Сахалинская область, включающая остров Сахалин и Курильские острова — восточная островная окраина России, и она же северная географическая оконечность островов, на которых расположилась Япония. Сахалинская область, собственно, состоит из двух неравноценных частей: самого острова Сахалин (если смотреть с японской точки зрения, то он как бы северо-западный шлейф от Японии) и гряды Курильских островов (как бы северо-восточный). По очертаниям Сахалин очень похож на рыбу, голова которой на севере, а хвост — на юге. Природных достопримечательностей на Сахалине очень много, хотя до титула «мегахит», каким, без сомнения, обладает Долина гейзеров на Камчатке, ни одна из них не дотягивает. Интересны также «японский след» на Южном Сахалине (здания, коммуникации, построенные японцами в первой половине XX века) и история русской каторги конца XIX века на севере острова.
Удивительно, что самый восточный и самый западный регионы России наиболее поздно вошли в её состав — это были территориальные приобретения Второй мировой войны. Правда, Восточная Пруссия (Калининградская область) вообще никогда русской не была, а Южный Сахалин с Курилами, несмотря на японское довольно длительное пребывание, всё же имели до этого историю пусть не масштабного, но всё же русского освоения. Впрочем, первым европейцем, побывавшим на Сахалине, был голландец Мартин Герриц де Врес, достигший мыса Анива. Потом французы-иезуиты по разрешению китайцев посетили устье Амура в 1709 году, но не стали переплывать на остров. В 1787 году на острове был Лаперуз, в честь которого назвали пролив, отделяющий Сахалин от Хоккайдо, а в 1805 году — русский мореплаватель Крузенштерн. В 1786 году указом Екатерины II Курильские острова объявлены частью Российской империи. Но экспедиции сюда были редкими, присутствие русских не закрепилось поселениями, и это позволило японцам в 1807 году объявить остров своим. В 1855 году был подписан русско-японский Симодский договор, по которому обе нации могли населять остров: русские — на севере, японцы — на юге, без чёткого разделения. Впрочем, в 1875 году японцы уступили юг Сахалина в обмен на Курильские острова, и Россия устроила на острове каторгу. Потом японцы выиграли войну (1904—1905), и по Портсмутскому договору Сахалин к югу от 50-й параллели поступил в их распоряжение — как потом выяснилось, ровно на 40 лет. В августе 1945 года без особых потерь советские войска перешли 50-ю параллель и освободили юг острова. В 1948 году всё японское население было выселено в Японию по принципу Восточной Пруссии.
На Сахалине большинство населения — русские (83%), но есть значительное нацменьшинство в виде корейцев (5%), они остались от Второй мировой войны — их японцы ввезли сюда в качестве рабочей силы для добычи угля. В связи с этим в сахалинской кухне можно обнаружить много корейского: капуста «кимча», острые специи, маринованный папоротник. Что касается коренного населения — айнов, то их на Курилах «зачистили» японцы в конце XIX века, многие выехали в Японию и ассимилировались. Айны интересны тем, что язык их не похож ни на какой из окрестных и они не монголоиды, как все здешние обитатели (от японцев до чукчей). Но на Сахалине их нет.
Условно Сахалин (длина его 948 км) можно разделить на «бывший японский» южный и «исконно русский» северный. Южный Сахалин остаётся наиболее освоенной и обжитой частью острова. Вдоль обоих берегов Сахалина тянутся горы, в своих высших точках это 1330 метров на западе и 1609 метров на востоке. В центре — равнина, на севере она становится всеобщей, да ещё и заболоченной. На острове практически нет сёл, в основном посёлки и маленькие города. Экономический фундамент Сахалина — это газ, рыба (икра, крабы) и лес.
Для туриста на Сахалине главное — природа (океан, рыбалка, горы, озёра, термальные источники). Здесь много лесов. На севере это лиственничная тайга, в середине острова — ели и пихты, а на юге — лиственные леса с густыми лианами, папоротниками и непроходимым курильским бамбуком. Климат на Сахалине влажный, муссонный, ветреный. Вся весна и начало лета — плохое время (но наиболее дешёвое по билетам). Наиболее приемлемое время — с июля по сентябрь.
Внутри острова передвижение возможно автобусом, поездом, автостопом, самолёт только до Охи. Автобусы несколько изолированы: с юга только до Поронайска, а на севере — своя сеть. Самый адекватный способ передвижения по Сахалину — собственный джип.
Западное побережье Сахалина (Татарский пролив) освоено лучше, чем выходящее в Охотское море восточное. Некоторые районы являются погранзоной, для посещения которой необходим пропуск (полуостров Крильон, Курильские острова), который можно получить в управлении береговой охраны ФСБ РФ (Южно-Сахалинск, пр. Победы, 63 а). Отправляясь на Сахалин, следует учесть также тамошнюю дороговизну (цены в 1,5 — 2 раза выше, чем в среднем по России), плохие дороги (лучшие — те, что остались от японцев на юге). Дешёвой на Сахалине может быть только местная рыба, крабы и красная икра, причем не в магазинах, а у рыбаков и «бабулек». Как и во Владивостоке, на острове популярны корейские пельмени «пянсе» с капустой. Во время сахалинских походов стоит остерегаться медведей. Вообще арсенал сахалинского туриста должен включать палатку, фалыпфееры и травматический пистолет на случай встречи с лихими людьми. Хотя в целом на Сахалине народ дружелюбный и гостеприимный, особенно рыбаки. Если вас всё это не пугает, тогда, возможно, вы уедете отсюда, подобно Игорю Николаеву, «человеком, влюблённым в Сахалин».