Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Даниловский монастырь

Даниловский монастырь в Москве


Его возрождение началось в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси. Этот монастырь — Свято-Данилов.

Возле Даниловского монастыря находится памятник святому благоверному князю Даниилу. Он изображён здесь так, как изображали князей на древних фресках — с мечом и изображением храма.

Если направиться к монастырю от станции метро "Тульская", то по пути в обитель можно увидеть изящную часовню, украшенную замысловатым керамическим декором и мозаичными изображениями русских святых, которые имеют непосредственное отношение к истории князя Даниила и отчасти к истории Свято-Данилова монастыря.

  • свято-данилов монастырь
  • даниловский монастырь
  • фото даниловского монастыря
  • даниловский монастырь в москве
  • свято-даниловский монастырь
  • даниловский монастырь в москве фото
  • расписание богослужений даниловского монастыря
  • официальный сайт даниловского монастыря
  • даниловский монастырь в москве адрес

Святой благоверный князь Даниил родился во Владимире на Клязьме — столице северо-восточной Руси в семье Александра Невского и праведной Вассы. Оба его родителя были прославлены. Даниил был младшим из четырёх сыновей. Дата его рождения известна точно — это 1261 год, в следующем году его отец отправился в известную последнюю свою поездку в Золотую Орду. На пути из Орды он скончался в 1263 году, когда маленькому Даниилу не было ещё двух лет.

В 1272 году он как наследник получает в удел скромное Московское княжество — удел младшего сына, с которого началось объединение русских земель и началось строительство российской государственности.

Князь Даниил основал в Москве три иноческие обители — монастырь Свято-Данилов, в 1296 году Богоявленский монастырь, поблизости от детинца на территории нынешнего Китай-города, и, согласно некоторым данным, храм Петра и Павла на Крутицах. Самым первым по времени основания является именно Даниловский монастырь, точная дата его основания неизвестна, общепринята дата 1282 год, хотя также называют и 1272 год.

Монастырь возник как ктиторский (княжий) монастырь, существовал он на средства, которые выделял сам благоверный князь. Монастырь был основан в удивительно удобном месте, по тем временам здесь были очень удобные пути сообщения до Кремля (детинца), находившегося на Боровицком холме, расстояние здесь 5 вёрст по прямой. С другой стороны, это место тихое и уединённое.

Незадолго до смерти князь Даниил принял в этом монастыре иноческий постриг.

При восстановлении храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов, здесь удалось воспроизвести интерьеры, близкие к оригинальным. От прежнего убранства ничего не осталось. Когда восстанавливали Свято-Данилов монастырь, это было огромным событием в церковной жизни — это был первый монастырь, который восстанавливался после десятилетий советской власти. Сюда несли всё, начиная от бытовых предметов, необходимых первым насельникам и строителям, заканчивая пожертвованиями уникальных святынь, которые возвращались сюда, в эту обитель. Помогали приходы, помогали высшие учебные заведения Русской православной церкви. Своды и стены храма расписывал довольно известный иконописец Сергей Фёдоров — ученик иконописца архимандрита Зенона.

Расписание богослужений в Даниловском монастыре

С понедельника по пятницу — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов 6:00 братский молебен, полунощница (совершаются, если служба накануне не является всенощным бдением). 7:00 3-й и 6-й часы, Божественная литургия. 7:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час. (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30).

В субботу: 6:45 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье: 6:30 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 17:00 9-й час, вечерня, утреня. 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников: Накануне праздничного дня в 16:45 в Троицком соборе — Всенощное бдение. В день праздника одна или две литургии — это указано в отдельном расписании праздничных богослужений. Братский молебен и полунощница в день праздника не совершаются.

Официальный сайт Даниловского монастыря

http://msdm.ru/

Адрес

Москва, ул. Даниловский Вал, 22
+7 (495) 961-14-80

Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.

События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.

В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.

Некрополь Свято-Данилова монастыря

Одна из невосполнимых утрат советского периода истории Даниловского монастыря — утрата монастырского некрополя. Кладбище существовало здесь ещё при жизни святого князя Даниила, здесь он и был похоронен среди простых иноческих захоронений, там же были обретены его мощи. Со временем монастырь разросся и стал занимать значительную часть монастырской территории — здесь были уникальные памятники, похоронены здесь были лучшие сыны России, это представители славных дворянский родов — Мещерские, Волконские, Урусовы и многие другие. Ещё монастырское Даниловское кладбище называли некрополем славянофилов — так получилось, что здесь возникли несколько семейных погребений славянофилов, поскольку многие из них были в родстве друг с другом — это захоронения Хомяковых, Самариных. Здесь был погребён Н.В. Гоголь, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище.

После официального закрытия Даниловского монастыря в Москве, после того, как братию выселили из привычных монастырских келий, жизнь монастыря ещё некоторое время теплилась возле храма Воскресения Словущего, построенного архитектором Шестаковым в стиле позднего классицизма или ампира. Этот храм перекликался своими архитектурными формами с Троицким собором монастыря. Сюда была перенесена рака с мощами благоверного князя Даниила, и до 1932 года монастырская община продолжала существовать до так называемого "даниловского дела", когда была арестована вся старшая братия.

Данилов монастырь последним прекратил существование в столице — уже был арестован и отбывал сроки епископ Фёдор Поздеевский, возглавлявший даниловскую братию, периодически арестовывали кого-то из живших здесь епископов, уже священники не ходили по улицам в присущих сану облачениях, потому что это грозило административным преследованием как форма религиозной агитации, уже с внешних стен московских храмов снимали иконы, уже сбросили колокола с московских церквей, а Данилов монастырь всё продолжал своё существование.

В сознании москвичей старшего и среднего поколения строения разорённого Данилова монастыря прочно ассоциировались с приёмником-распределителем для беспризорных детей и для несовершеннолетних правонарушителей. Обосновалось это учреждение здесь ещё в 1928 году.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на территории монастыря напоминает о торжествах тысячелетия крещения Руси, именно с приближением этой даты правительство Советского союза разрешило открыть на территории Данилова монастыря Духовно-административный центр Русской православной церкви. Предполагалось, что прибудут иностранные делегации, где-то будет надо их принять, показать с выгодной стороны прекрасную картину церковно-государственных отношений, свободы религии в Советском союзе, хотя предполагалось, что торжества пройдут исключительно в рамках узкоцерковных мероприятий. На месте этого памятника при советской власти находился памятник Ленину.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free