Главная  /  Крым  /  Керченская крепость

Керченская крепость


Пролив между Крымом и Таманским полуостровом сегодня в центре внимания из-за строительства Крымского моста. Сейчас мало кто знает, что во второй половине XIX века к этому месту также было приковано пристальное внимание высшего руководства Российской империи. Здесь строилось самое крупное по тем временам в России оборонительное приморское укрепление — Керченская крепость. Её возведение потребовало вложения немалых средств и привлечения крупных строительных сил.

Условия Парижского мирного соглашения были достаточно унизительны для России, проигравшей Крымскую войну. Согласно статьям трактата, ей запрещалось держать в Чёрном море флот и строить на его побережье крепости. Была, однако же, лазейка, которой воспользовалось российское руководство — Керченский пролив в Парижском трактате не упоминался, поэтому фортификационные работы на его берегах формально допускались. Утверждения некоторых авторов о якобы секретном строительстве Керченской крепости не выдерживают критики. Первое — даже в царском окружении имелось достаточно агентов влияния Запада, которые были в курсе всех происходящих в России событий. А во-вторых, столь масштабное строительство трудно скрывать длительное время.

Первое береговое укрепление вблизи Керчи соорудили ещё в 1791 году. Оно представляло собой земляной редут (Павловский) с 20 пушками. Как часто бывало в истории, прибрежные крепости захватывались со стороны суши. Так случилось и в Крымскую войну — высаженный вблизи укрепления союзный десант поставил его защитников в безвыходное положение — оборонительных сооружений со стороны суши не имелось. Приведя в негодность орудия, гарнизон эвакуировался. Вплоть до окончания боевых действий на позиции бывшей Павловской батареи располагался французский военный лагерь.

Как только закончилась война и французы ушли из Крыма, в Керчь прибыли российские сапёры с указанием провести инженерную разведку местности на предмет геодезического обоснования строительства новых укреплений. Казалось бы, зачем проводить дорогостоящие работы, если есть построенная ещё в Средние века крепость Еникале? Она стоит на самом узком месте пролива, достаточно её перестроить или снести старые укрепления и построить вместо них новые. Но укрепления Еникале выполняли задачу предотвращения прорыва русского флота из Азовского в Чёрное море, а не наоборот. Кроме того, самое узкое место пролива — не всегда выгоднейшее в боевом отношении. В результате остановились на участке, включающем территорию Павловского мыса. Дополнительно планировалось включить в систему обороны форты на мысе Ак-Бурун и оконечности косы Тузла.

Строительство Керченской крепости началось в 1856 году под руководством военного инженера А. Антоновича. Работы велись быстро — уже в том же году отсыпали земляные валы под батареи, возвели казарменные помещения и погреб под огневые припасы. Новый этап в строительстве наступил, когда его возглавил Э.И. Тотлебен. В 1859 году он стал начальником инженерного ведомства и на этом посту сделал многое для укрепления Керчи. Император всецело доверял опытному генералу, учитывая его вклад в строительство обороны Севастополя.

Александр II живо интересовался возведением крепости в Керчи, и на это у него были основательные причины. С Оттоманской Портой сохранялись напряжённые отношения, в случае конфликта нельзя было исключить попытку прорыва турецкого флота в Азовское море, тем более, что после Крымской войны у России не было достаточно кораблей, чтобы пресечь эти действия. Крепость должна была стать надёжным форпостом на юге страны. Государь трижды лично инспектировал ход строительства, и каждый раз оставался им доволен. Крепость полностью достроили к 1872 году.

Что представляет собой крепость в Керчи?

Крепость занимает территорию без малого 40 га. Внутри неё построено около 200 зданий боевого и вспомогательного назначения. Среди них — 1 форт, 2 редута, 3 люнета, 4 бастиона, 1 равелин и 16 капониров. Артиллерийское оснащение включало 600 орудий, размещённых на 9 батарейных позициях. Со стороны суши прорыт 3,5 километровый ров. Все укрепления покрыты земляной «подушкой» — это было важным фортификационным новшеством по тем временам. Насыпи значительно повышали живучесть укреплений, сделанных из местного камня, снижали вероятность пожаров и поражение личного состава осколками.

Большинство ходов сообщений, контрминных галерей, складов, в том числе пороховых хранилищ, находятся под землёй. В годы Второй мировой войны в крепости взорвался склад боеприпасов, многие подземные галереи были засыпаны, но и того, что сохранилось до наших дней, достаточно чтобы оценить грандиозность инженерного замысла и масштабы труда, вложенного в создание этих укреплений.

Экскурсии

Керченская крепость на удивление хорошо сохранилась, что ещё раз подтверждает добросовестность её строителей. Здесь организованы несколько тематических экскурсий, например, по форту «Тотлебен», бастиону «Е», капонирам форта. Существует несколько маршрутов — три пешеходных и один велосипедный. Архитектура крепостных сооружений, конечно, отличается от гражданских строений, но она по-своему оригинальна и даже красива. По крайней мере, отзывы посетивших крепость туристов свидетельствуют, что им здесь было интересно. Сегодня, крепость предлагает ещё одно зрелище — с верхней площадки форта «Тотлебен» виден почти весь Крымский мост.

Экскурсии допускаются в крепость с 9 до 18 часов, кроме понедельника. Следует учесть, что посещение предусмотрено только в составе экскурсионных групп.

Как добраться

Городским керченским транспортом нужно ехать до микрорайона «Семь ветров». От конечной остановки автобусов №№ 20, 28, 29 и 40 пешком до крепости идти около четверти часа. Подъезд собственным транспортом может быть затруднён, что связано со строительством дорожных развязок моста. Рекомендуется воспользоваться навигатором, в него регулярно вносятся изменения.

Керченская крепость на карте Крыма

Наверх
Работает на Amiro CMS - Free