Енисей в районе Красноярска имеет около 2 км в ширину и делит город на две неравноценные части: левобережный центр и правобережный промышленный район, вся неприглядность которого компенсируется, впрочем, наличием заповедника «Столбы». Центр города представляет собой прямоугольник с длинными сторонами в виде Енисея и Караульной горы (3 км) и малыми — стрелкой рек Енисея и Качи и железной дороги на дальнем конце (1,5 км).
По большому счёту в Красноярске три главных улицы, идущих параллельно Енисею от Стрелки: ближняя — Карла Маркса, средняя — проспект Мира и дальняя — улица Ленина. Плюс ещё улица Дубровинского, выполняющая функции набережной. Три первых улицы заканчиваются в районе вокзала, причём непосредственно до него не доходит ни одна, а набережная упирается в центральный парк. Примерно посередине пути от Стрелки к вокзалу через Енисей перекинут Коммунальный мост, дальше все три центральных улицы как бы соединяются просторной площадью Революции и парком. Боковые улицы расположены строго перпендикулярно по отношению к трём главным. Достопримечательностей в Красноярске не очень много, но всё же тут есть на что посмотреть
Прогулку по Красноярску начнём с т.н. Стрелки (площади Мира) — слияния мелкой Качи с могучим Енисеем (от ж/д вокзала троллейбус № 7, автобусы № 1, 2, 17, 36). Это старейшее место города, где в 1628 г. и построили деревянный острог. Сейчас всё выглядит довольно современно, хотя и с максимумом исторической памяти. Стоит памятник графу Резанову (2007, скульпторы Андрей Касаткин и Константин Зинич), знаменитому руководителю первого русского кругосветного путешествия и персонажу «Юноны» и «Авось» — он умер 1 марта 1807 г. в Красноярске, не доехав до Петербурга. Его похоронили около Воскресенского собора, на месте которого сейчас стоит филармония (1983) — громоздкое красное здание. Могилу в результате этого ликвидировали, поэтому нынешняя, на которой ещё один памятник командору, как бы символическая. Символизирует историю также 18-метровая триумфальная арка (2003, Арэг Демирханов) и скульптура «Водопой» («Лошадь первопроходцев-казаков», 2006, Е. Пащенко).
Выходим к Енисею. Там на вечной стоянке — пароход Ильича («Св. Николай»), на котором Ленин в 1897 г. плыл в Шушенское, а за шесть лет до него на этом же пароходе плавал цесаревич Николай во время своего эпического кругосветного путешествия. Бывший музей-мемориал Ленина преобразован в культурно-исторический центр (1987, пл. Мира, 1), около него стоит памятник писателю Виктору Астафьеву (2006), рядом — памятник жертвам политических репрессий (2001). И уж если вы в Красноярске летом, не избежать и прогулки на остров Татышев. Он раскинулся посреди Енисея, к нему от Стрелки за зданием филармонии через протоку ведёт пешеходный вантовый мост (1979—1985). На острове, названном в честь местного князька Татыша, который призвал в 1628 г. русских для защиты от других татар — пляж, стела Героям соцтруда (удивительно, но их 365 — на каждый день в году), планируется также построить этнографический музей.
Слева от моста — небоскрёб делового центра «Метрополь» и 27-этажная башня КАТЭКНИИуголь — легендарный долгострой Красноярска. Начали её строить в 1989 г. по экспериментальной технологии и почти построили, как вдруг кончились деньги в связи с общим перестроечным бардаком. Взялись за здание совсем недавно, скоро на самом верху должен появиться ресторан с панорамным видом и вертолётная площадка. Всё это разбавляется китайским торговым городом. Справа — краевой архив в здании бывших гостиных рядов (1857—1865, ул. К. Маркса, 6). Через Качу перекинут мост, и на той стороне, на улице Белинского, стоит памятник основателю города казаку Дубенскому (1997), который указывает рукой на Енисей.
От Стрелки пойдём по проспекту Мира. Он богат на купеческие дома XIX в. и современную городскую скульптуру. В начале улицы слева обратит на себя внимание здание краевого суда (№ 17) и стоящий рядом фонтан «Фемида» (2004). На следующем перекрёстке вы увидите трогательный памятник Детям — жертвам войны (2005, скульпторы Зинич-Касаткин), и слева дом купца Терского (№ 29, 1807—1817) — самый старый дом Красноярска. Заверните здесь налево, на ул. Парижской Коммуны, и через квартал на углу — особняк Красноярского художественного музея им. Сурикова (ул. Карла Маркса, 36, 1904, архитектор Соколовский), в экспозиции которого иконы сибирского письма, картины Сурикова и сибирских художников XX в.
В створе улицы виднеется здание со шпилем — это Красноярский речной вокзал (1948—1952, архитектор Александр Голубев). Продолжив движение по проспекту Мира, видим слева бывшую женскую гимназию (№ 37, 1875), на фасаде которой сидят две бронзовые кошки, а справа, на углу ул. Сурикова — Покровский кафедральный собор (1785—1795, сибирское барокко) в бело-голубых тонах, здесь же сквер с фонтаном «Питерский мостик» (архитектор Юлия Кузнецова), очень популярный у молодожёнов. По Сурикова поворачиваем направо и выходим на улицу Ленина.
Улица Ленина (бывшая Качинская) — это мешанина двухэтажных бревенчатых домиков и девятиэтажек. Если взять её за основу прогулки от Стрелки, то на первом же углу (ул. 9 Января) вы увидите Свято-Благовещенский собор (1804—1823, сибирское барокко) с кубической кирпичной Иверской часовней (1866). Но мы совершили поворот ради Литературного музея им. Астафьева (№ 66, 1894, деревянный готический модерн), и это самое красивое здание в городе — идеальный сказочный теремок. Дом принадлежал купчихе-еврейке Фриде Цукерман из Одессы, её потомки после революции эмигрировали, и после них в 1950-х гг. в подвале был найден целый арсенал ружей, а музей был создан по инициативе Виктора Астафьева в 1997 г. и посвящён сибирским писателям и литературе о Сибири. Особый интерес вызывает здесь экспозиция, посвящённая таежным староверам-отшельникам Лыковым.
На следующем углу видим деревянный резной дом № 67, сворачиваем у него на улицу Вейнбаума налево и спускаемся в направлении Енисея — на Театральную площадь, откуда уходит на другой берег главный в городе Коммунальный мост (1961, 2100 метров). По пути на правый берег он пересекает остров Отдыха, где находится Центральный стадион (1967, архитектор Орехов), а неподалеку ещё один необитаемый остров, Молокова, где, возможно, будут строить новый деловой центр. На Театральной площади же вы увидите ещё одну достопримечательность Красноярска и его символ — мэрию с часовой башней, или Сибирский Биг-Бен (достроена в 2001 г.), а за ним — бетонную коробку Енисейского пароходства. Ансамбль площади полностью позднесоветский и постсоветский: отель «Красноярск» (1970), Театр оперы и балета (1966—1978), фигура Аполлона на колонне (2006, скульптор Александр Ткачук), цветомузыкальный фонтан «Реки Сибири» (2005—2006), и весь на совести архитектора Арэга Демирханова. Особенно впечатляет фонтан на тему сибирских рек — в центре метафорическое изображение Енисея в образе бородатого мужика, почти Нептуна, а все его притоки — красивые девы, находящиеся в разных позах.
На нижнем ярусе — памятник Чехову (1995, скульптор Юрий Ишханов), именно здесь в 1890 г. писатель просидел сутки, ожидая переправу через Енисей. Справа, вплотную к мосту, стоит странное здание краеведческого музея, стилизованное под древнеегипетский храм (1912—1929, архитектор Леонид Чернышев, ул. Дубровинского, 84). Это один из крупнейших краеведческих музеев в России, оснащён компьютерами и видеомониторами, в экспозиции — чаша из захоронения на Караульной горе (XIII в.), макет острога, бивни мамонта, дореволюционные велосипедные номера, эпистолярное наследие декабристов и прочее.
Теперь второй этап прогулки. Заходим за оперный театр, попадаем на улицу Перенсона, один квартал, и мы снова на проспекте Мира. Здесь на углу справа — Дом офицеров (№ 69, 1913) с ротондочкой на крыше. Правее на дальней стороне виден огромный корпус СибГТУ (№ 82, 1930), на фасаде которого приветственно машет рукой скульптура Ленина. Слева — роскошное здание купеческого клуба (№ 71, 1908—1910), за ним — драмтеатр им. Пушкина (№ 73, 1902), сгоревший изнутри в январе 2011 г., и скульптура с двойным названием: «Адам и Ева» или «Валентин и Валентина» (2005, скульптор Константин Зинич).
Следующая улица — Кирова, и там на углу магазин «Детский мир» (№ 79) и памятник Пушкину и Гончаровой (2008). Место носит неформальное название «Стакан» и популярно у молодых тусовщиков. На Кирова слева стоит особняк в восточном стиле Дома учителя (№ 24, 1915, архитектор Дриженко) с вазонами на крыше. Небольшое отклонение по Кирова направо приводит нас к Музею-усадьбе художника Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). Главный музей Красноярска располагается в деревянном двухэтажном доме (1830) с садиком и надворными постройками, в котором стоит памятник сидящему художнику (2002, скульптор Юрий Злотя). Сам дом построен дедом и отцом художника без единого гвоздя, обшит тёсом и сохранился в первозданном виде. В этом музее 92 картины, в основном ранние акварели: автопортрет, «Портрет хакаски».
После музея Сурикова возвращаемся по Кирова на проспект Мира и продолжаем путь. Дальше у нас идёт главная из скульптурных достопримечательностей Красноярска: на левой стороне, у дома № 83, с зонтиком стоит смешной художник Андрей Поздеев (2000, скульпторы Злотя и Меркулов) с до блеска натёртым носом — по примете, если потереть нос, то исполнится желание, — а на правой стороне, прямо напротив, у торгового дома Либмана (№ 96, 1910) — старый фотограф (2003, автор А. Кияницын).
И наконец мы на площади Революции — официальной парадной площади Красноярска. В XIX в. здесь была окраина города, рынок и кафедральный собор, который в 1936 г. постигла незавидная взрывная участь. На его месте построен Дом Советов, ныне краевая администрация (1956, архитектор Андрей Крячков, сталинский ампир). В типично советский ансамбль площади входят также памятник Ленину (1970), здания Совнархоза, управления железной дороги (1950) и Аэрофлота. В постсоветское время площадь улучшили довольно прикольными говорящими часами «380 лет истории Красноярска» (они издают звук и выпускают пар).
Пройдя площадь, мы оказываемся на входе в Центральный городской парк. Он был основан в 1828 г. на месте дачи первого губернатора Александра Степанова, в сосновом лесу. Парк разделён на две зоны: активную, с аттракционами и колесом обозрения (направо от центральной аллеи), и тихую, с соснами и скамейками. Есть детская железная дорога, пущенная ещё в 1936 г.
Из парка нам нужно выйти с правой стороны (если лицом стоять к Енисею). Мы попадём на улицу Горького, где в ряд выстроились деревянные дома (№ 9—17), но нам ещё квартал до улицы Декабристов, где на площади Влюблённых находится ещё один шедевр красноярской городской скульптуры: «Дядя Вася» изображает пьяницу, опершегося на фонарный столб (скульптор Зинич). Поднимаемся по ул. Декабристов вверх, справа видим органный зал филармонии (№ 20) — бывший польский костёл (1911, архитектор Соколовский).
Доходим до проспекта Мира, проходим квартал направо, там стоит Архиерейский дом (ул. Горького, 27), около которого — памятник св. Луке Войно-Ясенецкому (2002), бывшему в 1941—1943 гг. хирургом местного госпиталя, а потом ставшему архиепископом Красноярским и Енисейским. На этом экскурсию по Красноярску можно смело заканчивать и садиться на троллейбус-автобус, дабы уехать восвояси. Они, кстати, ходят по такому принципу: от вокзала по улице Маркса, к вокзалу — по улице Ленина.