Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь


Столичный Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь не так известен и посещаем, как, к примеру, Новодевичий или Покровский. Скрытый от мирских глаз за высокой кирпичной стеной, он находится неподалёку от Кремля — на Петровке. Монашеское служение здесь возобновилось всего несколько лет назад — в 2009 году. Между тем, с момента возникновения этого монастыря прошло уже семь столетий, а события, с ним связанные, могли бы стать основой книг и фильмов. Но обо всём по порядку.

Время появления Высоко-Петровского монастыря в Москве известно лишь приблизительно — скорее всего случилось это между 1315 и 1317 годами. У истоков образования обители стоял митрополит Киевский и всея Руси Пётр. Он повелел зодчим на крутом берегу Неглинки выстроить храм, названный затем во имя святых равноапостольных Петра и Павла.

Историки принимают за точку отсчёта и иную дату — 1326 год, когда митрополичью резиденцию было решено перенести в Москву (до этого она находилась во Владимире). Считается, что именно это обстоятельство послужило толчком к тому, что город постепенно начал превращаться в религиозную и государственную доминанту Руси.

По одному из других предположений, «заложил фундамент» святого места Иван Калита. Не обошлось без мистики. По легенде, великому князю перед тем, как скончался святитель Пётр, митрополит Киевский и всея Руси, было видение. Будто он охотился там, где теперь стоит монастырь, и узрел снежную гору, снег на которой в считанные секунды растаял, а затем растворилась и сама скала. Святитель Пётр истолковал это так, что он в том сне является снегом, а Калита — горой, и что час его недолог и упокоится он раньше Собирателя земель русских. После видения князь возвёл Петропавловский храм — с него и началась летопись монастыря.

По ещё одному допущению, обитель была основана после того, как за богоугодное дело взялся Дмитрий Донской, возвратившись с победой с Куликовской битвы.

Как бы ни случилось на самом деле, Высоко-Петровский монастырь — живой свидетель того, как малолюдная Москва росла, ширилась и, наконец, стала «третьим Римом». Все важные исторические вехи города неразрывно связаны и с судьбой обители. Как и Первопрестольная, монастырь претерпевал набеги, войны, пожары, и вместе с городом он каждый раз возрождался заново, становясь только краше.

На сегодняшний день Высоко-Петровский монастырь в Москве — это ансамбль из семи церквей XVII-XVIII веков, возведённых на деньги знатного рода Нарышкиных.

Расписание богослужений в Высоко-Петровском монастыре

Ежедневно начало Божественной литургии в 9:00, по воскресным дням — в 9:30. В 17:00 — начало вечернего богослужения. Ежедневно, кроме воскресных дней и двунадесятых праздников, в 7:00 — начало утреннего братского правила с молебном св. Петру Московскому перед его иконой с частицей святых мощей святителя (начало молебна в 8:00). По суббоам служится водосвятный молебен.

Официальный сайт Высоко-Петровского монастыря монастыря

http://vpmon.ru/

Адрес Высоко-Петровского монастыря

Москва, улица Петровка, 28/2

Как и большинство зданий Москвы XIV века, поначалу монастырские сооружения были из дерева, но регулярные атаки врагов и пожары поставили точку на легковоспламеняющемся зодчестве. В XVI веке под руководством мастера родом из Италии Алевиза Нового был воздвигнут собор, сделанный из камня и названный именем святителя Петра. Век спустя обитель «обросла» прочной оградой.

В 1671 году Высоко-Петровский монастырь благодаря присоединённому имению Нарышкиных получил дополнительную землю. Основные строительные работы развернулись на излёте XVII века, когда на царский престол взошёл Пётр I. При нём был достроен Боголюбский храм, сооружены церкви Трапезная Сергиевская и Покровская, звонница, кельи для монахов. За монастырём были закреплены также две богадельни за чертой обители.

В XVIII веке появились церковь Толгской иконы Богоматери, а затем преподобного Пахомия Великого.

В самом начале прошлого столетия богадельни заменил доходный дом, который после 1917 года был экспроприирован большевиками.

Собор святителя (митрополита) Петра

Это «краеугольный камень» обители. Датируется XVI веком, сооружён на месте самого древнего храма. Проектировал и руководил строительными работами Алевиз Новый (Фрязин).

Собор уникален ещё и тем, что он наглядно иллюстрирует, как возводились первые столпообразные храмы. В XVII веке архитектурно был «доведён» до нарышкинского барокко, благодаря чему собор Митрополита Петра стал более светлым и праздничным.

Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Возведён в XVII веке, заменил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенную столетием ранее. Вплоть до конца XVIII века в Боголюбском храме хоронили предков императора Петра Великого из знатного семейства Нарышкиных. Когда работа зодчих была завершена, Пётр I со своей державной родительницей Натальей Кирилловной отдали в дар монастырю икону Боголюбской Богоматери — список со старинного святого образа.

Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной

Сооружена на стыке XVII и XVIII столетий в центре ансамбля обители. Вместе с храмом зодчие соорудили Братский корпус, который благодаря надарочному переходу стал с церковью единым целым, правда, ненадолго — через несколько лет его разобрали. В храме был оборудован балкон для выходов монарших особ в дни особо почитаемых христианских праздников, а также крестных ходов.

Церковь Толгской иконы Божией матери

Возведена на пожертвования статс-дамы Н.А. Нарышкиной, разделяет звонницу и Братские кельи. Снаружи церкви, с западной её стороны, раньше размещался образ Толгской Богоматери.

Церковь Петра и Павла (храм преподобного Пахомия Великого

Основанием барочной церкви XVIII века стали каменные ворота нарышкинского имения. Идеологом её строительства выступил в те годы настоятель московской обители, архимандрит Пахомий. Церковь была посвящена его небесному заступнику. Храм получил серьёзные повреждения во время войны с французами. Позднее переосвящён во имя апостолов Петра и Павла.

Церковь Казанской иконы Богоматери

Сначала это была часовня. Её оборудовали в XX веке в южной части монастыря. В XXI столетии она получила новое рождение уже как храм Казанской иконы Богоматери.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Воздвигнута в XVII веке над западными воротами в память об Афанасии и Иване Нарышкиных. Распоряжение об её строительстве дал сам Пётр I.

1812 год причинил обители огромный урон. В ней стояли лагерем наполеоновские кавалеристы, она была разграблена (реликвии и ризницу монахам удалось спасти, их вывезли в Ярославль), церкви осквернены. В Боголюбском храме на крюки, вбитые в иконостас, оккупанты вешали туши животных — в монастыре была оборудовала скотобойня. А непосредственно у стен обители они казнили горожан, «уличённых» в поджогах Москвы, которых затем закапывали рядом с колокольней.

Десятилетия понадобились Высоко-Петровскому монастырю, чтобы оправиться и превратиться в духовный и просветительский ориентир в мирной жизни города. И о просвещении мы упомянули не просто так. Так уж получилось, что настоятели обители той поры имели отношение к образованию. Помимо этого, в 20-е годы XIX столетия туда из Заиконоспасского монастыря перевели церковное училище. А ещё в обители хранились книги и документы библиотеки Московской епархии, позднее в читальне регулярно собирались «любители духовного просвещения».

На следующий год после Октябрьской революции у монастыря отобрали всё, что только можно было, однако некоторое время в обители продолжала теплиться свеча духовной жизни — там действовала тайная духовная академия.

Советское время обошлось с монастырём довольно жестко. В Боголюбском храме чинили сельхозтехнику, в соборе Митрополита Петра организовали цех по отливу металлических изделий. В церкви Сергия Радонежского было книгохранилище, а после зал для занятий спортом. Остальные же храмы и сооружения обители коммунисты переоборудовали под коммуналки.

Из-за такой «хозяйственной» нагрузки во второй половине XX века церкви Высоко-Петровского монастыря могли быть безвозвратно утрачены, но, к счастью, в 50-х годах началась реставрация, а затем обитель защитил статус памятника архитектуры. С начала 90-х годов в храмы на литургии начали приходить верующие, но монашеская жизнь здесь возобновилась полностью только двадцать лет спустя.

Самая важная реликвия Высоко-Петровского монастыря — икона и мощи святителя Петра, также здесь хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского, всех преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Из новообретённых святынь находится крест с частицей Креста Господня.

Высоко-Петровский монастырь на карте Москвы

Смотрите также:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free