Парк Александрия входит в историко-ландшафтный комплекс Петергофа и занимает часть его территории восточнее Нижнего парка. Местные луга, леса и овраги в былые времена использовались не только для прогулок, но и для охоты. Сегодня зелёная зона Александрии признана одним из лучших образцов русской парковой архитектуры образца XIX в., в которой органично сочетаются естественные для этой широты деревья и кустарники с экзотическими растениями.
На протяжении длительного времени — с 1830 по 1917 гг. — Александрия в Петергофе служила летней резиденцией для четырёх поколений самодержцев России. На верхних террасах паркового ансамбля до наших дней сохранились загородные особняки династии Романовых: Фермерский дворец, императорский Коттедж с Капеллой, в прибрежной зоне Финского залива — руины Нижней дачи, принадлежавшей Николаю II. В исторических зданиях находятся музеи, открытые для посещения круглый год, на открытых площадках в туристический сезон проводятся спортивные состязания, реконструкции средневековых рыцарских турниров, фестивали музыки и изобразительного искусства.
Изначально земли восточнее Большого дворца в Петергофе были подарены Петром I Александру Меншикову. Сподвижник российского императора начал строительство своей загородной резиденции Монкураж — «Моя отвага», но вскоре попал в опалу и дворец так и остался незавершённым. В таком виде замок с окрестными землями в 1727 г. перешёл к князьям Долгоруким. Однако у новых владельцев не возникло никакого желания обустраивать территорию, и долгое время она оставалась бесхозной.
Первой венценосной собственницей Александрии стала Анна Иоанновна, устроившая в 1733 г. на территории парка охотничьи угодья. Для царских забав в Петергоф тогда были завезены буйволы, олени, кабаны, тигры, зайцы. Животных содержали в вольерах на верхних террасах. Для стрельбы по живым мишеням, выпускаемым из загона, рядом с Финским заливом построили специальный павильон Темпель.
К концу XVIII в. предпочтения императорской семьи всё больше склонялись к отдыху в Царском селе, охотничьи угодья с постройками сначала пришли в упадок, а затем были разобраны. Новое развитие парк получил, когда его хозяйкой стала супруга Николая I Александра Фёдоровна. Именно в честь неё дворцово-парковый ансамбль и получил своё название — «Александрия». С 1826 г. по проекту русского зодчего шотландского происхождения Адама Менеласа в угодьях началось строительство первого дворца. В это же время начал формироваться императорский сад, красоту которого создавал и поддерживал на протяжении 20 лет Пётр Иванович Эрлер. Могила этого выдающегося ландшафтного дизайнера XIX в. расположена на территории парка неподалёку от Готической капеллы.
До 1917 г. дворцовый комплекс успел значительно расшириться: каждая императорская семья создавала здесь свой загородный дом в соответствии с новыми архитектурными веяниями. С приходом советской власти все царские имения стали государственной собственностью. С 1920-х гг. до Великой Отечественной войны в парке Александрия располагались дома отдыха и детские летние лагеря.
В послевоенные годы постройки длительное время — до 1978 г. — восстанавливались от повреждений и разорения времён гитлеровской оккупации, по крупицам воссоздавались утерянные элементы интерьеров, декора зданий. В это время парк Александрия вошёл в музейный комплекс Петергофа и наравне с другими его частями был взят под охрану государства как исторический, культурный, ландшафтный и архитектурный памятник России. Последняя значительная реконструкция проводилась в начале XXI в., благодаря чему объекты предстают перед посетителями во всём своём великолепии.
Комплекс носит не парадный, а камерный характер, поэтому в Александрии нет обилия позолоты и вычурных элементов декора, однако за внешней простотой скрывается продуманная изысканность каждого из объектов.
Площадь парка занимает 115 га прибрежной полосы вдоль Финского залива и делится на две части — северную, где сосредоточено большинство построек, и южную, граничащую с морем. Разделительной чертой между ними служит главная Никольская аллея. Тенистые зоны Александрии чередуются просторными полянами на английский манер, пешеходные тропы, помимо асфальтированных дорожек, проложены мимо холмов и оврагов. Особенно красив парк в осеннюю пору, когда оранжевые и красные кроны клёнов утопают во множестве золотистых оттенков листвы лип, ясеней, берёз и дубов.
Каменная массивная переправа — одна из старейших и романтичных построек Александрии. Мост был возведён в 1828 г. по проекту Адама Менеласа. Сочетание грубого камня и необработанных стволов деревьев прекрасно гармонировали с руинами замка Меншикова Монкураж, которые сохранялись вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Во время гитлеровской оккупации мост был взорван. От первоначального строения меньше всего пострадала восточная часть с гигантскими вазами из пудожского известняка на постаментах. Их можно увидеть и сегодня. Все остальные элементы конструкции и декора были воспроизведены по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Этот неоготический дворец оставляет самое яркое архитектурное впечатление. Его автор, как и многих других строений в Александрии — шотландский архитектор Адам Менелас, обосновавшийся в России во времена Екатерины II. Строительство загородного императорского дома проходило в конце 1820-х гг. Резиденция в Петергофе стала подарком Николая I своей супруге Александре Фёдоровне. В период создания дачи её называли «Тихой обителью», но впоследствии закрепилось другое название — Коттедж. На переименование повлиял «стиль Тюдоров», который задавал английскую тематику не только дворцу, но и другим постройкам той поры в парке.
Сегодня в здании можно увидеть предметы интерьера, многочисленные реликвии, связанные с государственной деятельностью и военными походами Николая I, семейные архивы царской семьи и большую коллекцию живописных полотен русских художников, среди которых находятся малоизвестные широкой публике произведения Айвазовского, Витали и Кипренского.
Православный храм Александра Невского выполнен в готическом стиле в 1831-1833 гг. по проекту немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Долгие годы служил домовой церковью для нескольких поколений императорских семей, начиная с периода царствования Николая I. Здание интересно своим архитектурным решением, повторяющим средневековые английские соборы в миниатюре. Вытянутые формы витражных окон, стрельчатые порталы, скульптуры из бронзы, чугунное литьё и росписи стен сохранили дух давно ушедшей эпохи.
В 2006 г., во время перезахоронения останков императрицы Александры Фёдоровны, в стенах восстановленной церкви прошло богослужение с участием королевской семьи Дании и потомков династии Романовых.
Фермерский дворец строился почти 30 лет и к моменту готовности, в 1860 г., стал свадебным подарком Николая I своему сыну — будущему монарху Александру II, и его молодой супруге Марии Александровне. Проект новой загородной резиденции в виде небольшой фермы, предназначенной для поставки свежих молочных продуктов к столу царской семьи, подготовил архитектор Адам Адамович Менелас. Именно он и оформил здание в стиле неоготики. Элементы первоначальной отделки хорошо сохранились до нашего времени. На завершающем этапе, когда к дворцу было решено добавить несколько пристроек, руководство строительством перешло уже к любимому зодчему Николая I Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.
В резиденции можно увидеть Синий рабочий кабинет, в котором хранятся личные вещи Александра II, а также предметы интерьера его эпохи. На втором этаже — вещи царской семьи и свиты, без которых невозможно было представить дачный отдых в XXI в. Рядом с дворцом стоит полюбоваться фонтаном личного сада Марии Александровны и посмотреть императорскую игровую площадку рядом со зданием Кухонного корпуса.
Сельскохозяйственный комплекс был возведён в 1855 г. после начала перестройки Фермерского дворца. На Новой ферме содержались животные и сельхозорудия, рядом располагались дома для крестьян. Вся продукция поставлялась к столу императорской семьи, поэтому домашняя живность подбиралась элитных пород и содержалась в идеальных условиях.
С 2015 г. часть построек были переданы Детскому образовательному центру, в котором все желающие ребятишки могут освоить ремесла, изучить историю родного края, заниматься изобразительным искусством и программированием. В летние месяцы на территории центра проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и выставки.
Телеграф в Петергофе появился в 1858 г. и был подключен к кронштадской линии связи. Отправлять телеграммы могли как члены императорской семьи, так и местные жители окрестных населённых пунктов. Сегодня в историческом здании расположен музей, в котором воссоздана обстановка позапрошлого столетия и представлено редкое оборудование.
Музей государственной курьерской службы был открыт сравнительно недавно, в 2014 г. В историческом здании 1856 г. постройки раньше располагался пост личного фельдъегеря Александра II. Это одно из немногих строений Петергофа, которое не пострадало во время войн и кризисов, поэтому туристы могут увидеть идею архитектора Эдуарда Львовича Гана в первозданном виде. Ган известен многим проектами, определившими внешний облик Петербурга. Не менее примечательно, что начинал он свою карьеру смотрителем дачи в Александрии, однако, благодаря своему таланту дослужился до звания дворцового архитектора. В парке можно также увидеть беседку работы Гана, расположенную на лужайке у западного фасада Коттеджа.
Вблизи от Финского залива парка Александрия некогда высился четырёхэтажный дворец Николая II, возведённый во второй половине 80-х гг. XIX в. по проекту зодчего Антония Осиповича Томишко. В этой резиденции родился сын монарха — Алексей, в одном из кабинетов был подписан исторический манифест вступления России в Первую мировую войну. Нижняя дача очень пострадала во время гитлеровского вторжения, и пока представляет собой руины. В 2016 г. руководство государственного заповедника Петергоф был утверждён план реконструкции. Здание решено заново отстроить из других материалов, максимально вписав в него сохранившиеся целые фрагменты бывшей постройки. На реализацию проекта отведено 7 лет, однако уже с 2018 г. у руин дворца (рядом со строительной площадкой) разрешено проводить групповые экскурсии.