Главная  /  Россия  /  Ярославль  /  Экскурсия по Ярославлю

Экскурсия по Ярославлю


Начнём маршрут от Богоявленской площади (местное название — Подбелка) перед Спасо-Преображенским монастырём.

Сюда от вокзала Ярославль-Главный можно добраться на троллейбусе № 6 и маршрутках (15 минут). Прогулка пройдёт по территории, которую Ярославль занимал до XVII века. Здесь практически полностью сохранилась историческая застройка. На площади стоят памятник Ярославу Мудрому (1993, скульптор Олег Комов) и Богоявленская церковь (1684—1693, архитектор Алексей Турчанинов) — первая на нашем маршруте т.н. «ярославского стиля» (его отличительные черты — красно-кирпичная основа, зелёная черепица куполов и изразцы на фасаде), в неё стоит заглянуть внутрь из-за фресок. Для того чтобы зайти в монастырь, нужно обогнуть его, спустившись с площади на набережную реки Которосль. Напротив Святых ворот вы увидите Казанскую часовню — памятник ополчению 1612 года (1997, архитектор Г.Л. Дайнов). На берегу Которосли сразу же за часовней — городской пляж.

В городе Спасо-Преображенский монастырь называют кремлём, но это исторически неверно и оправдывается только тем, что могучие белые башни монастыря действительно похожи на кремлёвские. Внутри расположен Ярославский Музей-заповедник (Богоявленская пл., 25). Монастырь на самом деле не действующий, его упразднили ещё в 1787 году по указу Екатерины II. Интересных объектов по сути два: Спасо-Преображенский собор с фресками (1503—1516, открыт только с мая по октябрь) и живая медведица Маша. Собор является старейшей постройкой Ярославля, возведённой на фундаментах совершенно легендарных 1216—1224 годов. Фрески собора выполнены в 1563—1564 годах московскими и ярославским мастерами, иконостас сохранил 13 икон XVI века. В монастыре бывал царь Иван Грозный, а в марте—апреле в течение трёх недель в 1613 году жил царь Михаил Романов на пути из Костромы в Москву. Вплотную к собору примыкает церковь Ярославских Чудотворцев с колоннадой (1825—1831, архитектор П.Я. Паньков) и эффектная звонница (XVI—XVII века с ремонтом 1808—1824 годов). Вдоль стен стоят рядом ризница (1817) и красный корпус монашеских келий (1690).

Что касается живущей в клетке медведицы Маши, то это пиар-проект по символизации ярославского герба — там изображён медведь, которого, по преданию, победил Ярослав Мудрый, когда основывал город, Суть в том, что медведица развлекает народ, лазая по прутьям за яблоками. Ещё в клетке висит шина, что, видимо, призвано напомнить ещё об одной специализации Ярославля — выпуске шин и названном в честь этого местном футбольном клубе «Шинник». Есть и третий, довольно необычный для экскурсии по Ярославлю, но тем не менее отчётливо туристический объект, и это... туалет — самое знаменательное заведение своего жанра на территории РФ. При входе выдают красивый билет, на стенах висят интересные фотографии, на дверках — анекдоты про туалеты. Наконец собственно музей, состоящий из выставки старинных икон, старинного прикладного искусства и экспозиции по «Слову о полку Игореве». Кроме того, есть много интересных вещей, как то: старинный волчий капкан и карета генерал-губернатора XVIII века. Обратите внимание на росписи на темы Апокалипсиса, которые можно видеть на сводах Святых ворот, и наиболее древнее здание комплекса (XVI век) — Трапезную палату.

Выходим из монастыря опять же на набережную Которосли и продолжим экскурсию по Ярославлю. Слева мы видим сначала церковь Михаила Архангела (1658—1682), красно-кирпичную с зелёными изразцами на фасадах, там, кстати, бывают концерты колокольной музыки. Затем церковь Спаса на Городу (1672) и церковь Николы Рубленый город (1695) — обе белые с зелёными куполами. Направо уходит вантовый мостик на остров, находящийся практически в устье Которосли, там расположен городской парк с аттракционами.

Далее, на стрелке Которосли и Волги, на высоком мысе стоит золотоглавый кафедральный Успенский собор (2004—2010, архитектор Алексей Денисов, меценат — бизнесмен Виктор Тырышкин). Собор вмещает более 4 тыс. человек, высота колокольни — 70 метров. За свои гигантские размеры и несоответствие ярославскому архитектурному стилю (он ближе к московскому) собор подвергался критике со стороны ЮНЕСКО. Собор вообще стоял на этом месте с 1215 по 1937 год, но его взорвали и разбили парк культуры. На Стрелке есть также скульптурная композиция «Троица» в честь 1000-летия крещения Руси (1995) с оригинальным прочтением рублёвских ангелов.

Выходим на Волжскую набережную. Сразу же перед нами — небольшой Музей древнерусского искусства «Митрополичьи палаты» (№ 1), который представляет иконы в трёх комнатах. На пятачке также стоят Волжская башня (1658—1669), что осталась от стены Земляного города Ярославля (всего было 16, сохранилось две), и Ильинско-Тихоновская церковь (1825—1832, жёлтое здание в стиле классицизма). Дальше, посмотрев направо, вы можете видеть старый пароход, словно пришедший из кадров фильма «Жестокий романс» — отель «Волжская жемчужина». Музей истории города Ярославля (№ 17/1), расположенный в бывшем доме купца Кузнецова, — добротное, очень высокого уровня, краеведение. В губернаторском доме (№ 23, открыт с мая по сентябрь, 1821—1823, архитектор П.Я. Паньков) находится художественный музей. Воссоздан кабинет губернатора, можно выйти в сад, где очень романтичная атмосфера, которую создают скульптуры и фонтан.

Следующий объект нашей экскурсии по Ярославлю — церковь Николы Надеина (1620—1622), обратите внимание на портал двери, украшенный перламутровыми изразцами, это классика ярославской школы XVII века. Дальше — церковь Рождества Христова (1636—1644) и знаменитая ярославская беседка, построенная в середине XIX века — высокая, белая, со столбами-колоннами. Наконец, весьма популярный и неоднозначный частный Музей «Музыка и время» (№ 33а). Он принадлежит актёру-фокуснику и коллекционеру Джону Мостославскому. Сам хозяин и проводит экскурсии. Правда, всё искупается юмористическими россказнями, музицированием самого Джона, игрой в «Угадай мелодию» и т.д.

Пройдя набережную, мы выходим к т.н. Красному съезду и мосту через него. Внизу — речной вокзал с ажурной башенкой 1970-х годов, а за ним — красно-кирпичная Благовещенская церковь (1688—1702). Над Волгой видны два параллельных моста, уходящих на другой берег: автомобильный Октябрьский (800 метров, 1961—1966, инженер Евгений Уланов) и железнодорожный (1913), на открытии которого некогда был император Николай II. Севернее, на окраине, есть ещё и новый, автомобильно-пешеходный Юбилейный мост (2006—2010). Но нам пора подниматься от набережной вверх, на довольно неуютную Красную площадь. Там стоят памятник ужасно целеустремленному куда-то Ленину, главное здание Ярославского госуниверситета — бывшая гимназия (1900), Дом офицеров (бывшее Дворянское собрание), пожарная каланча (1911) и воссозданный в 2005 году на прежнем месте Демидовский столп — памятник основателю ЯГУ Павлу Демидову.

От Красной площади по Советской улице пройдём на полукруглую Советскую площадь. Ансамбль площади очень разнолик. В самом её центре — церковь Ильи Пророка (1647—1650) с двумя шатровыми колокольнями. Это главный храм Ярославля, по крайней мере в туристическом понимании церковного экстерьера и интерьера. Церковь недействующая и принадлежит музею-заповеднику. А по дуге выстроились последовательно присутственные места в стиле екатерининского классицизма (1787, архитектор Левенгаген), позднебрежневский обком (1983) и ещё одно административное здание. В сквере можно наблюдать памятник жертвам белогвардейского мятежа (1958).

От Советской площади возьмём курс по пешеходной улице Кирова. Она застроена гражданскими зданиями XIX—XX веков. Слева за зданием обкома притулилась часовня Александра Невского (1892, архитектор Поздеев), использовавшаяся во время советской власти как магазин. Ещё дальше — ярославская мэрия (ул. Андропова, 6). Пешеходка приведёт нас на площадь Волкова. Здесь же роскошный, один из самых крупных в российской провинции Ярославский драмтеатр (1911, архитектор Спирин) с двумя сценами и памятник актёру в сквере (1973, скульптор Соловьев). Напротив театра возвышается Власьевская башня (1659) — вторая из оставшихся укреплений Посада наряду с Волжской. К башне пристроена церковь (1861—1897, псевдорусский стиль, архитектор Никифоров) и здание экономического факультета ЯГУ (1796). Отсюда по Первомайской улице мимо длинного Гостиного двора (1813—1818) мы возвратимся на Богоявленскую площадь, замкнув таким образом кольцо прогулки.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free