи.

Далее события развивались так. В 1831 г. город был завоёван египетской армией Ибрагима-паши, но уже в 1840 г. при солидной поддержке ведущих европейских держав был возвращён Турции, под властью которой находился до 1918 г., когда город заняли Английские войска генерала Алленби и он стал административным центром в рамках северного округа.

Когда началась Война за независимость, Армия обороны Израиля подошла к городу с севера, к той самой горке, с которой Наполеон 150 лет назад пытался захватить город. Взятие Акко было одной из наиболее смелых операций Хаганы. После двухчасового боя арабы подняли белый флаг.

17 мая 1948 г., на третий день Войны за независимость, в ходе операции «Веn Ami» Акко заняли силы Хаганы. И снова, в который раз, перевернулась страница истории.

Смотрите также:

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free