Главная  /  Крым  /  Пешеходная экскурсия по центру Севастополя

Пешеходная экскурсия по центру Севастополя


Исторический центр — это прежде всего знаменитая Графская пристань, Приморский бульвар и памятник затопленным кораблям. Всё это, плюс ещё несколько памятников, сконцентрировано на совсем небольшой площади. Тут можно просто гулять и смотреть. Постараемся не пропустить ни одного интересного объекта.

Чтобы добраться к начальной точке экскурсии, можно воспользоваться общественным транспортом:

  • из Камышовой бухты, ПОР, Стрелецкой бухты — маршрутками 16, 77;
  • с Корабельной стороны — 109, 110, 112, 4;
  • с просп. генерала Острякова — 12, 120;
  • из Балаклавы — 94.

Маршрут пешеходной экскурсии по Севастополю

Доезжаем до остановки «площадь Нахимова». Маршрутки 109, 110, 112, 4, соединяющие Камышовую бухту с Корабельной стороной, имеют замысловатую траекторию движения. По пути туда и обратно они объезжают городское кольцо с разных сторон и пл. Нахимова проезжают, только следуя с Корабельной в Камышовую, но не наоборот!

экскурсия по севастополю

Выходим из маршрутки на ост. «Пл. Нахимова» и переходим на противоположную сторону улицы. Широкая лестница ведёт к подножию памятника Казарскому, командиру брига «Меркурий». Это самый старый памятник Севастополя. Построен в 1839 г. на пожертвования офицеров. Автор — скульптор А.П. Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Памятник увековечивает подвиг брига «Меркурий», судёнышка, в в мае 1829 г., в одиночку выигравшего бой с двумя турецкими линкорами, на которых было в 9 раз больше пушек! Нередко приходится слышать, как гости города недоумевают: «почему памятник рогатый?» Невнимательных туристов вводят в заблуждение загнутые нос и корма античного судна, венчающего верхнюю часть памятника.

маршрут экскурсии по севастополю

Следующий объект — Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. Создан в 1964 г. (скульптор — В.В. Яковлев, архитектор И.Е. Фиалко). Три стилизованных стрелы на барельефе символизируют три штурма города. На досках из полированного гранита можно прочитать названия боевых соединений, частей, кораблей, защищавших город и имена 54 героев Советского Союза, удостоенных этого звания за оборону Севастополя.

пешеходная экскурсия по севастополю

Напротив стены, в центре площади, памятник адмиралу Нахимову — одному из руководителей первой обороны города (скульптор — Н.В. Томский, архитектор — А.В. Арефьев). Первый памятник Нахимову установили на этом месте к 45-летию Синопской победы. В 1928 г. пролетарское руководство города сочло памятник царскому адмиралу неуместным и демонтировало его, заменив скульптурой В.И. Ленина. Когда в 1957 г. на центральном холме был открыт огромный монумент вождю пролетариата, здесь снова появился Нахимов. Новый памятник был на 2,5 м выше старого и обращён в сторону города, в то время как старый «смотрел» на море.

Площадь Нахимова — старейшая площадь Севастополя и рекордсменка по числу переименований. Изначально она была названа Екатерининской, с 1898 г. носила имя Нахимова. За советский период успела побывать площадью Труда, площадью Третьего интернационала, площадью Парадов и площадью Ленина. С 1957 г. снова — площадь Нахимова.

прогулка по севастополю маршрут

За памятником просматривается ажурная колоннада Графской пристани. Первая пристань в Севастополе была построена почти сразу после основания города (1783 г.) по указанию командующего Черноморской эскадрой графа Войновича. И, хотя официально она называлась Екатерининской, народ упорно именовал её Графской. Граф, видимо, был личностью непритязательной, и обычный деревянный причал, без всяких архитектурных изысков, его устраивал. Знаменитая колоннада появилась только в 1846 г. В те годы военным губернатором Севастополя был адмирал Лазарев. Он и решил облагородить неказистую пристань. Проект был заказан военному инженеру Д. Уптону. В те времена любой архитектурный проект должен был предоставляться для утверждения на высочайшее имя. Сложно сказать, чем Николаю I не понравилась колоннада. Проект был утверждён без неё. Каких только аргументов не приводил военный губернатор, чтобы убедить монарха в целесообразности постройки. В ход пошла даже история о пьяном кучере, съехавшем ночью в море по ступенькам не ограждённой пристани. Наконец, император не выдержал «массированного давления», и проект был утверждён. В наши дни Графская пристань, уцелевшая в огне двух оборон, стала одним из символов города.

севастополь экскурсия

Вернёмся на площадь Нахимова, пройдём вдоль платановой аллеи у здания «Дома Москвы» и войдём в ограду Приморского бульвара — с давних времён это излюбленное место отдыха горожан. Оказавшись на территории парка, сразу хочется свернуть направо, где за высокими деревьями видна полоска синего моря. Но тогда мы не увидим прелестный маленький мостик, который тоже заслуживает внимания. Этот мостик, построенный в 1905 г. — любимец севастопольских фотографов. Он очень фотогеничен, особенно зимой, покрытый снегом. На его фронтоне, между фигурами двух драконов, изображён герб Севастополя. Изящные очертания мостика мы увидим, как только пройдём мимо полукруглой летней эстрады.

экскурсионный маршрут по севастополю

И, наконец, памятник затопленным кораблям — символ города. Когда к берегам Севастополя в 1854 г. подошла англо-французская эскадра, было решено затопить у входа в бухту несколько устаревших кораблей, чтобы предотвратить проникновение вражеского флота. Для моряков, привыкших относиться к кораблю, как к родному дому, это было тяжёлым решением. «Грустно уничтожать свой труд, — говорилось в приказе адмирала Корнилова, — но надобно покориться необходимости». Позднее было затоплено ещё несколько кораблей. И уже при отступлении российских войск был затоплен весь флот. Памятник построен в 1905 г. к 50-й годовщине первой обороны города, по проекту скульптора А.Г. Адамсона и архитектора В.А. Фельдмана. Его очертания просты и лаконичны. Оригинальна идея авторов установить монумент среди морских волн в нескольких метрах от берега. Напротив памятника укреплены два якоря с затопленных кораблей. С площадки перед памятником открывается панорама Севастопольской бухты. Привлекает внимание 40-метровый белый обелиск на мысу Хрустальный — стилизованное изображение штыка и паруса, символизирующее единство армии и флота. Он украсил мыс в 1977 г. За ним — памятник солдату и матросу. Его начали строить в начале 1980-х. Потом, вдруг, городские власти решили, что проект безвкусен, место выбрано неудачно и строительство было приостановлено. Несколько лет монумент так и стоял недостроенным. И только в 2000-х спохватились и доделали, торжественное открытие состоялось ко дню Победы в 2007 г.

пешеходный маршрут севастополь

На противоположной, Северной, стороне видны две монументальные массивные постройки — Михайловская и Константиновская батареи — береговые укрепления, возведённые накануне Крымской войны в 1846 и 1847 гг. Изначально фортов было пять на разных мысах вокруг Севастопольской бухты. Один из них — Николаевский — находился как раз на месте Приморского бульвара. До наших дней сохранились только два. Их мощные стены выдержали артобстрелы Крымской и Великой Отечественной войн. Сейчас Константиновский форт находится на территории военной части, а Михайловский является музеем и открыт для посещения.

Дальше, вдоль набережной, где волны разбиваются на радужные брызги, пройдём к зданию Дворца детства и юности. Его узнаем сразу по внушительным размерам. Строилось здание в 1914 г. по проекту архитектора Чистова и предназначалось для института физических методов лечения им. Сеченова. Война существенно потрепала постройку, но нижние этажи уцелели. В конце 1960-х гг. его надстроили заново и подарили севастопольским пионерам. Сам институт перенесён в Ялту и сейчас называется Институт медицинской климатологии и климатотерапии им. Сеченова.

По изогнутой полукруглой эстакаде поднимаемся вверх, под зелёную тень Приморского бульвара. Справа — дворец детства и юности, а слева — Институт биологии южных морей, известный в обиходе как Севастопольский аквариум. Если позволяет время — есть смысл его посетить. Черноморские акулы, скаты и прочие морские создания бултыхаются в водах центрального бассейна, рыбёшки поменьше — в боковых. Есть тут и морские черепахи, и крокодильчик.

Теперь отправимся в сторону драматического театра им. Луначарского. Минуем знакомый уже Дворец детства и юности, полюбуемся его выразительным фасадом и двинемся далее, по аллее из высоких ливанских кедров, которые очень хорошо прижились в Севастополе, вырастают крепкими, мощными и украшают центральные улицы. Здание театра выглядит внушительным и с претензией на старину. На самом деле, ему нет даже 60 лет. Знатоки архитектуры отмечают, что постройка несколько перегружена деталями, но севастопольцам она нравится, как и сам театр.

На противоположной стороне проспекта Нахимова находится ещё один архитектурный памятник — Севастопольский художественный музей. К какому-то определённому архитектурному стилю его не отнесёшь — чистой воды эклектика. В отделке фасада все стили вперемешку: барокко, классицизм, ампир. В придачу ко всему, фасад асимметричен — слева балкон, справа архитектурный элемент, называемый «фонарь». Построено здание в 1899 г. и служило самым обыкновенным доходным домом. Автор этой постройки неизвестен. Наверное, потому, что здание долгое время причисляли к «не имеющим архитектурной ценности». Эклектика считалась дурным тоном, были даже предложения снести здание. К счастью, к ним не прислушались.

Площадь Ушакова вы узнаете по белоснежному зданию Матросского клуба с часами и высоким шпилем. У гостей из Питера он вызывает дежавю. Неудивительно: при проектировании за образец бралось питерское адмиралтейство.

Практически вся застройка площади послевоенная, за исключением кинотеатра «Дружба», бывшего когда-то католическим костёлом.

Но нас сегодня интересует не площадь, а пышущий зеленью холм справа от Матросского клуба и уползающая вверх по склону аллея, называемая Историческим бульваром. Согласно традиции, бульвар должен быть горизонтальным, но севастопольский рельеф не всегда позволяет соблюдать традиции, так что к Панораме, венчающей вершину холма, нам придётся добираться по склону.

По пути будет возможность скрасить монотонность подъёма осмотром памятника генералу Тотлебену — руководителю инженерной обороны города. Памятник примечателен многофигурностью и обилием деталей. Кроме самого Тотлебена здесь изображены, и солдат, и матрос, и минёр, а по краям выложены пирамидки из пушечных ядер. Ядра настоящие, с полей сражений. Точную дату постройки монумента установить сложно: одни источники называют 1909-й, другие 1906 г. Авторы проекта — А.А. Бильдеринг и И.Н. Шредер. За памятником — ещё немного усилий и подъём сменится ровной поверхностью.

Вот, наконец, и Панорама «Оборона Севастополя» — белое округлое здание. Слово «панорама» происходит от греческих слов «рап» — «все» и «Ногата» - «вид». Можно сказать, что панорама — это музей одной картины — большое живописное полотно, окружающее зрителя со всех сторон. Для экспонирования строится специальное здание. Создание панорам — трудоёмкое и дорогостоящее удовольствие, потому в мире их всего около 40. Севастопольская панорама создана по заказу российского правительства, специально к 50-й годовщине обороны академиком живописи, профессором Петербургской академии художеств Францем Рубо — потомком французских эмигрантов. Цель заказа — силой изобразительного искусства воспроизвести драматизм военных событий. Предполагалось, что на полотне будут изображены эпизоды разных моментов обороны. Но автор решил полностью посвятить её воссозданию атмосферы, царившей на бастионах, выбрав один из эпизодов самого яростного штурма Севастополя 6 (18) июня 1855 г.

Панорама потрясает своей реалистичностью, с помощью красок и макетов создаётся полный эффект присутствия: пылающее заревом небо на горизонте, пушечные ядра, дым, копоть, суета. Передний план настолько незаметно перетекает в живопись, что сложно уловить грань этого перехода. Вот телега, запряжённая лошадью. Лошадь и передняя часть колёс телеги написаны на полотне, остальное создано на предметном плане. Тлеющие угли выписаны настолько реалистично, что посетители часто уверены, будто их специально подсвечивают.

Между живописным полотном и стенами есть воздушная прослойка. Свет проникает через отверстие в куполе, отражается от расположенного над смотровой площадкой тканого экрана и попадает на стены. Это создаёт перспективу, реалистичную прозрачность неба. В каждой местности небо своё, свои закаты и рассветы. На полотне небо севастопольское. Его узнаешь по оттенку, по высоте и прозрачности.

Стараясь изобразить события с максимальной реалистичностью, живописец прибыл в Севастополь, где он изучал материалы, беседовал со стариками, сохранившими в памяти события тех лет. Саму картину Рубо писал в Мюнхене вместе с несколькими учениками. Готовая работа прибыла в Севастополь по железной дороге. Размеры полотна были внушительны 14x115 м. Намотанное на деревянный вал, оно размещалось на двух сцепленных платформах, а в отдельном вагоне прибыли части предметного плана. Общий вес груза составлял 700 пудов. На Историческом бульваре драгоценную посылку ожидало специально построенное здание в форме цилиндра диаметром 38 и высотой 36 м (проект О.И. Энберга и В.А. Фельдмана). Чтобы стены без окон не выглядели монотонно, их оформили нишами со скульптурными портретами героев обороны. Панорама завоевала популярность практически сразу. А после революции, когда стоимость билета стала общедоступной, народ сюда просто валом валил. Число посетителей перед войной достигало 28 000 в год.

В июне 1942 г. полотно панорамы было повреждено — в здание попала фугасная бомба, обвалилась часть стен, купол был охвачен пламенем. Но большую часть картины удалось спасти. Группа матросов и офицеров, рискуя собой, вынесла фрагменты живописи в безопасное место. Сложно представить, как им удалось в пылающем здании разрезать на куски 14-метровой высоты полотно. Это поистине был подвиг.

Фрагменты полотна вывезли из осаждённого Севастополя в Новороссийск, потом в Москву. В 1951-1953 гг. реставраторы работали над воссозданием картины. Треть оригинального полотна оказалась утраченной. То, что сохранилось, было разорвано и обожжено, восстановить его не было никакой возможности, всё пришлось писать заново. Реставраторы тщательно изучали манеру письма художника, характерную для него цветовую палитру и потом, уже на месте, в отстроенном заново здании, воссоздавали копию старой панорамы. Заново создавался и предметный план. Реставраторы не только заново создали творение Рубо, но и не удержались от соблазна добавить новые сценки, которых изначально в композиции не было: «приезд Пирогова на перевязочный пункт», «возвращение из вылазки разведчиков П. Кошки и Ф. Заики», «матрос Александров, заливающий упавшую бомбу», «кок в землянке» и др. В октябре 1954 г. возрождённая панорама приняла первых посетителей.

После посещения панорамы зайдём на бастион, где установлены для осмотра орудия времён первой обороны. Каждая пушка стояла в своем орудийном дворике, огороженная наполненными землёй корзинами (фашинами), на которые сверху укладывались мешки с песком. Макеты двориков выполнены из бетона. Со смотровой площадки можно увидеть странные отверстия, похожие на норы или пещеры — это входы в подземные минные галереи. Война велась не только на земле, но и под землей. Как наши, так и англичане вели подкопы под позиции друг друга. В конце галереи оставляли заряд пороха, который потом взрывали. В общей сложности англичане прорыли 1,3 км ходов, защитники города — 7 км.

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free