Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь


В старину возвышенности в пределах городов рассматривались как выгодные в оборонительном отношении природные образования. На них строили крепости и монастыри. В том, что обители приравнивались к крепостям, нет ничего удивительного. Враги стремились взять не только военные укрепления, но и почитаемые народом святыни, снизить его боевой дух. В строительном плане обители — это те же крепости со всеми характерными атрибутами: высокими стенами, башнями, бойницами. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехать на Крутицкий холм, что на Таганке. Здесь стоит почитаемая православная обитель — Новоспасский монастырь в Москве. Интересно, что вначале он был заложен в другом месте.

История Новоспасского монастыря в Москве

Существует распространённая историческая версия, что Даниилом Московским была заложена обитель в том месте, где и сегодня стоит монастырь, названный в честь его небесного покровителя Даниила Столпника. В начале XIV века Даниилов сын Иван по прозвищу «Калита» перевёл часть братии вместе с архимандритом в кремль. Ставший великим князем московским, Иван Калита стремился этим переездом показать, что Москва — не только светская столица, но и религиозный центр. В течение полутора веков Спас на бору, так назывался монастырь на Боровицком холме, служил пристанищем обездоленным и местом молитв всего великокняжеского семейства.

Второй «переезд» состоялся по воле Ивана III. Считается, что причиной тому послужило влияние на князя его супруги Софьи Палеолог. Она привнесла из Византии новые веяния в архитектуре, и в кремле началось активное строительство зданий из камня. Для постройки нового княжеского дворца требовалась дополнительная территория. Было решено перенести Спас на бору в другое место, на холм близ берега Москва–реки (в то время он именовался Васильевским станом), что в 1490 году и было сделано. Здесь обитель находится и поныне. Поскольку монастырь сменил место, то называть его стали Спасом на Новом. Нам привычнее его современное название — Новоспасский монастырь.

Вплоть до конца XVI века Москва регулярно подвергалась набегам крымских татар. Новоспасский монастырь играл важную роль в системе обороны города, его удачное расположение позволяло гарнизону держать атакующие войска в постоянном напряжении. Иван IV «Грозный» предпринял меры к укреплению стен монастыря, усилению его огневой мощи. В результате духовная обитель стала настоящей военной твердыней. Во время опустошительного набега Девлет-Гирея в 1571 году защитники монастыря отбили все приступы, татары так и не смогли его взять, также как и кремль. Следующий поход на Русь, предпринятый Газы-Гиреем в 1591 году, закончился разгромом ханской армии под стенами Москвы, монастырь внёс большой вклад в эту победу.

В тяжелейшее для Российского государства Смутное время Новоспасский монастырь стал духовной опорой и символом сопротивления захватчикам. Под его стенами ополчение Минина и Пожарского собирало силы и готовилось к штурму захваченного поляками кремля.

Расписание богослужений:

В будничные дни литургия в 8:00, вечерняя служба в 17:00.
В праздничные и воскресные дни бывают две литургии — в 7:00 и в 9:00.

Официальный сайт Новоспасского монастыря

http://новоспасский-монастырь.рф/

Адрес:

Москва, Крестьянская пл. 10
+7 (495) 676-95-70

Новоспасская обитель исторически связана с династией Романовых, основатель фамилии Василий Захарьин похоронен в пределах монастыря. Отцом первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича был наместник Спаса на Новом, впоследствии всероссийский патриарх, Филарет. Монастырский погост стал последним пристанищем многочисленной романовской родни. Отсюда понятно особое внимание российских царей и императоров к семейной святыне. Период царствования династии Романовых можно считать временем расцвета монастыря. К нему были приписаны обширные земельные и водные угодья, делались богатые пожертвования, велось строительство новых и обновление старых храмов.

Наполеоновское нашествие обернулось пожаром и разорением. При отступлении французы хотели взорвать храмы, но не получилось. Понадобилось всего 8 лет, чтобы полностью восстановить стены и постройки и заново освятить их.

Вплоть до октябрьской революции монастырь занимал важное место в российской церковной иерархии, являлся образцом иночества, центром духовного просвещения. Гонения новой власти на церковь с особой силой ощущались в Москве. Действия большевиков в отношении столичных храмов и монастырей, кроме как погромом, не назовешь. Новоявленные правители всеми силами стремились избавиться от «идеологического врага». Уже в 1918 году монастырские кельи вмещали не иноков, а узников, здесь проводились не богослужения, а пытки и казни. Вся территория отошла к ведомству НКВД. Только начавшаяся война помешала осуществлению плана большевиков по полному уничтожению монастыря. Его хотели взорвать по примеру Храма Христа Спасителя.

В хрущёвскую «оттепель» радением неравнодушных людей, таких как художник Корин, в монастыре начались восстановительные работы, открылись реставрационные мастерские. Но подлинное возрождение пришло только с распадом СССР. Впрочем и «лихие» девяностые не были лёгким временем. Архимандриту Фролову и Московской патриархии приходилось с трудом отстаивать права церкви на помещения монастыря. Слишком много коммерческих структур желало обзавестись недвижимостью в этом месте.

Сегодня в Новоспасском монастыре налажен монашеский устав, ведутся богослужения. Сюда стремятся тысячи верующих москвичей, чтобы вознести свои молитвы в стенах древней отечественной святыни.

Спасо-Преображенский собор

Это главная монастырская церковь. Первое каменное здание построено всего на 20 лет позже Успенского собора кремля, в 1494 году. До возведения Храма Христа Спасителя это было второе по величине церковное строение в Москве. Войны, смуты, пожары отразились на прочности стен и в царствование Михаила Фёдоровича собор отстроили заново. Освятили храм в 1649 году, с тех пор он практически не изменился.

При взгляде на церковь сразу заметно влияние византийской и псковской школ. Это характерно для всех храмов той поры. В плане здание представляет собой четырёхугольное (четырёхстолпное, по церковному канону) сооружение, увенчанное 5 главами. Снаружи каждая сторона оформлена 3 апсидами (полусводами). Внутренние стены и своды расписаны удивительными по красоте фресками старорусского письма. Многие фрески вошли в собрание Третьяковской галереи, часть утрачена, но и то что осталось производит неизгладимое впечатление.

Храм во имя Покрова Богоматери

Он примыкает с запада к Спасо-Преображенскому собору, имеет с ним общую паперть. Церковь построена всего за два года, в период с 1673 по 1675 годы по воле царя Алексея Михайловича и на его средства. В храме три придела: главный престол — во имя Богородицы; правый придел посвящен святому Дмитрию, здесь же находятся его мощи; левый придел — великомученице Варваре. После оккупации в 1812 году Москвы французами, его осветили заново. Ещё одно освящение состоялось в 1997 году, после возврата церкви РПЦ. Ритуал приурочили к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь в честь Знамения Богоматери

Была построена спустя 200 лет после Преображенского собора, примыкает к нему со стороны северо-запада. Храм возведён первым из царей Романовых — Михаилом Фёдоровичем в честь семейной реликвии — иконы Знамения Богоматери. В приделе церкви похоронены многие родственники царя. К концу XVIII века постройка сильно обветшала. Возведение нового храма на месте прежнего сооружения велось по инициативе и при финансировании графа Николая Петровича Шереметева. Освящение церкви состоялось в 1795 году.

Храм во имя святителя Николая

Деньги на строительство храмов монастыря выделялись не только семейством Романовых, но и высшей знатью. Так, князь Я.К. Черкасский оплатил возведение храма в честь святителя Николая. Это произошло в 1652 году, местом выбрали северо-западную часть монастырского подворья. На протяжении всей своей истории храм служил монастырской больницей. Поначалу небольшой храм неоднократно перестраивался и расширялся. Интересен факт, что это последнее из монастырских строений, где проводились при большевиках богослужения. Сейчас здание на реконструкции.

Храм преподобного Романа Сладкопевца

Самый «молодой» храм монастыря, его воздвигли в 1902 году. Преподобный святой жил в VI веке в Константинополе, он прославился сочинением молитв и гимнов, в том числе кондака на Рождество Христово. Семья Романовых почитала святого как своего небесного покровителя. Храм находится в подклете Спасо-Преображенского собора, рядом с усыпальницей Романовых. В настоящее время он полностью восстановлен.

Усыпальница Романовых

Бояр рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых издревле хоронили в стенах Преображенского собора Новоспасской обители. Внутри фундамента собора Преображения в родовом склепе похоронено 70 представителей славной династии. Надо сказать, что первыми разорителями склепа были вовсе не большевики, а французы в 1812 году. Последним, кого захоронили в усыпальнице, стал Сергей Александрович Романов, московский губернатор убитый революционерами в 1905 году, его прах перенесли сюда в 1995 году.

Музей истории Новоспасского монастыря

Разорение склепа Романовых окончательно довершили большевики, после них мало что осталось. Сейчас на месте склепа создан музей. Экспонатов здесь немного — всего около сотни. Они рассказывают об истории монастыря, но в основном связаны с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича.

Новоспасский монастырь на карте Москвы

Смотрите также:
Подписывайтесь на новости сайта!
 
    Рейтинг@Mail.ru
Работает на Amiro CMS - Free