Главная  /  Россия  /  Воронеж

Достопримечательности Воронежа


Город стоит на обоих берегах реки Воронеж (перегороженной плотиной и представляющей собой водохранилище), в 8,5 км от впадения её в Дон. Всё пространство центральной части города заполнено переулками и закоулками частного сектора (старые избы и новые коттеджи). Переулки переходят порой в лестницы, причём отнюдь не гранитно-потёмкинских масштабов. Верхний город, в который с набережной карабкаться нужно примерно минут двадцать, уже представляет собой смесь дореволюционной и сталинской застроек, и там очень приятно гулять летом — много зелени и фонтанов. Левый, равнинный, берег водохранилища — это уже кварталы панелек развитого социализма внутри и фасадный гламур современных жилых домов на набережной.

что посмотреть в воронеже воронеж за 1 день экскурсия по воронежу
фото воронеж достопримечательности в воронеже воронеж что посмотреть
какие достопримечательности в воронеже путешествие в воронеж зима в воронеже

Воронеж основал боярин Михаил Воротынский в качестве блокпоста на Диком поле против татар, которые приходили в основном с юга из Крыма. Их дорога на Москву примерно совпадала с нынешней Курской ж/д веткой с небольшими поправками. Вскоре произошли важные исторические события: в июне 1613 года казаки разгромили у Воронежа отряд поляков во главе с атаманом Заруцким и Мариной Мнишек, после чего те бежали в Астрахань, а уже в 1696 году Пётр I создал Воронежу славу города российского флота. Именно здесь, в устье реки Воронеж, на ещё совсем узком и петляющем меж полей Дону были построены первые корабли, которые потом сыграли важную роль в Азовском сражении с турками, причём царь лично жил в Воронеже целую зиму.

Пешеходная экскурсия по Воронежу

В XIX веке город стал важным провинциальным центром. Всю гражданскую войну Воронеж был советским, несмотря на близость фронта. А в 1942 году город поделили пополам — в рамках своей Сталинградской кампании немцы 6 июля захватили центральную, правобережную его часть, но левый берег остался за советскими войсками. Стояние линии фронта продолжалось полгода, до 25 января 1943 года — дня освобождения города. После войны Воронеж превратился в крупный центр авиационной военной промышленности (ракетные двигатели, самолёты Ту и Ил). Город внёс большой вклад в русскую литературу: здесь родились Иван Бунин (1870—1953), Алексей Кольцов (1809—1842), Иван Никитин (1824—1861), Самуил Маршак (1887—1964), Андрей Платонов (1899—1951), Гавриил Троепольский (1905-1995).

Прогулку по достопримечательностям Воронежа начнём с архитектурно роскошного ж/д вокзала. Его построили в 1945 году после войны и украсили сверху по периметру крыши скульптурами. Обрамляющая вокзал полукруглая площадь Черняховского представляет собой целостный сталинский архитектурный ансамбль: жилые дома конца 40-х годов и памятник генералу Черняховскому, руководившему боями за освобождение Воронежа (1993, скульптор Томский), который был вывезен из Литвы, где стал идеологически чуждым. Сам вокзал, что интересно, является этакой «домашней станцией» для поездов с конечной в Воронеже и пригородных электричек — все транзитные поезда минуют город по левому берегу.

Пройдя квартал по улице Мира, которая тоже сплошь была застроена в начале 50-х годов, мы оказываемся на площади, посреди которой торчит весьма занятное спиралеобразное сооружение, называемое в народе памятником штопору (официально — это памятник советской науке или молекуле ДНК). Налево от «штопора» простёрся Первомайский сад, один из центральных парков Воронежа, где стоит мощнейший белокаменный Благовещенский собор (пр. Революции, 18а, 1998—2009, архитектор В.П. Шевелев, русско-византийский стиль). Это самая крупная православная постройка за пределами столицы начала XXI века, третий по высоте храм в России (высота 85 метров), уступающий только московскому Христу Спасителю и питерскому Исаакию. Перед собором — памятник святителю Митрофану в окружении ангелов (2003), первому воронежскому епископу. Собственно, Благовещенский собор был в Воронеже уже в XVII веке, и в нём литургии совершал как раз Митрофан (1623—1703), содействовавший царю Петру I в создании флота. Но во время войны собор был уничтожен немцами. Да и стоял он на месте нынешнего Воронежского университета, и восстановить его решили на другом месте. Кроме собора, в Первомайском сквере есть мемориал чернобыльцев (колокол, камень, дыра в земле и аллея из елей, которая пополняется каждый год ровно на одно дерево).

Наискосок от Первомайского сквера, справа — ещё один парк под названием Орлёнок. Он считается детским, там есть занятные скульптуры вроде мальчика с горном на коне и фонтан. Мимо него идёт улица Энгельса (бывшая Малая Дворянская). Если пойти по ней, то сразу после парка будет центральный стадион профсоюзов (30 тысяч зрителей, домашняя арена ФК «Факел») и монументальное новодельное здание с ротондой и шпилем. На углу с улицей Чайковского, разделяющей Орлёнок и стадион, стоит дом № 13, где в 1936 году в ссылке жил Осип Мандельштам, и прямо перед домом в парке есть памятник поэту.

Но наш маршрут лежит на проспект Революции (бывшую Большую Дворянскую) — главную улицу города, где сохранилось немало дореволюционных зданий. Для начала можно свернуть налево и пройти вдоль Первомайского сквера. Вы обнаружите там прямо напротив бывшую гимназию № 1, а позже обком КПСС (№ 19, 1855—1859), сразу же за сквером — комплекс зданий 2-й городской больницы (№ 10—14, 1820—30-е годы), голубенький дом Земскова (№ 7), за перекрёстком — дом князя Андрея Волконского (№ 5) и дом, в котором в 1870 году родился Иван Бунин (№ 3).

Но это направление малоперспективно в плане достопримечательностей Воронежа, шагать лучше в другую сторону. Здание управления Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД, № 18) — архитектурная визитная карточка Воронежа и его географический ориентир. Первый раз его построили в 1928—1932 годах, а потом в процессе восстановления в 1950—1952 годах до неузнаваемости перестроили пленные немцы в стиле сталинского ампира с часовой 70-метровой башней (автор и первого и второго проектов — архитектор Н.В. Троицкий) . Во дворе здания, если пройти через арку — музей изобразительных искусств им. Крамского. Правда, больший интерес представляет само здание музея, губернаторский дворец XVIII века (1777—1779, барокко, архитектор Николай Невский), нежели экспозиция, составленная из картин местных художников не топ-уровня.

Двинемся по проспекту Революции. Слева у нас будет приятный Петровский сквер с реликтовыми дубами, памятником Петру I, удачно стоящему на фоне нового торгово-гостиничного комплекса «Петровский пассаж» (2006). Памятник изначально дореволюционный (1860), однако немцы во время войны его переплавили, поэтому пришлось делать новый, и с этой задачей справился дуэт скульптора Гаврилова и архитектора Шульца в 1956 году. Пьедестал на памятнике «родной», из розового гранита, вокруг — пять корабельных орудий петровского времени. На левой стороне проспекта сразу за Петровским сквером — Воронежский дворец (№ 21, 1786—1787, архитектор Джакомо Кваренги), одна из лучших построек стиля барокко в российской провинции, бывшие присутственные места (№ 23, 1790-е), почтамт (№ 25) — здание 1780-х годов, перестраивавшееся бессчётное количество раз, дом с барельефами львиных морд на фасаде (№ 27) и бывшая духовная семинария (№ 29, 1813—1822, ныне монтажный техникум), где учился поэт И.С. Никитин. По правой стороне — губернаторский дом № 22 (1780), во время революции ставший местным Смольным, и дом № 24 (1879—1882) — 3-й или «красный» корпус ВГУ, перед которым стоит памятник писателю Андрею Платонову, который широкими шагами, видимо, спускается в свой котлован (1999). Его авторы — супружеская пара Иван Дикунов и Эльза Пак, главные изготовители современных воронежских памятников. Рядом с военным музеем находятся две достопримечательности Воронежа, не менее важные в нашем маршруте: Акатов-Алексеевский монастырь и Дом-музей Дурова.

Дальше на правой стороне проспекта Революции — ЦУМ «Воронеж» (№ 38, 1956) и несколько доходных домов бывшего городского головы Самофалова (№ 42—48). Это гостиница, где бывало множество именитого народа, и дом, где жил и умер поэт Алексей Кольцов, конфликтуя с отцом-купцом, который совершенно не понимал своего витающего в эмпиреях сына. Слева вниз к водохранилищу уходит улица 25 лет Октября, и за ней подряд дом Капканщикова (№ 37), музыкальное училище (№ 39—41, 1912, архитектор Замятин) и вычурный четырёхэтажный дом бывшей гостиницы «Бристоль» (№ 43, 1910, модерн, архитектор Фурманов) , где в гражданскую войну был штаб белого генерала Шкуро. А напротив — пожалуй, самое интересное место проспекта в виде кукольного театра весьма оригинальной постройки и отделки (№ 50, 1982—1985, архитектор Топоев и Фролов), обратите внимание на фигурки со светильниками на головах. Перед театром можно видеть памятник псу Биму, герою повести Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» (1998, скульпторы Дикунов и Пак), внутри — музей театральных кукол, во дворике за театром — целая куча скульптур по мотивам сказок. На левой стороне улицы на стене дома № 47 (1889) обратите внимание на часы, их в своё время поставил владелец часового магазина купец Михайлов в рекламных целях.

Следующий перекрёсток проспекта Революции с улицей Карла Маркса — один из центральных в городе, он называется также Никитинской площадью. Правое угловое здание — бывший кинотеатр «Пролетарий» с лепниной на фасаде (№ 56, 1915—1917, архитектор Замятин), рядом — памятник задумчивому поэту Никитину (в народе зовется «Угрюмый», 1911, скульптор Шуклин). Наискосок — старое здание театра драмы имени А. Кольцова (№ 55, 1821), а ещё на одном углу этого широкого перекрёстка расположен дом «Утюжок» (№ 58, 1930—1934, архитектор Попов-Шаман), получивший название из-за своей оригинально закруглённой формы. Там сейчас кафе-мороженое с отличным ассортиментом, а на третьем этаже — книжный магазин.

И здесь мы уходим влево и вниз, в ту самую старую часть города на горе над рекой. Перепад высот здесь достигает 100 метров и образует кривые крутые переулки, застроенные то хибарами, то коттеджами. Спускаемся по улице Карла Маркса, проходим косой перекрёсток с улицей Кардашова, и у нас слева остаётся великолепный бело-зелёный дом в духе постмодерна (2000, К. Маркса, № 58), справа — полукруглый дом футуристических форм, и подходим к горбатому Каменному мосту (1826, архитектор Блицин), излюбленному месту воронежских молодожёнов. Перед мостом справа — романтическое бордовое здание Александрийского приюта (№ 45, 1898—1900) с башней и шпилем с парусником, слева — жилая сталинка и чуть дальше Воскресенская церковь (1752—1768). А мост, собственно, через овраг, который называется улицей Чернышевского. За ним на спуске справа мы видим дом с лепниной № 41 (ныне Союз композиторов), далее здание воронежского УМВД/УФСБ на углу улицы Кости Стрелюка, пару старинных домов, а ещё ниже, на углу улицы Таранченко — бывшую обкомовскую гостиницу, где в 1972 году останавливались Фидель Кастро и шах Ирана, и здание Мещанской полицейской части (№ 32, 1875) с забавной башней-каланчой сурово-средневекового вида. Здесь, кстати сказать, в 1690-х годах кипела жизнь слободы, строившей российский флот, и жили любимые Петром I немцы.

Поворачиваем на улицу Таранченко налево и спускаемся до голубой Никольской церкви (1712—1720, барокко) , стоящей у крутой бровки холма. Отсюда лестничный Большой Успенский спуск ведёт к воде. Это самый парадный спуск к набережной, его благоустроили в 1996 году, при подготовке к празднованию 300-летия русского флота. Обратите внимание на многочисленные подпорные стенки из кирпича, выполняющие противооползневые функции.

Но наконец мы на берегу реки Воронеж. Набережной как таковой в Воронеже на правом берегу нет, а есть облагороженный участок берега, устланный разноцветной плиткой и украшенный тумбами, называемый Адмиралтейкой. На ней стоит Успенская церковь (1694—1702, древнерусский классический стиль) с колокольней (1803), где служил епископ Митрофан и бывал царь Пётр и даже вроде как сам пел на клиросе. В церкви множество святынь: икона Николая Чудотворца (украшенная камнями и бисером), кипарисовый крест с перламутровой отделкой из Иерусалима, икона святого Фёдора Ушакова. С 1996 года на Адмиралтейке стоит также мемориальная Ростральная колонна. Посмотрите на красивые белые высотки левого берега и на само водохранилище — в 80 метрах от берега вы увидите Петровский остров (он же Заячий или Адмиралтейский), где Пётр I построил первое русское адмиралтейство. Ничего из этого, правда, не сохранилось, цейхгауз был уничтожен во время обстрелов 1942—1943 годов. На острове в 2002 году установили дубовый поклонный крест. Моста на остров нет, но строить его хотят, более того, хотят создать музей Петра I и построить современный отель.

Что ещё посмотреть в Воронеже:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free